Виды государственно-частного партнерства: распределение рисков

Виды государственно-частного партнерства: распределение рисков - student2.ru и вовлеченность частного сектора

«Строительство – аренда - эксплуатация – передача» (BLOT - Build – Lease –Operate – Transfer):Компания частного сектора получает франшизу на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию арендуемого сооружения (а также и взимание платы с потребителей услуги) на период аренды, внося рентную плату.

«Проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация» (DBFO –Design – Build – Finance - Operate):Частный сектор проектирует, финансирует, строит и эксплуатирует новое сооружение на основе и в период долгосрочной аренды. Частный сектор передает новое сооружение государственному сектору по истечении аренды.

«Участие в финансировании» (Finance Only):Структура частного сектора (как правило, компания по оказанию финансовых услуг) финансирует проект напрямую или посредством различных механизмов, таких, как долгосрочная аренда или выпуск ценных бумаг (облигаций).

Контракт на эксплуатацию и обслуживание (O & M - Operation & Maintenance Contract): Частное предприятие в соответствии с условиями контракта эксплуатирует определенный период времени имущество, принадлежащее государственному сектору. Право собственности на имущество сохраняется за государственной структурой. (Многие не склонны рассматривать такую модель как ГЧП и называют такие контракты сервисными или контрактами на обслуживание).

«Проектирование – строительство» (DB – Design - Build):Частный сектор проектирует и строит объекты инфраструктуры на основе строительного контракта немедленной эксплуатации для удовлетворения запросов государственного сектора на услуги, часто оказываемые по фиксированной стоимости. Таким образом, риск за перерасход передается частному сектору. (Многие не склонны рассматривать модель DB в рамках ГЧП и называют такие отношения контрактами на выполнение государственного заказа).

Право на эксплуатацию (Operation License): Частный оператор получает право (лицензию) на производство и предоставление общественной услуги, как правило, на определенный период. Такая модель часто используется в проектах по информационным технологиям (ИТ).

Доступны различные варианты предоставления общественных услуг - от прямого предоставления услуг непосредственно государством (министерством или правительством) до полной приватизации, когда правительство предает всю ответственность, риски и все вознаграждение за предоставление услуги частному сектору. В рамках всего спектра возможных моделей, ГЧП может быть классифицировано по масштабу вовлеченности государственного и частного секторов и степени распределения рисков. Пример упрощенной классификации (Канадский Совет по ГЧП), включающей некоторые из указанных выше моделей ГЧП приведен в нижеследующей диаграмме.

Специфика ГЧП и его функции

ГЧП не является приватизацией. При ГЧП ответственность за производство и предоставление общественных услуг закрепляется за государственным сектором, а при приватизации ответственность переходит частному сектору (государство может сохранить регуляторный контроль цен).

При ГЧП не происходит изменения формы собственности, но за государственным сектором сохраняется ответственность и подотчетность.

ГЧП отличается также от системы государственных закупок. Закупка государственным сектором предполагает приобретение, лизинг, аренду товаров или услуг государством, региональными или местными властями. Закупки применяются для приобретения простых товаров или необходимых услуг, а также для использования возможности выбрать из множества поставщиков наиболее эффективного для экономии расходов.

ГЧП представляет собой нечто более долгосрочное, затратное и сложное с точки зрения финансовых механизмов. Часто ГЧП получает право эксплуатации по истечении срока контракта, право взимания платы с потребителей и определения ключевых сфер ответственности, например, проектирование, строительство, финансирование, техническая и коммерческая эксплуатация, обслуживание и т.д.

Тем не менее ГЧП связано с традиционной системой государственных и муниципальных закупок в том смысле, что поставщики в рамках ГЧП отбираются на основе регламентированных процедур проведения государственных закупок.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора. Его ключевыми особенностями являются:

a) Долгосрочность обеспечения и предоставления услуг (иногда сроком до 30 лет);

b) Передача рисков частному сектору;

c) Многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами.

Выгоды от ГЧП

Оптимальная цена: Решение правительства о налаживании ГЧП зачастую основывается на анализе, помогающем понять, что подход, строящийся на ГЧП, дает большую отдачу для общества, благодаря, в частности:

a) снижению расходов;

b) повышению уровня обслуживания;

c) снижению рисков.

Доступ к капиталу: ГЧП открывает правительству доступ к альтернативным частным источникам капитала, позволяя реализовать важные и срочные проекты, которые в другом случае вряд ли были бы возможны.

Уверенность в результатах:Уверенность в результатах возрастает с точки зрения как "своевременности" осуществления проектов (частный партнер крайне заинтересован завершить проект как можно скорее с тем, чтобы снизить свои издержки и начать получать оплату), так и "соблюдения сметы" проектов (график платежей согласовывается до начала строительства, что служит для общества защитой от перерасхода средств).

Забалансовое заимствование средств: Долговые обязательства, не отражающиеся в балансе, именуются "забалансовым финансированием". Забалансовое финансирование позволяет стране занимать средства, не изменяя показатели своей задолженности.

Инновации: Слияние мотивации и навыков государственного и частного секторов, а также заключение контрактов на конкурсной основе расширяют возможности для использования новаторских подходов к осуществлению государственных инфраструктурных проектов на основе ГЧП.

Несмотря на то, что проекты ГЧП извлекают прибыль, они также встречаются созначительными вызовами. Существует угроза, что поспешная передача активов частному партнеру без проведения государственным сектором тщательного исследования может привести к риску потери жизненно важных услуг для населения в целом. В действительности, правительствам следует придерживаться принципа осторожности при вступлении в тот или иной проект, так как без предварительного изучения ситуации, того, что уже сделано, а что еще нет, существует вероятность повторить ошибки, допущенные ранее в других странах.

Наши рекомендации