Что делать бухгалтеру, когда меняется подрядчик
Александр ДЕМЕНТЬЕВ, генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»
Главное в статье
- Как расторгнуть договор с прежним подрядчиком, чтобы потом не было денежных споров
- Как рассчитываться с прежним и новым подрядчиками – примеры и проводки
Как правило, перемена сторон в договоре подряда подразумевает замену одного подрядчика на другого. Возможно два варианта замены.
Договор расторгается
Заказчик может расторгнуть договор строительного подряда с первым подрядчиком и заключить новый договор с другим. Положительных моментов два. Во-первых, у заказчика в этом случае не должно возникнуть проблем с тем, как определить задолженность перед подрядчиком за выполненные строительно-монтажные работы. Во-вторых, компаниям несложно будет разобраться и со счетами-фактурами и суммами налога на добавленную стоимость.
В то же время в этом случае заказчику придется:
При перемене подрядчика в действующем договоре формально строительство не приостанав-ливается
– приостановить строительство:
– провести контрольный обмер фактически выполненных подрядчиком работ;
– согласовать рассчитанный объем работ с подрядчиком и определить его стоимость.
При этом желательно к такой работе привлечь и нового подрядчика. Ведь он должен понимать, с какого конкретно момента приступить к доделке работ, полностью не выполненных первым подрядчиком.
Перемена подрядчика в действующем договоре
Перемена стороны (подрядчика) в действующем договоре на первый взгляд кажется более предпочтительной. Поскольку формально приостановки строительства не происходит. Однако здесь тоже есть проблемы.
Например, ситуация такая. Старый и новый подрядчики никак между собой не связаны. Чтобы новому подрядчику разобраться в том, какой объем работ был выполнен старым подрядчиком, а какой предстоит выполнить ему, потребуется значительное время. Это замедлит темп работ или повлечет их приостановку.
Если же компании каким-либо образом связаны между собой, то определить точку отсчета работ для нового подрядчика проблемы не составит. Но в этом случае нужно учитывать иные нюансы, которые могут привести в дальнейшем к недопониманию налоговых обязательств сторон договора со стороны инспекторов.
Подрядчик принимает НДС с аванса к вычету после того, как сдаст заказчику работы
Самой распространенной ошибкой является то, что новый подрядчик принимает на себя все обязательства старого по строительству объекта. Это неправильно. Ведь какую-то часть из них первый подрядчик исполнил. Значит, к новому подрядчику могут перейти только неисполненные обязательства. А это значит, что обязательства надо разграничить. Сделать это можно, только если заказчик провел контрольный обмер работ, выполненных старым подрядчиком, и принял их по согласованному сторонами акту. А новый подрядчик принимает на себя обязательства первого подрядчика только в части невыполненных работ.
Перевод аванса
Одной из проблем, на которую первоначально стороны могут не обратить внимание, связана с расчетами между заказчиком и подрядчиками. Например, заказчик мог выплатить первому подрядчику аванс за работы, которые тот на момент замены стороны по договору не выполнил в полном объеме. Часто в этом случае в соглашении предусматривается, что остаток аванса, не использованного старым подрядчиком, переходит как аванс к новому. При этом старый и новый подрядчик между собой производят соответствующие расчеты.
Здесь может возникнуть путаница со счетами-фактурами. Ведь после того как старый подрядчик получил аванс от заказчика, он заплатил с него в бюджет НДС. Причем эту сумму налога компания сможет принять к вычету только после того, как сдаст заказчику весь объем работ и выдаст ему счет-фактуру на реализованный объем. Но выполненные работы под эту сумму аванса будет сдавать заказчику уже новый подрядчик. Он же и выдаст заказчику счет-фактуру. Значит, формальных оснований у первого подрядчика для вычета из бюджета ранее уплаченного НДС с полученных авансов не возникнет. Поскольку то, что он перечислит остаток неиспользованного аванса новому подрядчику, налоговики могут не засчитать как возврат аванса заказчику. В такой ситуации безопаснее не переводить долг по перечисленному ранее авансу со старого подрядчика на нового, а завершить полностью расчеты с первым подрядчиком. То есть старый подрядчик должен вернуть сумму неиспользованного аванса заказчику. После этого заказчик начнет расчеты с новым подрядчиком с нуля.
Важно знать
Компания вправе принять к вычету НДС, уплаченный с аванса, если изменились условия договора и аванс возвращен (п. 5 ст. 171 НК РФ)
Пример 1. Как рассчитаться со старым подрядчиком
Заказчик заключил договор с подрядчиком 1 на строительство объекта и перечислил аванс в сумме 11 800 000 руб. Подрядчик 1 уплатил в бюджет НДС с аванса в сумме 1 800 000 руб. (11 800 000 руб. × 18%/118%).
В ходе работ по объективным обстоятельствам понадобилось заменить подрядчика. Предположим, к этому моменту фактические затраты подрядчика 1 составили 4 000 000 руб., а предъявленный по материалам и услугам сторонних организаций НДС – 50 000 руб.
Заказчик решил расторгнуть договор с подрядчиком 1 и заключить новый с подрядчиком 2.
Заказчик провел контрольный обмер выполненных подрядчиком работ и принял их в сумме фактических затрат. Сумма по согласованному сторонами акту составила 4 720 000 руб. (в том числе НДС – 720 000 руб.).
Остаток аванса подрядчик 1 вернул заказчику:
11 800 000 РУБ. – 4 720 000 РУБ. = 7 280 000 РУБ.
Возвращенную сумму аванса (7 080 000 руб.) заказчик перечислил подрядчику 2.
Возмещаемый НДС с возвращенного заказчику аванса составил:
7 080 000 РУБ. × 18%/118% = 1 080 000 РУБ.
Проводки у подрядчика 1 будут такими:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 11 800 000 руб. – получен аванс от заказчика; |
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 68 1 800 000 руб. – уплачен НДС с аванса; |
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (70, 60 …) 4 000 000 руб. – учтены расходы на выполнение работ; |
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 50 000 руб. – учтен НДС, предъявленный по материалам и услугам; |
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 4 720 000 руб. – отражена реализация в момент, когда стороны подписали акт приемки выполненного объема работ по договору; |
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 20 4 000 000 руб. – списаны расходы на выполнение работ; |
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 720 000 руб. – начислен НДС с реализации; |
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 50 000 руб. – принят к вычету предъявленный НДС; |
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 62 720 000 руб. – зачтен НДС, ранее уплаченный с полученных авансов; |
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 51 7 080 000 руб. – возвращен остаток аванса заказчику; |
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 68 1 080 000 руб. – возмещен НДС с возвращенного аванса. |
Уступка права требования долга
Возможна и другая ситуация, когда первый подрядчик выполнил определенный объем работ, но оплату за него не получил. В соглашении он перевел право требования с заказчика оплаты за выполненный объем работ на нового подрядчика. Здесь у обоих подрядчиков могут возникнуть налоговые риски, если неправильно рассчитать налоги. Дело в том, что доход от такой сделки по уступке права требования облагается НДС (ст. 155 НК РФ). Поэтому важно определить доход по сделке и начислять с него НДС. Кроме того, если уступка произойдет до момента, когда по соглашению заказчик должен был расплатиться с подрядчиком 1, убыток от сделки можно будет учесть в ограниченном размере (п. 1 ст. 279 НК РФ).
Важно знать
При передаче имущественных прав НДС с дохода по сделке исчисляется по расчетной ставке 18%/118% (п. 4 ст. 164 НК РФ)
Пример 2. Как рассчитать убыток и НДС при уступке права требования
В ходе работ произошла перемена стороны в действующем договоре подряда. Заказчик провел контрольный обмер выполненных подрядчиком 1 работ и принял их в сумме фактических затрат. Сумма по согласованному сторонами акту составила 6 035 400 руб. При этом 4 000 000 руб. подрядчик получил ранее в виде аванса. Разницу в сумме 2 035 400 руб. (6 035 400 – 4 000 000) заказчик обязался перечислить через 40 дней. То есть в срок, установленный в действующем договоре для оплаты после приемки готового объекта.
Подрядчик 1 уступил право требования долга подрядчику 2 за 2 000 000 руб. Убыток составил:
2 035 400 РУБ. – 2 000 000 РУБ. = 35 400 РУБ.
Так как уступка произошла до установленного для расчета срока, подрядчик 1 вправе учесть убыток в ограниченном размере. Он не может превышать сумму процентов, которую надо было бы уплатить исходя из максимальной ставки процента. С 1 января 2016 года это 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ. Предположим, размер ключевой ставки на дату сделки равен 10 процентам. В этом случае подрядчик 1 может учесть в расходах сумму убытка:
2 000 000 РУБ. × 10% × 1,25 : 365 ДН. × 40 ДН. = 27 397, 26 РУБ.
Подрядчик 2 получил доход по сделке в сумме 35 400 руб. НДС, который он должен перечислить в бюджет, с этого дохода составит:
35 400 РУБ. × 18%/118% = 5400 РУБ.
Таким образом, при перемене стороны в договоре подряда важно учесть три момента.
Если уступка произошла до установленного для расчета срока, то компания учитывает убыток в ограниченном размере
Во-первых, несмотря на единый и неизменный договор подряда, надо определить, какой объем работ выполнил первый подрядчик и какова стоимость этих работ. Во-вторых, расчеты с первым подрядчиком желательно произвести полностью с учетом всех ранее выданных авансов. В-третьих, с новым подрядчиком нужно определить объем и стоимость работ, перешедших к нему по соглашению. Причем это должно быть отражено в соглашении о замене стороны по договору.
Если соблюдать такие условия, никаких трудностей с учетом и налогообложением у всех сторон соглашения не возникнет. У заказчика затраты по актам выполненных работ от первого и второго подрядчиков составят расходы на строительство объекта. При этом НДС по полученным от подрядчиков счетам-фактурам заказчик (инвестор) сможет принять к вычету в установленном порядке. Что же касается подрядчиков, то каждый из них отразит выручку от реализации на ту стоимость работ, которую примет заказчик.