Холодный ресайклинг нежестких дорожных одежд
4.5.1. Принцип холодного ресайклинга дорожной одежды заключается в ее максимальной регенерации путем фрезерования и последующего укрепления с целью создания однородного слоя с более высокими прочностными свойствами.
4.5.2. Холодные регенерированные асфальтобетонные смеси представляют собой смесь асфальтового гранулята, воды, катионной битумной эмульсии, взятых в определенных соотношениях. В качестве добавок для улучшения физико-механических характеристик в смесь в процессе приготовления могут вводится цемент, щебень, песок из отсевов дробления.
4.5.3. Холодные регенерированные асфальтобетонные смеси могут быть использованы для устройства верхних слоев основания на дорогах I - III технических категорий, нижних слоев покрытий - на III технической категории и верхних слоев покрытия на IV - V категориях.
4.5.4. На подготовительном этапе в специализированной лаборатории производится оценка пригодности старого асфальтобетона к холодной регенерации. В случае необходимости рассматривается вопрос о введении специальных добавок.
4.5.5. Гранулометрический состав смесей должен соответствовать п.4.1.6. настоящих рекомендаций.
4.5.6. Физико-механические показатели холодных регенерированных асфальтобетонных смесей должны соответствовать п.4.1.1.13. настоящих рекомендаций.
4.5.7. При выполнении работ используется битумная дорожная эмульсия класса ЭБК-3. При подборе составов необходимо учитывать, что эмульсия не должна распадаться до укладки смеси в конструктивный слой.
4.5.8. Используемые материалы должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов: песок - ГОСТ 8736, щебень - ГОСТ 8267, цемент -ГОСТ 10178, битумная эмульсия - ГОСТ Р 52128-2003.
4.5.9. Машины для ресайклинга - ресайклеры - позволяют осуществлять фрезерование и смешение непосредственно на месте производства работ необходимых материалов. Основным рабочим органом ресайклера является фрезерно-смешивающий барабан, оснащенный большим количеством специальных резцов.
4.5.10. Необходимая дозировка исходных материалов устанавливается на стадии подбора составов. Ориентировочное содержание эмульсии в смеси - 2-6 % от массы минерального материала, цемента - 1-3 %.
Количество воды определяют руководствуясь соображениями, изложенными в п.4.1.10., щебня и песка - исходя из необходимости корректирования гранулометрического состава.
4.5.11. Вращаясь, барабан ресайклера измельчает и перемешивает асфальтовый гранулят, минеральные материалы. Одновременно в рабочую камеру ресайклера впрыскивается необходимое количество воды и жидких вяжущих (битумной эмульсии и цементно-водной суспензии). Перемешанные материалы укладываются в конструктивный слой дорожной одежды.
4.5.12. Покрытия и основания из холодного регенерированного асфальтобетона следует укладывать при температуре воздуха не ниже плюс 5 °С. С момента укладки до наступления устойчивых отрицательных температур осенью должно пройти не менее 2 недель.
4.5.13. Уплотнение производится 8 - 12 проходами пневмокатка и 4 - 6 проходами виброкатка или комбинированного катка.
4.5.14. После завершения уплотнения на участке может быть открыто движение транзитного и построечного транспорта.
4.5.15. Устройство последующих слоев дорожной одежды допускается не ранее, чем через 10 - 15 дней с момента устройства слоя из холодного регенерированного асфальтобетона.
4.5.16. Машины для холодного ресайклинга могут быть использованы для приготовления и укладки эмульсионно-минеральных смесей и укрепления грунтов методом смешения на месте.
Ямочный ремонт
4.6.1. Для ямочного ремонта методом пневмонабрызга используется щебень фракции 5 - 10 мм, обработанный катионоактивной битумной эмульсией класса ЭБК-1, в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003.
4.6.2. Содержание битума в битумной эмульсии должно составлять 60±2 %. Эмульсия должна выдерживать испытания на водоустойчивость пленки согласно требованиям ГОСТ Р 52128-2003. Испытания проводят на щебне, предназначенном для ямочного ремонта.
4.6.3. В качестве минерального материала в смеси используется соответствующий требованиям ГОСТ 8267 щебень фракции 5 - 10 мм, имеющий марку по прочности не менее 1200, показатель морозостойкостине менее 50, марку по износу И I и содержание пылевидных и глинистых частиц не более 1 %.
4.6.5. В результате визуального обследования автодороги определяются участки дефектного покрытия (наличие ямочности), которые фиксируются, после чего составляется план ремонтных работ.
4.6.6. Участок ведения работ ограждается дорожными знаками и ограждениями согласно схеме, утвержденной ГИБДД, после чего производится очистка поврежденного участка.
4.6.7. Запускается и доводится до номинального режима двигатель машины для ямочного ремонта, потоком воздуха удаляется вся пыль, вода и частицы разрушенного покрытия.
4.6.8. После очистки производится подгрунтовка места ремонта катионоактивной битумной эмульсией, которая распыляется через форсунки, закрепленные на насадке рукава для транспортировки щебня. Битумная эмульсия подается по трубопроводам к форсункам с помощью компрессора, развивающего давление до 10 атм, что обеспечивает хорошую транспортировку эмульсии, а также образование эмульсионной завесы в распылительном кольце, проходя через которую частицы щебня идеально обволакиваются.
Рис. 4.2. Общий вид подгрунтовки выбоины
4.6.9. Соотношение подаваемых в выбоину щебня и эмульсии регулируется изменением положения рукоятки эмульсионного крана. Весовое соотношение битумная эмульсия - щебень должно находиться при этом в пределах 0,21-0,24.
4.6.10. Заполнение выбоины щебнем, обработанным битумной эмульсией, производится с учетом запаса на уплотнение при нахождении насадки рукава подачи щебня в вертикальном положении на расстояние 60 см к дефектному участку. При этом разгон щебня на выходе достигает скорости до 32 м/с, что способствует хорошему уплотнению щебня в момент заполнения выбоины. После заполнения выбоины черным щебнем поверхность отремонтированного участка засыпается белым щебнем для предотвращения прилипания черного щебня к колесам проходящих автомобилей. Окончательное доуплотнение происходит под действием движущихся по отремонтированному участку транспортных средств.
Рис. 4.3. Выбоина, заполненная смесью ремонтных материалов
4.6.11. Оптимальная температура катионоактивной битумной эмульсии во время ведения ремонтных работ равна 71 - 80 °С. Используемый для ремонта щебень имеет свою естественную температуру.
4.6.12. Нормы расхода используемых материалов при ремонте асфальтобетонного покрытия автодороги указаны в табл. 4.6:
Таблица 4.6.
Нормы расхода материалов на 100 м2 ямочного ремонта
Наименование материалов | Единица измерения | Кол-во материала при толщине слоя, мм | ||||||
1. Щебень 5-10 | м3 | 5,96 | 7,15 | 8,58 | 10,0 | 10,92 | 12,28 | 13,65 |
2. Битумная эмульсия | тн | 1,75 | 2,10 | 2,52 | 2,94 | 3,20 | 3,68 | 4,00 |
4.6.13. Выполнение ямочного ремонта методом пневмонабрызга показано на рис.
Рис. 4.4. Машина для производства ямочного ремонта