Глава 1 виды и назначение искусственных
СООРУЖЕНИЙ
Виды искусственных сооружений
В конструкции железнодорожного пути искусственные сооружения вместе с земляным полотном являются элементами нижнего строения пути, обеспечивающим его непрерывность при пересечении дорогой водных, высотных или других препятствий. При пересечении с рекой непрерывность пути обеспечивается мостом (рис. 1.1). При пересече-
нии дорог в разных уровнях мост называется путепроводом (рис. 1.2). Взамен высоких насыпей устраивают эстакады (рис. 1.3), мост с лотком под водоток называется акведуком (рис. 1.4) (от «аква» — вода).
Рис. 1.3. Эстакада |
Рис. 1.2. Путепровод (общий вид)
На небольших постоянных (ручьи, каналы) и периодических (временных) водотоках строят водопропускные трубы (рис. 1.5). Водопропускная труба, предназначенная для перепуска воды через выемку, называется дюкером (рис. 1.6). При отсутствии ярко выраженного лога (русла водотока) воду пропускают через фильтрующую насыпь (насыпь, специально отсыпанная из камня) (рис. 1.7).
Для преодоления высотного препятствия применяют тоннели (рис. 1.8). Другой вид горных искусственных сооружений—галереи—пред-назначены для удерживания грунта от обрушения на путь, защиты пути
Рис. 1.7. Фильтрующая насыпь: 1 — насыпь; 2 — камень (крупностью 30—40 см); 3 — переходный слой камня
и щебня; 4 — слой мха
Рис. 1.8. Железнодорожный тоннель
Рис. 1.9. Галерея
Рис. 1.10. Селеспуск
Рис. 1.11. Подпорные стены
от обвалов и камнепадов (рис. 1.9). Для защиты пути от грязекаменных потоков в горных условиях применяют селеспус-ки (сель — грязевой поток) (рис. 1.10).
Подпорные стены удерживают от обрушения откосы земляных сооружений или крутые склоны косогоров (рис. 1.11). Для защиты от размыва земляного полотна водными потоками большой скорости устраивают быстротоки (водоот-водящие каналы или лотки).
Классификация мостов
Мостом называется сооружение, обеспечивающее пропуск транспортной магистрали через препятствие (рис. 1.12—1.22). Мосты классифицируются по различным признакам:
- назначению;
- статической схеме и характеру работы под нагрузкой;
- виду преодолеваемого препятствия;
- расположению уровня проезда относительно несущей конструкции пролетного строения;
- материалу;
- длине моста;
- числу пролетов;
- конструкции пролетных строений;
- количеству путей;
- состоянию (по грузоподъемности).
По назначению мосты бывают: железнодорожные, автодорожные, пешеходные, городские, совмещенные (для железнодорожного и автомобильного транспорта), специальные (для трубопроводов и других коммуникаций).
По статической схеме и характеру работы под нагрузкой различают мосты: балочные (разрезные, консольные, неразрезные), рамные, арочные, висячие, вантовые, комбинированные.
Рис. 1.12. Городской мост через р. Неву с чугунными пролетными строениями
(1850 г.)
Рис. 1.13. Пешеходный мост
По виду преодолеваемого препятствия: собственно мост (через водоток); путепровод (через другой путь сообщения); эстакада (взамен высоких насыпей); виадук (при пересечении долин, оврагов); акведук (для пропуска водотока по мосту).
По расположению уровня проезжей части относительно несущей конструкции пролетного строения различают мосты с ездой поверху, понизу, посередине.
По материалу мосты бывают: деревянные, каменные, бетонные, железобетонные, металлические, комбинированные (сталежелезобетонные).
По длине мосты делятся на три вида: малые — длиной до 25 м, средние — длиной от 25 м до 100 м и большие — длиной более 100 м.
По числу пролетов различают мосты однопролетные и многопролетные.
По состоянию мосты подразделяются на: исправные, которые используются без ограничения по грузоподъемности, дефектные, состояние которых вызывает ограничения в эксплуатации, и опытные, требующие специального наблюдения.
По конструкции пролетных строений мосты бывают со сплошными балками и со сквозными фермами.
К особой группе относят разводные и наплавные мосты.
Разводные мосты предусматривают возможность пропуска судов за счет поворота, раскрытия или подъема пролетного строения. Низкий уровень проезда по такому мосту позволяет уменьшить стоимость опор и насыпей подхода, а в городах — вписать мост в уровень прилегающих улиц.
Наплавные мосты — это временные мосты, пролетные строения которых опираются на плавучие средства (плашкоуты), составленные из понтонов. Используют их в летний сезон, на зимний период наплавные мосты, как правило, разбираются.
Рис. 1.14. Схемы мостов: a — однопролетный балочный мост; б — двухпролетный неразрезной мост; в — трехпролетный консольный мост; г — арочный мост; д — рамный мост; е — висячий мост; ж — комбинированный мост; 1 — консоль; 2 — анкерный пролет; 3 — подвесной пролет; Н, V — опорные реакции; М — опорный момент
Рис. 1.15. Виадук
Рис. 1.16. Мосты: а — с ездой поверху; б — с ездой понизу; в — с ездой посередине
Рис. 1.17. Общий вид железобетонного моста (двухпролетного): — устой; 2 — бык; l — расчетный пролет; L — длина пролетного строения;
Рис. 1.18. Общий вид металлического арочного моста |
Lп — полная длина моста; ГМВ — горизонт малых вод; V0,0 — отметка обреза фундамента; V2,0 — отметка подошвы фундамента; ПР — подошва рельса
Рис. 1.19. Деревянный балочный мост: 1 — прогон; 2 — подбалка; 3 — насадка; 4 — схватка; 5 — подкос; 6 — закладной щит; 7 — коренная свая; 8 — откосная свая; 9 — укосина
Рис. 1.20. Однопролетный железобетонный мост |
Рис. 1.21. Наплавной мост
Основные элементы моста
Мост и комплекс связанных с ним сооружений (насыпи подходов, регуляционные сооружения, направляющие водный поток, и берегоукрепительные устройства) называются мостовым переходом. Собственно мост состоит из береговых опор, промежуточных опор и пролетных строений, перекрывающих пространство между опорами и передающих нагрузки от подвижного состава и собственного веса через опоры на грунт основания. На пролетные строения укладывается мостовое полотно, по которому осуществляется движение транспортных средств.
Опоры моста состоят из фундаментов и надземной части (тело опоры). Горизонтальная плоскость, отделяющая фундамент от тела опоры, называется обрезом фундамента. Береговые опоры моста называются устоями, опоры, расположенные между устоями, называются промежуточными опорами или быками (см. рис. 1.22). На быках различают боковые грани, обра-14
Рис. 1.22. Схема металлического двухпролетного моста со сквозными фермами:
1 — пролетное строение; 2 — устой; 3 — бык; L — полная длина моста;
l — расчетный пролет; h — высота фермы; с — строительная высота;
ПР — подошва рельсов; НК — низ конструкции; ГВВ — горизонт высоких вод;
ГМВ — горизонт меженных вод
щенные в сторону пролетов, носовую сторону, расположенную против течения реки, и кормовую сторону, противоположную носовой.
Устои и быки обеспечивают пролетным строениям заданное положение по высоте и в плане, а также передают нагрузку от пролетных строений на грунт. Давление от пролетных строений передается на опоры через опорные части.
Для размещения опорных частей на опорах устраивают подфермен-ные площадки.
Основными размерами моста являются: водопропускное отверстие, полная длина, расчетный пролет, высота моста, ширина моста.
Водопропускным отверстием называется расстояние в свету между внутренними гранями устоев однопролетного моста, измеренное на уровне расчетного горизонта воды. При нескольких пролетах водопропускным отверстием моста называется расстояние между внутренними гранями устоев за вычетом ширины промежуточных опор, измеренное на уровне расчетного горизонта воды.
Полная длина моста измеряется как расстояние между задними гранями устоев. Полная длина моста складывается из суммы полных длин пролетных строений, зазоров между ними и длины обоих устоев, измеренной от шкафной стенки до задней грани устоя (шкафная стенка устраивается в передней части устоя для ограждения подферменной пло-15
щадки). Полная длина пролетного строения равна расстоянию между его концами.
Расчетным пролетом называется расстояние между центрами опорных частей пролетного строения. Расстояние между боковыми гранями двух соседних опор называется пролетом в свету.
Строительной высотой моста называется расстояние от подошвы рельса на мосту до низа конструкции пролетного строения.
Высота моста измеряется от обреза фундамента до подошвы рельса.
Для путепроводов и виадуков высотой является расстояние от обреза фундамента до подошвы рельса. Высота моста измеряется от УМВ до поверхности проезда. Ширина моста зависит от вида и размеров пропускаемых по мосту транспортных средств, количества путей в соответствии с габаритом поезда.