Жизненный цикл строительной продукции. Понятие инвестиционного строительного проекта. Определение показателей эффективности ИСП
ЖЦСО: маркетинг и анализ рынка; добыча естеств. стройматериалов; проектно-изыск.работы; произв-во строймат-в и изделий; трансп-ка и хранение; СМР; техн. эксплуат. зд. и соор; реконстр-ция(модернизация) объекта; утилизация объекта. Интенсивность инвестиций меняется в зависимости от фазы жизненного цикла проекта.
Начальная (прединвестиционная) фаза– характеризуется относительно небольшой интенсивностью инвестиций и включает две стадии:
1) прединвестиционные исследования (3 % затрат) и планирование проекта (5 % затрат) - на этом этапе выдвигается идея проекта, выполняются разработка концепции проекта (включая предварительное обследование и определение проекта), сравнит оценка альтернатив, утверждение концепции;
2) разработка проектно-сметной документации (ПСД) и подготовка к строительству (20 % затрат) – этот этап включает разработку плана проектно-изыскательских работ, задание на разработку и разработка экономического обоснования инвестиций, его согласование, экспертиза и утверждение, выдача задания на проектирование, разработка, согласование и утверждение проектно-сметной документации, отвод земли под стро-во, разрешение на стр-во, разработка бизнес плана проекта.
Основная (инвестиционная) фаза– отличительной особенностью этой фазы является максимальный объем инвестиций (порядка 60% затрат), благодаря которому выполняется наибольший объем работ по реализации проекта, фаза также включает две стадии:
3) проведение торгов и заключение контрактов, организация закупок и поставок – тендеры на проектно-изыскательсткие работы и заключение договоров, тендеры на поставку оборудования и заключение контрактов, тендеры на подрядные работы и заключение контрактов, разработка планов (графиков) поставки ресурсов;
4) строительно-монтажные работы – разработка оперативного плана строительства, разработка графиков работы машин и механизмов, выполнение строительно-монтажных работ, мониторинг и контроль.
Завершающая фаза– хар-ся также незначительной интенсивностью инвестиций (12 % затрат) - на этой фазе проводятся пусконаладочные работы и происходит сдача законченного стр-вом объекта в эксплуатацию, эксплуатация объекта. При этом выявленные недостатки и поломки исправляются за счет предприятия, кот. несет ответственность за соответствующие работы в период гарантийных обязательств.
Эффективность ИСП оценивается с использованием системы пока-зателей, отражающих соотношение затрат и результатов деятельности организаций, принимающих участие в реализации:
- чистый дисконтированный доход - внутренняя норма доходности
- срок окупаемости - индекс доходности
- др. показатели, отражающие интересы уч-ков / специфику проекта
117.Обеспечение эффективности контроля. Понятия мониторинга, контролинга.
Условия эффективности контроля:
Контроль является эффективным, если он
-имеет стратегический характер
-нацелен на достижение конкретных результатов
-своевременен
-гибок
-прост
-экономичен
Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Контроллинг – это совокупность методов стратегического управления, планирования, учёта, анализа и контроля, направленного на достижение целей. Контроллинг как система экономического управления широко применяется в экономически развитых странах.
118.Организационные формы управления. Сущность каждой формы, преимущества, недостатки.
Понятие организационные формы включает в себя:
- принципы организации системы управления;
- характер взаимоотношения между отдельными подразделениями;
- порядок их взаимодействия с внешними организациями.
В зависимости от хар-ра связей между подразделениями различ. следующие формы орг-ных структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную.
Линейная ОСУ - во главе струк-го подразделения находится рук-ль, наделенный всеми полномочиями и осущ-щий единолич. рук-во подчиненными ему раб-ми и сосредоточ. в своих руках все ф-ции управления.
Преимущества:Единство и четкость распорядительства / Согласованность действий исполнителей/ Простота управления / Четко выраженная ответств-ть/ Оперативность в принятии решений/ ответственность руководителя за конечные результаты деятельности подразделения
Недостатки:Высокие требования к рук-лю/ отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений/ Перегрузка информ., множество контактов / затруднительные связи между инстанциями/ Концентрация власти в управляющей верхушке.
Функциональная ОСУ - осущ-ся некот. совокупностью подразделений, специализ. на выполнении конкретных видов работ, необход. для принятия решений в системе линейного управления - каждый орган управления специализируется на выполнении отдельных видов деят-ти.
Преимущества: 1. Высокая компетентность специалистов/ освобождение линейных менеджеров от решения некоторых спец. вопросов
3. Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов.
4. Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций
5. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
Недостатки:
1. Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач “своих” подразделений 2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 3. Появление тенденций чрезмерной централизации 4. Длительная процедура принятия решения
5. Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения
Линейно-функциональная (штабная) структура управления преддоставляет всю полноту власти линейному руководителю, возглавляющему определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
Преимущества 1. Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников
2. Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 3. Возможность привлечения консультантов и экспертов
Недостатки:
1. Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отеделениями
2. Недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не учавствует в его реализации
3. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии упр-я, то есть тенденция к чрезмер. централизации
Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
Преимущества 1. Возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним условиям организации
2. Повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами
3. Рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности
4. Увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и уиления демократических принципов руководства
5. Усиление контроля за отдельными задачами проекта
6. Скоращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий
7. Повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов
Недостатки:
1. Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение
2. Присутствие “духа” нездравого соперничества между руководителями программ
3. Необходимость постоянного контроля за “соотношением” сил между задачами упарвления по целям
4. Трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе
119.Понятие эффективного руководителя, лидерства, влияния, власти. Виды влияния, власти, преимущества и недостатки каждого вида власти.
Эффективный руководитель - учитывает в своей работе ситуационные различия и действует с опережением, предвидя будущее, а не реагирует задним числом.
Лидерство- способность оказывать влияние на отдельные или определенные личности или группы людей, направляя их усилия на достижение поставленных целей. Влияние - такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношение другого человека.
Власть- возможность влияния на поведение других.
Виды влияния: влияние через традиции; влияние путем убеждения; влияние через участие трудового коллектива в управлении, через традиции организации, семьи; влияние путем убеждения
Виды власти: Власть, основанная на принуждении; Власть, основанная на вознаграждении;Законная власть; Власть экспертная; Власть эталонная (харизматическая)
1. Власть, основанная на принуждении – влияние через страх. Достоинства этой формы власти и влияния – быстрота и ясность. Слабые стороны метода влияния через страх состоят в следующем:
1/ отсутствие доверия; 2/ большие затраты, связанные с ее применением (так как должна быть тщательная система контроля, которая поймает человека в момент неуставного поведения); 3/ усиливается стремление людей сознательно обманывать власть; 4/ высокая текучесть кадров; 5/ ее самый большой эффект – это минимально возможная производительность труда.
2. Власть, основанная на вознаграждении – влияние через положительное подкрепление. Недостатки этой формы власти и влияния:
- она эффективна только тогда, когда руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Но на самом деле ресурсы организации ограничены. Следовательно, возможности руководителя предлагать стимулы тоже ограничены;
- трудно определить индивидуальную шкалу ценностей подчиненного (то есть что для него важно и ценно).
3. Законная власть – влияние через традиции. Достоинствами этой формы власти и влияния являются также быстрота и предсказуемость. К недостаткам можно отнести следующее: твердая приверженность традиции таит опасность сопротивления переменам и новшествам, а также то, что иногда власть, основанная на традиции, входит в противоречие с ценностями современного человека.
4. Власть эксперта – влияние через разумную веру. Ограниченность разумной веры состоит в том, что на ее формирование требуется длительное время, а также может вырасти власть подчиненного.
5. Эталонная власть (власть примера) – влияние через харизму. Харизма – это власть, построенная не на логике, а на силе личных качеств или способностей лидера.
120.Виды менеджмента. Сущность персонал-менеджмента, менеджмента качества, тайм-менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного менеджмента.
Виды менеджмента: производственный менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, антикризисный менеджмент, стратегический менеджмент, международный менеджмент,персонал-менеджмент, менеджмента качества, тайм-менеджмент.
Производственный менеджмент—это менеджмент, основные черты которого определяются особенностями объекта управления, то есть производства.
Финансовый менеджмент- это процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которой осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.
Инновационный менеджмент-это процесс управления нововведениями для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.
Инвестиционный менеджмент- это процесс управления долгосрочными вложениями средств в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий, увеличения производства и получения прибыли.
Антикризисный менеджмент -это специфический процесс управления организациями и народным хозяйством в целом в период спада экономики.
Международный менеджмент- это процесс управления многонациональными компаниями, международными стратегическими альянсами, финансово-промышленными группами и другими международными организациями.
Стратегический менеджмент. Его главной особенностью является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе. Он возник в результате усиливающейся динамики экономического развития, остроты конкуренции, НТП, повышения роли человеческого фактора в управлении
Менеджмент персонала - это деятельность на предприятиях (в организациях), направленная на наиболее эффективное использование работников для достижения организационных и личных целей.
Менеджмент качества - это скоординированная и взаимосвязанная деятельность по управлению, выстроенная таким образом, чтобы обеспечить надежную и бесперебойную работу организации.
Управление организацией, применительно к качеству, означает, что вся деятельность подчиняется установленным целям по качеству, и для достижения этих целей в организации разработана система планов, есть необходимые ресурсы, выполняются действия по достижению поставленных целей.
Тайм-менеджмент– это умение эффективно управлять и контролировать свое личное время! Это умение сортировать, что для Вас на данный момент является главным, а что – второстепенным, что самое первое Вы должны сделать, а что можно перенести и на несколько часов вперед. Как только человек начинает это все осознавать – у него сразу же пропадает вся суета с нехваткой времени.