Прогноз развития столичных функций

Кызыл - многофункциональный, многогранный город, что объясняется не только его организующей ролью, но и значением его, как главного узла связей, объединяющих республику, и узлов связей с зарубежным миром.

Закон соответствия функциональной структуры рангу города, его месту в общественном разделении труда и территориальной организации общества приведет к трансформации существующей функциональной структуры города.

Столичный статус Кызыла требует развития в нем функций, регулирующих интегральные территориальные отношения (административно-управленческие, социальные, коммерческо-деловые, производственные и т. д.) различного масштаба, соответствующих ареалам распространения этих отношений.

Важный ориентир развития города – соответствие его функциональной структуры экономико-географическому положению столицы, которое определяется развитостью транспортных связей с выходом к международным трансконтинентальным магистралям и местоположением по отношению к промышленно-развитым центрам как внутри республики, так и на прилегающих территориях ближнего и дальнего зарубежья.

Развитие функций столицы происходит под влиянием трех основных территориальных уровней:

- микроположением по отношению к ближайшему окружению в границах прилегающих кожуунов и пригородной зоны;

- мезоположением по отношению к прилегающим субрегионам республики;

- макроположением по отношению к крупнейшим центрам прилегающих к границам Тывы стран (Монголия, далее Китай) и регионам Российской Федерации.

Столичный статус города в сочетании с его микро-, мезо- и макроположением приведет к корректировке его функциональной структуры, потребует освободиться от функций, которые в изменяющихся условиях признаются неуместными для города, достичь соразмерности между производственными и непроизводственными функциями, сбалансировать специализированные и центральные функции в соответствии с местом города в системе расселения и, таким образом, привести в соответствие его функциональную структуру и столичный ранг.

В соответствии с микроположением в городе сохранятся функции административно-хозяйственного обслуживания, управления и материально-технического снабжения и традиционные виды деятельности - строительство, транспортное обслуживание, промышленное производство, связанное с аграрным сектором республики, формирование систем инженерного оборудования, экологической и рекреационной инфраструктуры, число видов которого будет возрастать.

Поскольку город функционирует не изолированно, а вместе с его окружением (мезоположение города), его статус вызывает ответную реакцию, "пространственный резонанс", в пределах обширного Центрального макрорайона республики, как наиболее развитого в промышленно-транспортном отношении. Являясь его безусловной точкой роста, город должен стать координирующим и управляющим центром этих территорий.

Это приведет к развитию в столице деловых центров, контор и блока научно-технического прогресса (наука, экспериментальное производство, конструкторские разработки и подготовка кадров) для прогрессивных отраслей промышленного производства республики и для основных отраслей специализации промышленных центров тяготеющих к столице субрегионов.

Важнейшим фактором, обеспечивающим функционирование этих видов обслуживания, является столичный престиж, т.е. "престиж адресата".

Столичный характер города обеспечивает развитие органов государственного управления и сосредоточения учреждений рыночной инфраструктуры, ее главных звеньев, кредитно-финансовой и деловой сферы, организует ее развитие в субрегионах.

На территориальном уровне макроположения города, обеспеченного транспортно-экономическими связями как с близко расположенными районами России (Сибирь, Урал), стран СНГ, так и отдаленного зарубежья (Китай, Монголия), будут развиваться функции, обеспечивающие торговлю и транспортное обслуживание, что приведет к созданию блока экспортных услуг (погрузочно-разгрузочные операции с транзитными грузами, организация товаропродвижения, рекламная деятельность, брокерские услуги, таможенная служба и т. д.).

Столичный статус требует дальнейших действий по укреплению Кызыла в международной транспортной системе, формированию социально-экономических и культурных международных связей, появлению общественных организаций международного и регионального сотрудничества, открытия консульств и представительств, расширения международных контактов с правительственными, предпринимательскими и финансовыми структурами, что следует учитывать в структуре деловой части города и при создании районов элитной жилой застройки.

Город должен измениться качественно. Качественные сдвиги должны произойти во всех сферах жизни города, в его облике (прежде всего центральной части) и планировочной структуре, градостроительных параметрах, транспортном оснащении, его социальном разнообразии.

Столица должна освободить свою функциональную структуру от звеньев, переставших соответствовать ее рангу.

В конечном счете, изменение статуса города и развития столичных функций приведет к эволюции сферы занятости, характеризующейся возрастанием сферы услуг (управление, кредитно-финансовое, научно-техническое и транспортное обслуживание, подготовка кадров, культура, социальные и личные услуги) при сокращении доли сферы материального производства.

Коммерциализация сферы услуг будет характеризоваться разукрупнением учреждений при увеличении их количества и номенклатуры, приближением услуг к потребителю.

Столичный статус города является стержнем в жизни города и требует разработки новой концепции его развития, ключевое звено которой – сочетание функций, выполняемых городом, их масштаб и территориальная ориентация.

Особое качество городской среды, характерное для столицы, требует изменения в стратегии использования территории города.

С учетом столичного статуса города, особенностей рыночной экономики и закономерности роста города необходимо выделение зоны перспективного развития функций общегородского центра. Это планировочный каркас, перспективная зона более интенсивного использования территории, участки, наиболее ценные в градостроительном отношении.

Перечисленное выше потребовало при разработке генерального плана обратить особое внимание на поиск территорий под размещение общественных объектов, обслуживающих столичные функции города.

6.3. Демографическая ситуация. Прогноз численности населения

По состоянию на 01.01.2009 г. численность постоянного населения г. Кызыла составляла 108,3 тыс. человек, 35% от численности населения Республики Тыва (313,9 тыс. человек), около 70% от численности её городского населения (160,8 тыс. человек).

Современная численность составляет 75% от намеченной на проектный срок генеральным планом 1991 г. (145 тыс. человек).

По неофициальным данным, в результате миграции из кожуунов республики часть проживающего в городе Кызыле населения (до 15-20 тысяч человек) не имеет прописки.

По данным Департамента земельных и имущественных отношений, только на территории садоводческих товариществ проживает около 4 тысяч человек, что рождает для города целый ряд проблем социального характера, в том числе криминогенного, и требует принятия соответствующих мер.

В связи с вышесказанным, современная численность городского населения колеблется на уровне 125-130 тыс. человек. Это создаёт определённые трудности, связанные с занятостью населения, его социальным обслуживанием, нагрузкой на деятельность транспортных и коммунальных служб города.

Таблица 6.5

Динамика численности постоянного населения за период 1979-2008 гг.

(по материалам Госкомстата РФ)

Годы
тыс. чел. 66,0 74,9 76,8 79,7 81,9 85,0 88,0 90,3 89,3 92,3 94,6
Годы
тыс. чел. 98,7 100,3 101,5 102,9 104,1 105,9 108,1 109,1 108,3 108,1 108,3

прогноз развития столичных функций - student2.ru

Период времени после разработки генерального плана 1991 года принёс серьёзные изменения в социально-экономической жизни, как города, так и страны в целом, повлиявшие на реализацию решений генерального плана.

Этот период характеризуется снижением объемов производства и сокращением рабочих мест, зарегистрированной и «скрытой» безработицей.

Формирование рыночных отношений оказало существенное влияние на изменение удельного веса объемов выпускаемой продукции, занятости кадров в отдельных отраслях экономики, уровня безработицы, что неизбежно повлияло на уровень жизни населения и демографическую ситуацию.

Социально-экономические изменения 90-х годов повлияли на демографическую ситуацию в городе, которая характеризуется:

● сменой ежегодных темпов прироста в сторону уменьшения;

● снижением темпов прироста населения до + 0,9 % в год фактически против + 2,85% в год по генплану 1991 года (за период реализации генерального плана), за последние три года – за счёт отрицательной миграции населения.

Таблица 6.6

Изменение среднегодовых темпов прироста (снижения) населения города

по различным периодам, %

1979-1987 гг. 1988-2000 гг. 2001-2009 гг. 1991-2009 гг.
по генплану 1991 г. фактически
+ 2,37 + 1,71 + 0,9 + 2,85 +1,25

Таблица 6.7

Естественный и механический прирост населения

Наименование На 1.1.2002 г. На 1.1.2003 г. На 1.1.2004 г. На 1.1.2005 г. На 1.1.2006 г. На 1.1.2007 г. На 1.1.2008 г.
Естественный прирост (убыль)
на 1000 чел. населения 1,95 2,2 4,8 5,3 4,9 9,2 9,5
Механичес-кий прирост (убыль) - 677 - 959 н/д
на 1000 чел. населения 11,6 17,8 3,4 14,3 - 6,2 - 8,9 н/д

Таблица 6.8

Изменение возрастной структуры населения, %

Возрастные группы Перепись 1989 г. Перепись 2002 г. 2009 г.
Дети 24,9 24,1 23,7
Трудоспособный возраст 66,1 65,3 66,0
Старше трудоспособного 9,0 10,6 10,3

прогноз развития столичных функций - student2.ru Таблица 6.9

Сравнительные показатели возрастной структуры населения

по городам РФ,%

Возрастные группы Оренбург, Оренбургская область 2007 г. Рыбинск, Ярославская область 2007 г. Мичуринск, Тамбовская область, 2007 г. Саранск, Республика Мордовия, 2004 г. Кызыл, Республика Тыва, 2009 г.
Дети
Трудоспособный возраст
Старше трудоспособного

В половозрастном составе населения Кызыла преобладают женщины – 54%.

В городе проживают жители более 70 национальностей.

Структура населения по национальному составу (по ВПН):

- тувинцев – 58%;

- русских – 37%;

- других национальностей – 5%.

Выводы:

1. Демографические процессы, происходящие в городе, значительно отличаются от процессов, имеющих место в большинстве городов России с преобладанием русского населения, где происходит старение населения, сокращение доли молодых возрастов, наблюдается естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции.

2. В городе, как и в республике в целом, отмечаются стабильные положительные показатели естественного прироста, как следствие, благоприятная возрастная структура населения, что позволяет оптимистично подходить к прогнозам численности населения города.

3. Механический отток населения, наблюдаемый в прошедшие три года, объясняется дефицитом мест приложения труда, и может быть стабилизирован по мере развития экономики города и обеспечения занятости населения.

4. На ближайший период сохраняется тенденция прироста численности трудовых ресурсов за счёт естественного прироста, вступления населения трудоспособного возраста в трудовую деятельность. На более поздний период указанный прирост может быть обеспечен также и за счёт механического притока в результате развития в городе ряда направлений хозяйственной деятельности.

4. Целесообразно учитывать в генеральном плане Кызыла наличие временного населения как специфическую «демографическую нагрузку» на инфраструктуру города.

5. Значительная доля детских возрастов и молодёжи должна быть учтена при расчёте потребностей в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях внешкольного образования, объектах культуры, здравоохранения и спорта.

Наши рекомендации