Основные правила установки опалубки
Поступающая на объект опалубка должна быть маркирована.
Если бетонная смесь при бетонировании подается краном, то опалубку следует устанавливать с помощью рабочего крана. В случае подачи бетонной смеси другими механизмами опалубка устанавливается средствами малой механизации или кранами малой грузоподъемности. Последовательность установки опалубки указывается в технологической карте или схеме организации опалубочных работ.
Место установки опалубочных форм и лесов должно быть очищено от мусора, снега и наледи. Поверхность земли должна быть спланирована срезкой верхнего слоя грунта. Подсыпать для этого грунт не разрешается.
При установке опалубки следует обращать особое внимание на вертикальность и горизонтальность элементов. Допускаемые отклонения (мм) не должны превышать значений, приведенных ниже.
Отклонения от проектных размеров и расстояний
между опорами, раскосами и связями:
на I м пролета ................................................................................................ +25
на весь пролет................................................................................................. +75
Отклонения от вертикали или проектного наклона
опалубки и линий их пересечений:
на 1 м высоты........................................................................................................ 5
на всю высоту конструкции фундамента................................................... 20
стен и колонн высотой:
до 5 м............................................................................................................... 10
более 5 м........................................................................................................ 15
колонн каркаса, связанных балками........................................................... 10
балок и арок.......................................................................................................... 5
Смещение осей опалубки от проектного положения:
фундаментов....................................................................................................... 15
стен и колонн........................................................................................................ 8
балок, прогонов, арок...................................................................................... 10
10.5. Виды арматуры и арматурных изделий
Арматурой называют стальные стержни, профили, проволоку и изделия из них, предназначенные для восприятия в железобетонных конструкциях растягивающих и знакопеременных усилий.
Арматура, применяемая для изготовления железобетонных изделий (рис. 10.9), подразделяется: по материалу на стальную и неметаллическую; по способу изготовления на стержневую, канатную и проволочную; по профилю на круглую гладкую (класс А-1) и периодического профиля; по принципу работы на ненап-рягаемую и напрягаемую; по назначению на рабочую, распределительную и монтажную; по способу установки на сварную и вязаную в виде отдельных стержней, сеток и каркасов.
Напряжение арматуры производится механическим или электротермическим способом обычно на заводах на упоры, на площадке на бетон.
Процесс напряжения арматуры технически сложен, поэтому при монолитном бетонировании напрягаемая арматура применяется редко.
Для более полного использования свойств металла арматуру можно упрочнять: термически (закалка), холодной вытяжкой, сплющиванием в холодном состоянии, волочением через отверстия диаметром, меньшим чем у арматуры (волочение через фильеры).
А—I
Д-ч
А-А
д | |||||||||||||||||
Рис. 10.9. Виды арматуры:
а — круглая горячекатаная стачь СтЗ; 6 — горячекатаная сталь периодического Профиля СтЗ; в — горячекатаная сталь марок 25Г2С, 35ГС, и 30ХГ2С; г — холод-носплющенная сталь; д — плоский сварной каркас; е — пространственный каркас, собранный из двух плоских; ж — сварная плоская сетка; з — рулонная сетка
Арматурная сталь в зависимости от механических качеств относится к различным классам: A-I, А-Н, А-Ш, A^IV и др. Индекс «т» означает термически упроченную сталь.
Для каждого класса горячекатаной арматурной стали в зависимости от ее химического состава устанавливают определенные марки (СтЗ, Ст5, 18Г2С и др.). Буквами обозначены составляющие, входящие в состав стали: Г — марганец, С — кремний и т.д., а цифрами — их процентное содержание. Например, в марке стали 18Г2С цифра 18 обозначает содержание углерода в сотых долях процента, цифра 2 — содержание марганца в процентах. Отсутствие цифры после буквы С означает, что элемент присутствует в количестве, не превышающем 1%.
Для армирования предварительно напряженных конструкций кроме штучной высокопрочной арматуры применяют пучки и пряди, изготавливаемые из высокопрочной проволоки диаметром 3 мм, и канаты из нескольких прядей.
Наряду со стальной арматурой для армирования бетона в ряде случаев можно применять стеклопластиковую арматуру, которая не уступает по своей прочности стальной проволоке, имеет в несколько раз меньшую массу и большую, по сравнению со стальной арматурой, устойчивость к коррозионным воздействиям. Меньший, по сравнению со сталью, модуль упругости, чувствительность к динамическим и температурным нагрузкам и сравнительная сложность изготовления пока ограничивают более широкое применение стеклопластиковой арматуры.
В качестве неметаллической арматуры в ряде случаев применяют рубленое стеклянное или асбестовое волокно.
В строительстве широко используют арматурные сетки в виде плоских изделий и рулонов. Арматурные заводы выпускают легкие арматурные сетки, изготовляемые из горячекатаной низколегированной стали периодического профиля и холоднотянутой проволоки диаметром 3... 7 мм. Промышленность выпускает также тканые сетки с ячейками размером 5...20 мм, предназначенные для армирования тонкостенных железобетонных конструкций.
Для армирования балок, ригелей, прогонов выпускают плоские или пространственные арматурные каркасы.
10.6. Изготовление и установка арматуры
Арматурные изделия следует изготавливать на крупных арматурных заводах, поскольку при изготовлении арматуры в мелких цехах и на приобъектных полигонах в 3 — 5 раз возрастают затраты ручного труда, увеличиваются потери материала и стоимость продукции.
Процесс поэтапного изготовления арматурных изделий можно выразить следующей цепью: склад арматуры — разматывание,
правка, чистка и резка — гнутье — сварка — готовое изделие. Разматывание из бухт, правку, чистку и резку легкой арматуры производят на автоматических правильно-отрезных станках. Проходя через правильные ролики, арматура выпрямляется, очищается, а затем отрезается по размеру. Далее арматура гнется на приводных станках и сваривается в сетки точечной контактной сваркой.
Правку тяжелой арматуры, поступающей в прутках, обычно выполняют вручную на правильных плитах, чистят электрощетками и разрезают на станке-гильотине. Наращивание стержней осуществляют контактной стыковой сваркой, при изготовлении каркасов применяют дуговую или электрошлаковую сварку.
Сварку ведут при силе тока 250...350 А. При сварке холодно-упрочненной стали во избежание «отпуска» применяют жесткие режимы сварки (короткая продолжительность при большой силе тока) (см. гл. 9).
В условиях строительной площадки выполняются: приемка арматурных изделий, сортировка и складирование; подготовка к монтажу, при необходимости укрупнение и объединение в арматур-но-опалубочные блоки; установка, выверка арматуры и окончательное соединение стыков; приемка работ с составлением акта скрытых работ.
В процессе приемки арматурных изделий контролируют наличие бирок, следов коррозии, деформаций, соответствие размерам. Монтаж арматуры, по возможности, следует осуществлять укрупненными элементами с использованием кранов. Установка вручную допускается лишь при массе арматурных элементов до 20 кг.
Каркасы устанавливают при одной или двух открытых сторонах опалубки. Для предохранения каркасов от смещения их временно закрепляют. Крепления снимают по мере укладки бетонной смеси.
При армировании конструкций сетками и плоскими каркасами с диаметром арматуры до 32 мм их соединение может осуществляться с помощью сварки, вязки и без сварки нахлесткой.
Наименьшие длины / перепуска сварных сеток и каркасов из стержней диаметром d до 32 мм (число номинальных диаметров соединяемых стержней) в зависимости от класса арматуры и двух вариантов расположения стыков приведены ниже.
Арматура... A-I, А-И А-Ш, А-ИВ A-I, А-II А-Ш, А-ПВ
/................. 35*/40** 45/50* 30/35 40/40
* В числителе — значение при расположении стыков в растянутой зоне при изгибаемых, внеиентренно сжатых и йнецентрснно растянутых элементах; в знаменателе — при расположении стыков в центрально растянутых или внецент-рально растянутых элементах (плитах, стенах).
** При классе бетона В12.5, остальные значения при классе бетона В15 и выше.
Для перехода от класса бетона к его средней прочности в мега-паскалях необходимо числовое значение В разделить на коэффициент 0,778, например при классе В15 средняя прочность 15:0,778= ]9,3 МПа (М200).
Широко практикуется вязка арматуры с помощью специальных крючков. Стержни сращивают внахлестку с перевязкой стыка в трех местах (по середине и по концам) отожженной стальной проволокой диаметром 0,8 ...1,0 им. При стыковании стержней гладкого профиля в растянутой зоне должны отгибаться крюки.
При монтаже арматуры необходимо обеспечивать защитный слои бетона, т. е. расстояние между внешними поверхностями арматуры и бетона. Правильно устроенный защитный слой надежно предохраняет арматуру от коррозионного воздействия внешней среды.
Обеспечить проектные размеры защитного слоя бетона можно с помощью бетонных или металлических фиксаторов, которые привязываются к арматурным стержням. Особо высокими технологическими свойствами характеризуются надеваемые на арматуру пластмассовые кольца-фиксаторы. Во время установки пластмассовое кольцо благодаря присущей ему упругости немного раздвигается и плотно охватывает стержень.
Защитный слой в плитах и стенках толщиной до 10 см должен быть не менее 10 мм; в плитах и стенках более 10 см — не менее 15 мм; в балках и колоннах при диаметре продольной арматуры 20... 32 мм — не менее 25 мм и при большем диаметре — не менее 30 мм.
При оформлении акта приемки смонтированной арматуры кроме проверки ее проектных размеров по чертежу контролируют качество выполненных работ; наличие и месторасположение фиксаторов; прочность сборки и расположение стыков арматуры. (Сумма сварных и вязаных стыков в одном сечении при гладкой арматуре не должна превышать 25 %; при периодической — 50 %.)
10.7. Приготовление и транспортирование бетонной смеси
Чтобы приготовить { м^ бетонной смеси, требуется: 250...350 кг цемента; 500...600 кг песка; 1000... 1200 кг щебня; 100...200 л воды. Массу компонентов определяет строительная лаборатория, исходя из требуемого проектом класса бетона и характеристик имеющихся материалов.
Цемент поступает на стройку в мешках или россыпью. Перед применением строительная лаборатория проверяет качество цемента. Инертные крупный и мелкий заполнители (щебень и песок) перед применением моют и сортируют по фракциям.
Ill |
V | V | V | ^> | ||||||
л | А- | Д"ч. | Д.: | ||||||
Рис. 10.10, Схемы приготовления бетонной смеси:
а, 6 — работа смесителей цикличного и непрерывного действия; в — перемешивание смеси в гравитационном смесителе; <? — то же, в смесителе с принудительным перемешиванием; /, //, III — циклы загрузки составляющих, перемешивания и
выдачи бетонной смеси
Подготовка инертных материалов (щебень, песок) заполнения бетона включает в себя следующие операции: приемка, сортировка негабаритных частиц, сортировка на ситах, дробление в конусной дробилке, промывка, вторичная сортировка на ситах, затаривание в бункеры.
Приготовление бетонных смесей осуществляется на районных бетонных заводах и центральных бетонорастворных узлах (БРУ), инвентарных построечных и передвижных мобильных установках. Для этого можно использовать резервные мощности бето-носмесительных цехов заводов железобетонных изделий (ЖБИ).
В БРУ могут выпускаться «сухие» смеси по так называемой расчлененной технологии (отдозированные компоненты бетона без воды).
Процесс приготовления бетонной смеси состоит из следующих последовательно выполняемых операций: подача цемента и заполнителей, взвешивание их (дозирование) в соответствии с назначенным лабораторией составом, перемешивание и выдача готовой смеси.
По способу вертикального расположения оборудования различают одноступенчатую (вертикальную) и двухступенчатую (партерную) схему подъема материалов.
По способу перемешивания бетонной смеси (рис. 10.10) бетоносмесители бывают со свободным перемешиванием (гравитационные), в которых лопасти приварены к барабану, при вращении смесь поднимается и свободно падает вниз, и бетоносмесители с принудительным перемешиванием (с вращающимися лопастями).
На крупных заводах подача составляющих обычно осуществляется по одноступенчатой (вертикальной) схеме (рис. 10.11). Цемент и заполнители вначале поднимают наверх с помощью цемент-пушки и транспортеров, затем под действием собственной массы они опускаются вниз, к бетоносмесителям через систему дозаторов. Точность дозирования составляет 2 % для цемента, добавок, воды и 2,5 % для заполнителей.
Современные бетонные заводы оснащаются смесителями принудительного перемешивания. Все рабочие операции по загрузке, дозировке, перемешиванию и выдаче готовой смеси, выполняются комплектом взаимосвязанных механизмов. В перспективе предусматривается применение автоматизированных БРУ.
Цемент |
Рис. 10.11. Приготовление бетона с вертикальной системой подачи
составляющих:
/— отделение выдачи смеси; П — дозаторно-смесительное отделение; 11} — бункерное отделение; IV— надбункерное отделение
Рис. 10.12. Инвентарный построечный бетонорастворный узел: а — общий вид; 6, в — загрузка инертных составляющих скреперным ковшом или погрузочной машиной; / — скреперный ковш; 2 — дозаторы; 3 — автобетоносмеситель; 4 — расходный бункер; 5 — одноковшовый погрузчик
Инвентарные построечные бетоносмесительные установки обычно работают по двухступенчатой схеме (рис. 10.12). Цемент закачивается специальным погрузчиком. Загрузка инертных заполнителей осуществляется скреперным ковшом (типа драглайн), одноковшовыми погрузчиками или универсальными погрузочными машинами.
Передвижные мобильные бетономешалки со смесителями гравитационного типа применяют при потребности в бетонной смеси не более 20 мг/ч.
В зависимости от местных условий транспортирование бетонных смесей может осуществляться с использованием самосвалов, бетоновозов, но наилучшим способом транспортирования бетонной смеси является использование автобетоносмесителей с вместимостью барабана 3... 12 м3.
На БРУ в барабан бетоносмесителя загружается сухая бетонная смесь. За 10... 15 мин до прибытия транспорта на место в барабан подается вода и включается механизм перемешивания. На месте смесь выгружается в результате вращения барабана в обратную сторону.
После окончания работы барабан промывают, а из шлама вырабатывают остаточный бетон (рис. 10.13).
3 4
Рис. 10.13. Перевозка бетонной смеси автобетоносмесителем: а — транспортирование смеси; 6— промывка барабана; / — шасси автомобиля; 2 — бак для воды; 3 — барабан; 4 — лопасти; 5, 5— разгрузочные устройства; 7, 8 — привод смесительного барабана; 9 — штанга для промывки барабана; 10 ~- установка для подготовки остаточного бетона
Прим&нение автобетоносмесителей позволяет увеличить расстояния перевозки бетонных смесей без снижения их качества. Стоимость перевозок смеси в автобетоносмесителях на 10... 15% ниже, чем при перевозке самосвалами. Перевозка бетонной смеси в контейнерах также менее эффективна, чем перевозка бетоносмесителями, и широко не применяется.
Доставленную на объект бетонную смесь можно выгружать непосредственно в конструкцию (рис. 10.14) или перегружать в промежуточные емкости для последующей подачи на место бетонирования.
Все большее распространение получает трубопроводный способ подачи бето-нной смеси к месту укладки с помощью винтовых, роторных бетононасосов, и особенно насосов с маслогид-равлическим приводом.
Принцип работы такого насоса заключается з том, что при движении поршней бетонная смесь поочередно поступает в один из двух цилиндров и подается в бетоновод: когда один поршень «всасывает» смесь из приемного бункера, другой нагнетает ее в
Рис. 10.14. Укладка бетонной смеси непосредственно в конструкцию: в— при бетонировании полов; 6 — тоже, подбуток; в — то же, буронабивныхсвай; г —- то же, массивных конструкций; 1 — автосамосвал; 2 — поверхностный вибратор; 3 — автобетоновоз; 4 — опалубка; 5 — отбойный брус; 6 — автобетоносмеситель; 7 — лоток; 8 — воронка; 9 — бетонолитная труба; 10 — хобот
•Г
"1
Рис. 10.15. Технологические схемы подачи и укладки бетонной смеси 174
бетоновод. Этот принцип используется в бетононасосах, распределительных мачтах, автобетононасосах и другом современном оборудовании.
Однако финансовое состояние многих строительных организаций страны пока не позволяет произвести их техническое перевооружение. Поэтому наряду с современными все еще существуют традиционные технологические приспособления подачи бетона к месту укладки. Применяются: кран-бадья (рис. 10.15, а) (на высоту Н< 100 м); подъемник-контейнер (рис. 10.15, б) (Я < 60 м); транспортер (рис. 10.15, в) (И < 20 м); автобетононасос (рис. 10.15, г) (Н< 62 м); многоцелевой бетононасос с бетоноводом (рис. 10.15, д) (Н < 60 м); распределительная стрела (рис. 10.15, е) (Я < 60 м); автобетоносмеситель с бетононасосом или конвейером (рис. 10.15, ж) (Н < 28 м); пневмонагнетатель (рис. 10.15, з) (#< 35 м); бетон-шприц-машина (рис. 10.15, и) (Ж 18 м).