Спрос и предложение на рынке жилья
Основными факторами, которые действуют на любом рынке, являются: спрос, предложение и цена.
Спрос – это количество объектов недвижимости и прав на них, которые покупатели готовы приобрести по складывающимся ценам за определенный период времени. При прочих равных условиях спрос на недвижимость изменяется в обратной зависимости от цены.
Формируется спрос на недвижимые объекты под влиянием многочисленных факторов:
1. Экономические факторы: темпы экономического роста и научно-технического прогресса; уровень конкуренции на рынке; уровень, динамика и дифференциация доходов потенциальных покупателей; уровень деловой активности населения; возможность привлечения заемных средств (доступность финансовых ресурсов); стоимость строительства и цены на объекты недвижимости; цены и тарифы на коммунальные услуги; уровень арендной платы; налогообложение.
2. Социальные факторы: структура населения; плотность населения; число семей; миграция населения; численность населения и тенденции ее изменения; возрастной и социальный статус населения; изменение образовательного уровня; изменение уровня преступности и др.
3. Природно-климатическая среда: климат; продолжительность времен года; водный и тепловой режим; тип почв; запас питательных веществ в почве; экология.
4. Административные факторы: постоянные и временные ограничения; условия получения прав на строительство недвижимости; правовые условия совершения сделок (регистрация, сроки и др.).
5. Окружающая среда: состояние социальной инфраструктуры; транспортные условия; местонахождение недвижимости.
6. Национальные и культурные условия, традиции населения.
7. Политические факторы: степень совершенства законодательства, уровень стабильности.
Следует отметить, что спрос на объекты недвижимости индивидуализирован и невзаимозаменяем, однако он определяется не только и не столько потребительскими качествами самих объектов, сколько их местонахождением. Спрос на недвижимость может быть очень изменчивым по регионам, районам и микрорайонам. Например, открытие в маленьком городке новой фабрики может вызвать значительный приток рабочей силы, что, в свою очередь, потребует строительства большого количества нового жилья, торговых и рекреационных объектов и т.д. В то же время, недостаток средств для ипотечного кредитования и высокие процентные ставки в регионе могут сдерживать спрос на недвижимость.
Для недвижимости характерна большая положительная эластичность спроса по доходу. Другими словами, изменения покупательной способности оказывает существенное влияние на спрос на недвижимость, хотя и в различной степени для разных видов недвижимости. Например, спрос на сельскохозяйственные земли, как правило, менее эластичен, чем спрос на производственную недвижимость, т.к. спрос на продукцию сельского хозяйства более стабильный при изменении доходов населения. Аналогично, спрос на первоклассные магазины менее эластичен, чем спрос на второстепенные магазины.
Сегментация рынка жилья
В ходе проведения работы по изучению рынка использована общепринятая сегментация рынка жилой недвижимости.
Первичный и вторичный рынок
Первичный рынок представляет собой рынок строящегося или вновь вводимого в эксплуатацию жилья. Предложение на нем формируют строительные организации, коммерческие или государственные организации, которые сами ведут строительство жилых домов и продают квартиры в новостройках, а спрос – рядовые граждане, риэлторские фирмы либо другие организации-посредники. Понятие "первичный рынок" означает предложение к продаже квартир в новом доме. Покупатель становится первым собственником на данное жилье.
Вторичный рынок является рынком жилой недвижимости, уже бывшей в обороте. Термин "вторичный рынок" означает, что у квартиры уже есть собственник в лице конкретного гражданина. На вторичном рынке жилья в роли продавца выступает собственник жилья.
Наибольшее внимание уделено сегменту вторичного рынка жилья.
- Рынок однокомнатных, двухкомнатных и трехкомнатных квартир .В качестве основных были выбраны традиционные для исследований недвижимости критерии: местоположение, качество жилья (тип планировки), количество комнат в квартире.
При формировании выборки для анализа вторичного рынка жилья участвовали:
- однокомнатные квартиры;
- двухкомнатные квартиры;
- трехкомнатные квартиры,
предлагающиеся к продаже на вторичном рынке.
- По категории жилья
- «Жилье низкого качества»: квартиры не подключенные к центральным системам отопления, водоснабжения и канализации. Как правило, расположены в деревянных, реже в кирпичных домах малоэтажной (от 1 до 2 этажей) застройки.
- «Хрущевка»: квартиры, преимущественно построенные в 60-х – 70-х годах по серийному типовому проекту. Принципиальное отличие: маленькие кухни (площадь примерно 6 кв.м.), смежные комнаты, совмещенный санузел. Квартиры расположены в пятиэтажных кирпичных/панельных домах и в большинстве случаев отслужили свой срок эксплуатации.
- «Улучшенная планировка»: квартира по качеству лучше «хрущевки», отличающаяся следующими особенностями: имеет несколько большую общую площадь и площадь кухни, как правило, раздельный санузел, изолированные комнаты, а также балкон в отдельных случаях сменяется лоджией.
- «Полный габарит»: квартиры, расположенные в малоэтажных домах (до 5-и этажей) старой постройки. Основное отличие от «хрущевки» - большая площадь кухни и жилых комнат, высокие потолки (достигают 3 кв.м.), деревянные перекрытия.
- «Гостиничный тип»: («малосемейка»): квартиры данного типа считаются социальным жильем. В основном это жилье небольшой площади, расположенное в многоэтажных кирпичных/панельных домах. Подъезд такого дома представляет собой длинный коридор на этаже, по сторонам которого расположены квартиры, отсюда и название этой категории. Квартира гостиничного типа обычно имеет строго квадратную форму.
- «Новая планировка»: квартиры данного типа начали строиться с 80-х годов. Площадь кухни 7-12 кв.м., имеют большую площадь, характеризуются раздельным санузлом, балконом либо лоджией (иногда и то, и другое), изолированными комнатами.
- «Индивидуальная планировка»: элитное жилье хорошего качества, расположенное в многоквартирных домах новой постройки – начиная с 90-х годов. Отличается большими площадями, планировкой в соответствии с индивидуальным проектом.
10 тенденции развития рынка жилья в россии