Пересечение самотечного трубопровода с препятствием, расположенным выше и ниже трубопровода.
1 – футляр, 2 – самотечный трубопровод, 3 и 4 – контуры котлована для строительства соответственно приемного и рабочего
Если трубопроводы располагаються ниже препятствия(отметка трубопровода значительно ниже отметки препятствия), то пересечение выполняется в виде самотечного трубопровода из усиленных стальных или железобетонных труб, уложенных в футлярах, непроходных или проходных тоннелях. Глубина заложения трубы, футляра или тоннеля должна быть не менее 1 м — при открытом способе производства работ и неменее 1,5 м — при закрытом. Длину футляра определяют, исходя из размеров препятствия. Поперечные размеры футляра и тоннеля зависят от способов производства работ и размеров трубопровода. При открытом cпocoбепроизводства работ диаметр футляра следует принимать не менее чем на 200 мм больше наружного диаметра трубопровода. При закрытом способе размеры футлярадолжны определяться с учетом условий производства работ и техники безопасности.
Кожухи и тоннели предназначены для предохранениирабочего трубопровода от нагрузок, возникающих при движении транспорта над ним. Одновременно кожух предохраняет дорогу от разрушения в случае аварии трубопровода. Футляры должны устраиваться с противокоррозионной изоляцией (торкретбетонное армированное, битумно-резиновые, полимерные покрытия) и защитой oт электро-химической коррозии (катодная поляризация с протекторными установками). Пространство между стенками футляра и трубопровода надлежит заполнять бе тоном. Перед и после пересечения желательно устройство смотровых колодцев с отключающими устройствами.
Рис.2. Конструкция оборудования футляра при прокладке пластмассовых труб
1 — цементный раствор; 2 — футляр; 3 — рабочая труба; 4~ бетон марки MI50; 5 — направляющие швеллеры
На рис. показана конструкция оборудования футляра при размещении в нем самотечного трубопровода из пластмассовых труб диаметром 200—600 мм. Прокладка их производится протаскиванием в футляре на полозковых опорах, приваренных к хомутам. Между собой хомуты соединяются тяжами из круглой арматурной стали, воспринимающими усилия от протаскиваемых труб. Для сохранения проектного уклона внутри футляра устраивается набетонка, в которую заделываются направляющие швеллеры.
На рис. 3представлена конструкция оборудования футляра при размещении в нем самотечных трубопроводов из асбестоцементных, железобетонных и чугунных труб диаметром до 800 мм. Прокладка их производите протаскиванием в футлярах на стальном сплошном корыте с колодковыми опорами. Для сохранения проектиог уклона внутри футляра устраивается набетонка, в кото рую заделываются направляющие из круглой арматурно' стали. Для фиксации положения труб к левосторонним опорам привариваются реборды.
Если трубопровод располагается значительно выше препятствия (при пересечении оврагов, суходолов), то пересечение выполняется в виде самотечного трубопровода, уложенного по эстакаде или существующему мосту. Эстакада — конструкция, представляющая собой мост на опорах (деревянный или из сборных железобетонных элементов), который одновременно может использоваться как пешеходный мост. Самотечный трубопровод из длинномерных металлических, железобетонных или асбесто-цементных труб прокладывается по эстакаде в утепленном коробе. Диаметры труб, наполнение и скорости течения в них принимаются такими же, как и на лежащем выше участке коллектора. Перед и после эстакады желательно устройство колодцев сотключающими устройствами. Перед эстакадой целесообразно также устройство аварийного выпуска. На трубопроводе для прочистки труб устанавливают ревизии на расстояниях, равных расстояниям между линейными смотровыми колодцами. К выбору трассы эстакады предъявляются такие же требования, как и к трассировке дюкера.
55.Ливневыпуск с боковым прямолинейным и криволинейным водосливом
Ливнеспуск с боковым прямолинейным водосливом с односторонним сбросом состоит из лотка, одна сторон которого является водосливом (рис. 1). Этот ливнеспуск имеет самое широкое распространение. Недостаток его заключается в необходимости устройства камер большого размера.
Высота порога водослива должна равняться глубине воды в лотке при пропуске предельного (не сбрасываемого) расхода. Толщина бетонной водосливной стенки выполняется равной 0,1 м. Целесообразно гребень водослива выполнять металлическим и подвижным в вертикальных направляющих. Это обеспечит возможность изменения высоты гребня водослива при наладке работы сооружений.
Рис.1Ливнеспуск с боковым прямолинейным водосливом с односторонним сбросом
1—ливнеотвод (сбросной трубопровод); 2 — отводящий трубопровод; 3 — гребень водослива; 4 — подводящий трубопровод
Ливнеспуск с боковыми прямолинейными водосливами с двухсторонним сбросом состоит из лотка, обе стороны которого являются водосливами (рис. 11.30). Длина гребня водослива равна удвоенной длине лотка. Ливнеспуск может оборудоваться шибером, установленным в конце лотка, с помощью которого можно регулировать работу сооружения. Известна конструкция ливнеспуска с водомерным лотком Вентури, установленным после водосливного лотка. Водомерный лоток служит регулятором наполнения воды в водосливном лотке и, следовательно, регулятором сброса расхода воды.
Рис. 2. Ливневыпуск с боковыми прямолинейными водосливами с двухсторонним сбросом
1и 2 – подводящий и отводящий трубопровод, 3 – сбросной трубопровод, 4 – грнбни водосливов
Ливнеспуск с боковым криволинейным водосливом (центральный угол а = 90°) состоит из криволинейного лотка, внешняя сторона которого является водосливом.
Ливнеотвод (сбросной трубопровод) следует проектировать на полное заполнение с некоторым запасом. Шелыга ливнеотвода (сбросного трубопровода) и гребень водослива должны находиться на одной отметке.