Вот что происходит, когда ваше качество меняется - качество вашего сознания, - вы становитесь совершенно другим человеком. И тантру интересуете вы, а не то, что вы делаете

Второй вопрос:

Возражает ли тантра против того, что человек следует некоторым законам жизни и считает их нравственными?

Тантра не имеет возражений против этого, но проблемой является не то, возражает против этого тантра или нет. Тантра не имеет никаких возражений против чего угодно; тантра никоим образом не является осуждающей. Она не позаботится о том, чтобы сказать вам: «Делай это» или: «Не делай того». Если вы чувствуете себя хорошо, если вы испытываете счастье, следуя некоторым принципам, то продолжайте следовать им. Но следо­вание некоторым принципам никогда не приведет вас к счастью, потому что принципы и следование им не могут изменить вас. Вы останетесь тем же самым.

Принципы всегда заимствованы, идеалы всегда заимство­ваны. Вам их дал кто-то другой. Они не являются вашими собственными; они не выросли из вашего собственного сущес­твования. У них нет корней. Их дали вам общество, религия, в которой вы родились, учителя, рядом с которыми вам случилось быть. Вы можете следовать им, вы можете заставить себя следовать им, но тогда вы будете мертвым человеком - не живым. Вы можете создать некоторое спокойствие вокруг себя, но это будет спокойствие кладбища - оно будет мертвым. Вы можете быть менее уязвимым перед различными возмущения­ми, более защищенным, благодаря этим принципам, но тогда вы будете менее чувствительным и менее живым. Поэтому так называемые принципиальные люди всегда мертвы.

Посмотрите на них: они выглядят молчаливыми, спокой­ными, уравновешенными, мирными, но вокруг них всегда существует некоторая мертвость. Около них всегда присутствует аура смерти. Вы не сможете ощутить рядом с ними пир жизни, радость быть живым, празднование существования. Вы никогда не ощутите этого, находясь рядом с ними. Они создают вокруг себя броню - защитную броню. Ничто не может проникнуть в них. Стена их принципов и характера преграждает дорогу всему, но тогда и они находятся за стеной, они в тюрьме, они являются узниками самих себя. Если вы выберете это, то тантра не будет иметь возражений. Вы свободны выбрать жизнь, которая вовсе жизнью не является.

Однажды Мулла Насреддин посетил кладбище и увидел прекрасный мраморный мавзолей. На нем было написано имя «Ротшильд». Утверждают, что Мулла сказал: «Ах! Вот это я называю жизнью. Вот это настоящая жизнь - прекрасный мраморный мавзолей». Но какой бы прекрасной она ни была, это не жизнь. Это мрамор - прекрасно, богато, - но это не жизнь. Благодаря принципам, идеалам, наложению на себя различных обязанностей вы соорудите из своей жизни мавзолей, но тогда вы будете мертвы, хотя и менее уязвимы, потому что смерть неуязвима.

Смерть является безопасной; жизнь всегда небезопасна. С живым человеком может случиться все что угодно; с мертвым ничего не может случиться. Он в безопасности. Для него нет будущего, нет возможности измениться. Последнее, что случи­лось с ним, - смерть. Теперь ничто уже не может случиться.

Принципиальные личности являются мертвыми личностя­ми. Тантра ими не интересуется. Тантра не имеет никаких возражений - если вы чувствуете себя хорошо, будучи мертвым, но это ваш выбор. Вы можете совершить самоубийство, и это есть ваш выбор. Но тантра существует для тех, кто желает быть более живым. Истиной, предельно возможным, является не смерть, а жизнь. Запомните это: пределом является не смерть. Это жизнь - больше жизни. Иисус сказал: «Жизнь в изобилии, бесконеч­ная жизнь».

Таким образом, пребывая мертвым, вы никогда не достиг­нете предельного. Если это жизнь и «жизнь в изобилии», то будучи мертвым, вы никогда не вступите в контакт с нею. Вы можете достичь ее только будучи более живым, более уязвимым, более чувствительным, менее принципиальным и более бдитель­ным. Почему вы все время ищете какие-то принципы? Вы можете и не понимать почему. Потому что с принципами для вас нет необходимости быть бдительным. Вам не нужно быть бдительным! Если вы живете согласно принципам, вам не нужно быть бдительным.

Предположим, я делаю принцип из ненасилия и придержи­ваюсь его или я делаю принцип из правдивости и придержива­юсь его; тогда это становится привычкой. Я создаю привычку быть правдивым, я всегда говорю правду. Это становится меха­нической привычкой; теперь нет никакой необходимости в бдительности. Я не могу говорить ложь, потому что принцип, привычка всегда будет создавать барьер для этого. Общество построено на принципах, на обучении и внушении детям при­нципов. Тогда они становятся неполноценными людьми. Если человек неполноценен, он мертв.

Ваша истина может быть живой только в том случае, если она приходит через бдительность, а не через принципы. Для того чтобы быть истинным, вы каждый момент должны быть бди­тельным. Истина не является принципом; это нечто, рожденное из вашей бдительности. Ненасильственность не является при­нципом; если вы бдительны, вы не можете проявлять насилие.

Но это тяжело, трудно. Вы должны будете полностью трансфор­мировать себя. Легче создать жизнь согласно принципам, пра­вилам, регламентациям. Тогда вам не нужно беспокоиться. Вам не нужно беспокоиться о том, чтобы быть более бдительным и осознающим; вы можете следовать принципам.

Тогда вы подобны поезду, движущемуся по рельсам. Рель­сами являются ваши принципы. Вы не боитесь, потому что вы не можете потерять путь. Вы, на самом деле, и не имеете никакого пути; вы имеете всего лишь мертвые рельсы, по которым катится ваш поезд. Вы достигнете места назначения, вам нечего бояться. Вы будете спать, а поезд достигнет места назначения. Он движется по мертвым путям; они не живые.

Но тантра утверждает, что жизнь не похожа на рельсы, она больше похожа на реку. Она не бежит по железным рельсам; она, в действительности, похожа на реку. Для нее не был заранее проложен путь. Путь создается по мере того, как река течет. Как река течет, такой путь и создается. Река достигнет моря. Именно такой должна быть и жизнь, если вы понимаете путь тантры. Жизнь подобна реке. Нет никакого заранее проложенного пути; нет никакой карты, которая дается вам, чтобы вы ей следовали. Следует быть только живым и бдительным, и тогда, куда бы жизнь ни вела вас, следуйте вместе с ней с полным доверием. Тантра является доверием – доверием к жизненной силе. Позвольте ей вести вас, не сопротивляйтесь ей. Отдайтесь ей и позвольте вести себя по направлению к морю. Просто будьте бдительным, и это все. В то время как жизнь ведет вас по направлению к морю, будьте просто бдительным, чтобы ничего не упустить.

Очень важно помнить, что тантру интересует не только цель; ее интересуют также средства. Ее интересует также и путь, а не только место назначения. Если вы бдительны, то даже эта жизнь будет блаженством. Движение реки само по себе является блаженством. Прохождение через долины, через скалы, падение с высоты, движение в неизвестное - все это само по себе блаженство.

Будьте бдительны также потому, что океан, предельное, не может просто случиться в конце пути. Этого не может быть. Это рост. Река «вырастает», чтобы стать морем. Это не просто движение навстречу морю, это «рост», чтобы стать морем, и это возможно только при богатых переживаниях, при переживани­ях, движении, доверии в условии бдительности. Вот как тантра смотрит на поиск - на человеческий поиск. Конечно, это опасно. Если бы река могла течь по заранее проложенному пути, то было бы меньше опасности, меньше ошибок. Но тогда была бы потеряна вся прелесть жизни.

Итак, не будьте последователем принципов. Будьте твор­цом все большей и большей осознанности. Эти принципы случатся с вами, но вы никогда не будете чувствовать себя их узником.

Третий вопрос:

Вторая сутра, обсуждавшаяся вчера, гласит: «Чистота других учений для нас чистотой не является. Ничто в реальном мире не воспринимай как чистое или нечистое». Если ничто не является нечистым, то, как может быть нечистым учение дру­гих?

Действительно, ничто не является нечистым, но учения, в которых что-то является чистым, а что-то – нечистым, должны отвергаться. Только в этом смысле нужно понимать слова сутры: «Чистота других учений для нас чистотой не является». Ничто не является чистым, и ничто не является нечистым, но если кто-то учит, что что-то является чистым, а что-то - нечистым, то тантра говорит, что такое учение нужно отбросить. Только в этом смысле сутра утверждает, что «чистота других учений для нас чистотой не является». Это просто отбрасывание. Это просто утверждение о том, что не надо делать никаких различий, нужно оставаться наивным, бесхитростным.

Но посмотрите на сложности жизни. Если я скажу вам оставаться бесхитростным, и если вы затем попытаетесь быть бесхитростным, то эта бесхитростность уже не будет бесхитрос­тностью. Если вы «попробовали» ее, то она превратилась в нечто вычисленное. Тогда она не может быть бесхитростной, невинной. Если вы попробовали ее, ее не может быть! Так что же нужно делать? Просто отбрасывать те вещи, которые порождают хит­роумность. Не пытайтесь создавать никакую бесхитростность; вы не сможете сделать этого. Просто отбрасывайте то, что создает в вашем уме хитроумность. Это является негативным. Когда вы отбросите корни, порождающие хитроумность, с вами случится бесхитростность.

Ничто не является чистым или нечистым. Но что же тогда делать? Ваш разум наполнен отличительными признаками: «Это чистое, а то - нечистое». Поэтому тантра говорит: «Для нас это является только нечистым. Этот ум, наполненный поняти­ями чистоты и нечистоты, является единственной нечистой вещью. Если вы сможете отбросить его, вы станете чистым».

Эта сутра имеет значение также и в другом смысле. Имеются учения с очень жестко оговоренными правилами. Учения христианского католицизма, например, или учение джайнов в Индии выступают против секса; они утверждают, что секс нечист, безобразен, греховен. Тантра утверждает, что ничто не является нечистым, ничто не является безобразным, ничто не является греховным. Даже секс может стать путем - даже секс может стать путем к спасению. Это зависит от вас. Это не секс, это вы определяете его качество.

Даже молитва может стать грехом, - а секс может стать добродетелью. Это зависит от вас. Оценка находится не в объекте, оценка привносится вами. Посмотрите на это - на это явление - другим образом. Тантра утверждает, что даже секс может стать спасением, но тогда к сексу нужно подходить без каких-либо понятий чистоты и нечистоты, добра и зла, нрав­ственности и безнравственности. Подходите к сексу, как к чистой энергии, как к просто энергии. Углубляйтесь в эту энергию, как вы углублялись бы в неизвестное. Не засыпайте, будьте бдительным! Когда секс приведет вас к самым корням вашего существа, будьте бдительным. Не засните на пути. Будьте бдительным и переживайте все, что бы ни случилось, расслабление которое придет, напряжение которое случится, вершину, на которую вы подниметесь, долину, в которую вы вернетесь.

Ваше эго на мгновенье растворяется; вы становитесь единым целым со своей любимой или со своим партнером. На мгновенье двоих больше нет. Тел два, но глубоко внутри появляется общность, вы превращаетесь в одно. Будьте бдитель­ным! Не упускайте этот момент во сне. Будьте бдительным, смотрите, что происходит. Это единство есть то, что было скрыто в половом акте. Секс был только внешней оболочкой. Теперь другое имеет значение - центральная точка. Это то, что вы страстно желали, это то, к чему вы стремились. Это то, ради чего предпринимались поиски - эта целостность, это растворение эго, это ощущение единства, этот экстаз не напряженности, экстаз расслабления. Это имело значение, это было целью, это было то, что вы искали в той или иной женщине, в том или ином мужчине. Вы искали и искали, но ни одна женщина не могла удовлетворить вас, ни один мужчина не мог дать это.

Только благодаря глубокой тантрической осознанности половой акт полностью исчезает и появляется глубокое чувство экстаза. Поэтому тантра и утверждает, что все это в вас: если вы сможете привнести медитацию в вашу любовь, в ваш секс, то секс трансформируется. Итак, тантра не утверждает, что это является чистым, а то - нечистым; а если вы желаете использо­вать прежнюю терминологию чистоты и нечистоты, то я скажу, что для тантры сон является нечистотой, бдительность является чистотой, а все остальное просто не имеет значения.

Четвертый вопрос:

Если эмоциональное желание или настроение становится для нас возбуждающим, бодрящим и если мы не выражаем его внешним образом, то обязательно ли энергия возвращается обратно к источнику и делает человека более свежим и энергич­ным?

Не обязательно! Но если вы являетесь осознающим, то это обязательно так. Любая энергия, любая энергия для своего движения нуждается в корнях, и никакая энергия не может быть уничтожена. Энергия является неуничтожимой. Она мо­жет только изменять свои формы; она никогда не превращается в ничто. Поэтому, когда вы пытаетесь подавить какую-нибудь энергию, вы делаете с собой абсолютную бессмыслицу. Энергия не может быть подавлена; она может быть только трансформи­рована. Подавленная энергия станет раковой опухолью. Если вы испытываете гнев, то имеются два обычных пути: или выразить его, или подавить его. Если вы выразите его, то это породит цепочку, потому что тогда вы вызовете гнев в другом человеке, и он выразит его - и этому не будет конца. Тогда вы снова выразите его, и это может продолжаться годами. Это продолжа­ется! Так все и живут. Это продолжается и продолжается.

Те, кто глубоко познал, говорят, что это продолжается также в течение многих жизней подряд. Вы гневались на кого-то в своей прошлой жизни, и в этой жизни вы все еще повторяете то же самое с тем же самым человеком. Вы являетесь не осозна­ющим, вы являетесь блаженно не осознающим. Поэтому хоро­шо, если вы думаете, что происходит что-то новое. Девяносто девять процентов времени ничего нового не происходит; старые структуры повторяются снова и снова.

Иногда вы видите незнакомца и вдруг начинаете гневаться. Он ничего не сделал - вы даже никогда не видели его раньше, - но вы чувствуете себя подавленным, или гневным, или насильственным, или вы просто хотите избежать встречи с этим человеком. Вы чувствуете себя плохо. Почему? Это некоторая старая структура. Энергия никогда не умирает, она остается, поэтому, если вы выразите ее, вы попадете в вечную цепочку. Когда-то вы должны будете выйти из нее. И все является бесполезным, все является напрасной тратой сил. Не начинайте эту цепочку.

Тогда другой альтернативой является подавление эмоции, и когда вы подавите ее, вы создадите рану внутри себя. Это приведет к страданию. Это создаст проблемы. А гнев будет все время подавляться, и вы станете вулканом из гнева.

Поэтому, может быть так, что сейчас вы не выражаете свой гнев, но вся ваша личность становится гневом. Не будет ника­кого извержения, никто не увидит вас бьющим кого-то или применяющим насилие, но теперь вся ваша личность станет гневом, потому что большое количество гнева внутри отравляет вас. Теперь, что бы вы ни делали, гнев присутствует в вас. Даже если вы любите кого-то, гнев здесь - во всем. Если вы принимаете пищу, гнев будет здесь. Вы будете применять насилие по отношению к вашей пище, вы не будете любящим. Если вы открываете дверь, гнев будет здесь. Вы будете применять насилие по отношению к двери.

Однажды утром Мулла Насреддин шел по улице, выкрикивая богохульственные слова и говоря очень сердито: «Пусть дьявол заберет твою душу, и пусть свекла вырастет в твоем животе» - и так далее и тому подобное.

Один человек посмотрел на него и сказал: «Мулла, кого ты проклинаешь с раннего утра?»

Мулла сказал: «Кого? Я не знаю. Но не беспокойся, кто-нибудь рано или поздно подвернется».

Если вы наполнены гневом, то это случается: вы просто ждете, и рано или поздно кто-то подвертывается под руку. Внутри вы кипите огнем, но ожидаете каких-то объектов какого-то медиума, кого-то, кто помог бы вам разгрузить себя. Тогда вся ваша личность становится или гневной, или насильственной, или сексуальной. Вы можете подавить секс, и тогда секс станет всей вашей личностью. Тогда на что бы вы ни смотрели, вы будете видеть секс, во всем, к чему бы вы ни прикоснулись, вы будете видеть секс, все, что бы вы ни делали, превратится в половой акт. Вы очень легко можете подавить секс; это не трудно. Но тогда секс распространится по вам всему. Каждая ваша частица, каждая ваша клетка станет сексуальной.

Посмотрите на людей, давших обет безбрачия. Их умы стали полностью сексуальными; они мечтают о сексе, они сражаются с сексом, они непрерывно фантазируют по поводу секса. Они одержимы навязчивой идеей. То, что могло бы быть естественным, становится извращением. Если вы выразите его, вы создадите цепочку, если вы подавите его, вы создадите рану, и то и другое плохо. Поэтому тантра и говорит, что бы вы ни делали - если вы, например, сердитесь, если вы почувствовали, что приближается гнев, - будьте непрерывно осознающими. Не подавляйте гнев и не выражайте его. Делайте третье, реализуйте третью возможность: вдруг осознайте, что приближается гнев. Это осознание изменит энергию, которая движется как гнев, в другой вид энергии. Сама энергия, которая известна как гнев, становится состраданием. Превращение энергии имеет место благодаря бдительности.

Благодаря осознанию та же самая энергия, которая извес­тна как секс, превращается в брахмачарью, в духовность. Бдительность является алхимией. Благодаря ней все изменяется. Испытайте ее, и вы придете к познанию. Когда вы привнесете бдительность, осознанность в любое настроение, в любое чувст­во, в любую энергию, то она изменит всю природу и качество этой энергии. Она никогда не останется той же самой, будут открыты новые пути. Она не вернется снова в то же самое место, откуда вышла, где была раньше; она не будет двигаться наружу. Горизонтальное движение прекратится. При наличии бдитель­ности оно становится вертикальным, энергия движется вверх. Это другое измерение. Воловья упряжка движется горизонталь­но, самолет движется в вертикальной плоскости - вверх.

Я хотел бы рассказать вам одну притчу. Один факир, суфий, рассказывал, что одному человеку подарили самолет, очень маленький самолет. Подарок этот сделал друг, который был великим королем. Но человек был беден. Он слышал о самолетах, но никогда не видел ни одного из них. Он знал только воловью упряжку, поэтому он подумал, что это новое устройство - новый тип воловьей упряжки. Он привез самолет домой при помощи двух своих быков, а затем использовал самолет в качестве воловьей упряжки. Он был очень счастлив. Конечно, маленький самолет вполне справлялся с ролью телеги. Но затем, постепенно, просто из любопытства, он стал изучать его. И он понял, что быки не нужны. У самолета был мотор, и он мог ехать сам по себе, поэтому он заправил его горючим и стал использо­вать как автомобиль.

Но затем, постепенно, он стал осознавать наличие крыльев; он думал: «Зачем они здесь?» И ему казалось, что человек, который проектировал эту машину, должен был быть очень умным человеком, гением, поэтому он не мог добавить к ней что-либо ненужное. Крылья показывали, что машина может также и летать. Поэтому он попробовал. Тогда самолет стал самим собой; он стал летать вертикально.

Вы используете ум, который имеете, в качестве воловьей упряжки. Тот же самый ум может стать автомобилем с мотором; тогда быки будут не нужны. В нем есть встроенный мотор, но и тогда он будет двигаться горизонтально. Тот же самый ум, однако, имеет крылья. Вы просто не наблюдали, вот почему вы не знаете, что он имеет крылья. Он может летать! Он может двигаться ввысь! А раз он может двигаться ввысь, раз ваши энергии начинают течь вверх, то весь мир становится другим. Ваши прежние вопросы просто отпадают, ваших прежних проблем больше нет, потому что теперь вы движетесь вертикаль­но.

Все эти проблемы существовали только потому, что вы двигались горизонтально. Проблемы воловьей упряжки не явля­ются проблемами для самолета. Были плохие дороги, и это было проблемой. На дорогах были заторы, поэтому и это было проблемой. Теперь это не проблемы, потому что дороги вообще не используются. Есть на них заторы или нет, хороши они или нет - теперь это не имеет значения.

Нравственные учения являются учениями воловьей уп­ряжки; учение тантры является вертикальным. Вот почему все эти проблемы не имеют для тантры никакого значения. Энергия, которую вы знаете как гнев, секс, алчность и тому подобное, движется горизонтально. Раз вы привнесли в нее свою бдитель­ность, то вы внесли новое измерение. Просто оставаясь бдитель­ным, вы движетесь вверх.

Почему? Посмотрите на факт: когда вы бдительны, вы всегда выше факта. Станьте бдительным относительно чего-либо, и вы всегда будете над фактом. Факт где-то ниже, внизу, а вы смотрите сверху, с вершины. Всякий раз, когда вы являетесь свидетелем чего-либо, вы перемещаетесь вверх, а наблюдаемый объект остается внизу. Если это внимание явля­ется подлинным, и вы непрерывно можете быть осознающим, то энергия, которая двигалась горизонтально как гнев, как секс, будет двигаться в это новое измерение. Она будет приближаться к вам, к свидетельствующему. Тогда вы начинаете летать. В течение многих жизней вы использовали устройство, предназна­ченное для полета, в качестве воловьей упряжки, создавая при этом ненужные проблемы. Вы просто не знали, что является возможным для вас.

Пятый вопрос:

Вы говорили, что не нужно ни подавлять свой гнев, ни потворствовать ему, а оставаться пассивно бдительным и меди­тативным. Очевидно, что для того, чтобы избежать подавления или потворства, потребуются некоторые внутренние усилия, но тогда разве это не является некоторым видом подавления?

Нет! Это будет усилие, но не «вид подавления». Не каждое усилие является подавлением. Имеется три типа усилий. Одно усилие является усилием выражения. Когда вы выражаете свой гнев, это усилие. Тогда вторым типом усилия является усилие подавления. Когда вы выражаете что-либо, вы заставляете свою энергию двигаться наружу, на другого человека, на объект; вы выбрасываете свою энергию, целью является другой человек. Энергия движется к другому; это усилие. Когда вы подавляете, вы возвращаете энергию первоисточнику, вашему собственному сердцу. Вы заставляете ее течь назад. Это усилие, изменилось только направление. При выражении энергия движется от вас; при подавлении она снова движется к вам.

В третьей ситуации, при бдительности, при пассивной бдительности, также имеет место усилие, но измерение здесь другое. Энергия движется вверх. В самом начале это усилие. Я говорю о пассивной бдительности, но в самом начале даже пассивность должна быть усилием. Только постепенно, по мере того как вы будете становиться более знакомым с ней, она будет переставать быть усилием. А когда бдительность не является усилием, она становится более пассивной - и чем более пассив­ной, тем более магнетичной. Она выталкивает энергию вверх. Но в начале все является усилием, так что не становитесь жертвой слов. Это создает проблемы. Мистики всегда говорили о безусильности; они учили не прикладывать никаких усилий. Но сначала даже это является усилием. Когда мы говорим о безусильности, мы только имеем в виду, что эти усилия не нужно прикладывать насильно. Позвольте усилию проявиться через осознание. Если вы будете принуждать его, вы станете напря­женным. Если вы станете напряженным, то гнев не сможет двигаться вверх. Напряжение является горизонтальным; толь­ко ненапряженный ум может подняться выше, паря как облако.

Посмотрите на облака, плывущие без каких-либо усилий. Сделайте свое свидетельствование подобным плывущим обла­кам. В самом начале это будет усилием, но помните - потом это станет безусильным.

Это трудно, потому что язык создает трудности. Если я говорю вам расслабиться, то, что вы делаете? Вы будете приме­нять некоторый вид усилия. Но тогда я говорю вам не прилагать никаких усилий, потому что если вы прилагаете усилия, то вы создаете напряжение и не в состоянии будете расслабиться. Я говорю вам просто расслабиться. Тогда вы будете в растеряннос­ти и обязаны будете спросить: «Так что же вы имеете в виду? Если я не буду прилагать никаких усилий, то, что я смогу делать?»

Не предполагается, что вы будете что-то делать, но в самой начале это неделание будет выглядеть как делание. Поэтому я скажу: «О'кей! Применяйте небольшие усилия, но помните, что усилия должны остаться позади. Используйте их как стартер в самом начале. Вы не можете понять неделание; вы можете понять только делание. Поэтому используйте язык делания и активности. Начинайте, но используйте усилия только как стартер. И помните, чем раньше вы оставите его позади, тем лучше».

Я слышал, что когда Мулла Насреддин стал очень старым, он стал страдать от бессонницы, он не мог спать. Испытано было все - горячие ванны, таблетки, транквилизаторы, различные сиропы, - но ничего не помогало. Все было бесполезным. И дети были тоже обеспокоены, потому что Мулла не только не спал сам, но и не давал спать никому в доме. Так что ночь превращалась в кошмар для всей семьи.

Они отчаянно искали какое-нибудь лекарство, какой-нибудь метод, который мог бы помочь Мулле заснуть, потому что вся семья стала сходить с ума. Наконец они привели гипноти­зера. Дети были счастливы, они сказали старому Мулле: «Теперь тебе не нужно будет беспокоиться, папа. Этот человек делает чудеса. Он создает сон за несколько минут. Он знает тайны сна, поэтому не беспокойся. Теперь не будет никакого страха и ты заснешь».

Гипнотизер показал Насреддину часы с цепочкой и сказал: «Очень небольшое количество доверия создаст чудо. Вы должны немножко доверять мне. Просто доверяйте мне, и вы глубоко заснете как маленький ребенок. Посмотрите на эти часы».

Он стал двигать эти часы влево и вправо. Насреддин смотрел на них, а гипнотизер говорил: «Влево-вправо, влево-вправо. Ваши глаза устают, устают, устают. Вы засыпаете, засыпаете, засыпаете, засыпаете».

Все были счастливы. Глаза Муллы закрылись, его голова опустилась вниз, он выглядел как засыпающий маленький ребенок. Наступило очень ритмичное дыхание. Гипнотизер взял свой гонорар и приложил палец к губам, показывая детям, что теперь отца не нужно беспокоить. Затем он выскользнул из дома. Когда его уже не было, Мулла открыл один глаз и сказал: «Этот псих еще не ушел?»

Он делал усилие расслабиться, поэтому он расслаблялся «как ребенок». Он начал ритмически дышать и закрыл глаза, но все это было усилиями. Он помогал гипнотизеру. Он считал, что помогает гипнотизеру, - но с его стороны это было усилием, так что ничего не случилось. Ничто и не могло случиться. Он не заснул. Если бы он мог быть просто пассивным, если бы он мог слушать, что говорилось, смотреть на то, что показывалось, то сон бы случился. Никаких усилий с его стороны не требовалось; необходимо было только пассивное восприятие. Но даже для того, чтобы привести ваш ум в состояние пассивного воспри­ятия, в самом начале потребуется усилие.

Так что не бойтесь усилий. Начинайте с усилия и просто помните, что усилие должно быть оставлено позади, что вы должны продолжать двигаться без усилий. Только тогда, когда вы будете двигаться без усилий, вы станете пассивным, и эта пассивная осознанность породит чудо.

При пассивной осознанности ума больше нет. В первый раз раскрылся внутренний центр вашего существа, и для этого имеется причина. Для всего, что делается в мире, требуются усилия. Если вы желаете сделать что-то в мире, что угодно, то потребуются усилия. Но если вы хотите сделать что-нибудь во внутреннем мире, то никаких усилий не нужно. Требуется только расслабление. Здесь искусством является не деяние, так же, как снаружи, во внешнем мире, искусством является деяние.

Эта пассивная бдительность является ключом. Но пусть вас не приводит в смущение язык. Начинайте с усилия. Просто держите в голове, что вы должны оставить его, и все время оставляйте его. Даже для того, чтобы оставить усилие, требуется усилие, - но наступит момент, когда все пройдет. Тогда вы будете здесь, просто здесь, ничего не делая, - вы будете просто существовать. Это «существование» и есть самадхи, и в этом состоянии случается все, что стоит знать, что стоит иметь, чем стоит быть.

Глава 11(43)

Наши рекомендации