Определение температуры нагрева трансформатора
Тепловое сопротивление катушки
Тепловое сопротивление границы катушка – среда
Тепловое сопротивление границы сердечник – среда
Тепловое сопротивление каркаса
Определим величину теплового потока между катушкой и сердечником
Определяем тепловое сопротивление катушки от максимально нагретой области до каркаса
т.к. полученное значение x меньше нуля, т.е.тепловой поток направлен от сердечника к катушке и максимально нагретая область находится на каркасе, в этом случае необходимо определить тепловой поток катушка - сердечник по формуле
т.к. полученное значение меньше нуля, то доля теплового потока, возникающего в сердечнике, которая будет излучаться в окружающую среду через катушку (рис. 3), определяется по формуле
Рис. 3 Расчетная тепловая схема замещения трансформатора при
расположении максимально нагретой области в сердечнике (тепловой поток направлен от сердечника к катушке)
Максимальное превышение температуры катушки в этом случае определяется по формуле
а среднее превышение температуры катушки по формуле
где
Оценка результатов расчета перегрева.
Во избежание грубых ошибок при расчете максимальной температуры перегрева ее приближенное значение определяют по упрощенной формуле
где - суммарные потери в меди обмоток, Вт;
- суммарные потери в стали сердечника, Вт;
- перепад температуры от внутренних слоев обмоток к наружным, который для пропитанных лаком катушек приближенно может быть принят равным 5-10 ;
- открытая поверхность сердечника трансформатора, см2;
- открытая поверхность обмоток трансформатора, см2;
- удельный коэффициент теплоотдачи.
Максимальная температура обмотки
укладывается в заданные пределы.
Определение КПД трансформатора и выбор проводов для выводов обмоток.
Найдем КПД трансформатора
Выбор проводов для выводов обмоток
Для используемых в трансформаторе проводов выводы и отводы делают самим проводом, причем для обмоток №1 и №3 отводы выполняются петлей. Выводные концы заключаются в изоляционные трубки.
Рекомендации по конструкции трансформатора.
Крепление магнитопровода осуществляется при помощи накладок, стягиваемых шпильками. Накладки имеют ребра жесткости. Основание трансформатора имеет отверстия для крепления его к панели. Конструкция трансформатора изображена в Приложении А.
Используемая литература.
1. Вольдек А.И. Электрические машины. Учебник для студентов высших технических заведений. – 3-е изд., перераб. – Л.: Энергия, 1978.
2. Белопольский И.И., Каретникова Е.И., Пикалова Л.Г. Расчет трансформаторов и дросселей малой мощности. – М.: Энергия, 1973.
3. Брускин Д.Э., Захарович А.Е., Хвостов В.С. Электрические машины и микромашины. – М.: Высшая школа, 1987.
4. Брейтер Б.З. Электрические машины и электропривод. Задание на курсовую работу с методическими указаниями для студентов III курса специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». – М.: РГОТУПС, 2003.
5. Седов В.И., Шумейко В.В. Электрические машины и электропривод. Приложение к заданию на курсовую работу по расчету маломощного трансформатора с воздушным охлаждением для студентов III курса специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». – М.: РГОТУПС, 2002.
Используемые программы.
1. Расчет производился в программном обеспечении Mathcad version 13.0 (509121419). Результаты расчета приведены в Приложении Б.
2. Курсовая оформлялась в программном обеспечении Microsoft® Office Word 2003 (11.5604.5606). Входит в состав Microsoft® Office – профессиональный выпуск версии 2003.
3. Чертежи выполнялись в программном обеспечении AutoCAD 2006 версии Z.54.10.
Приложение А
Приложение Б