Как отражать операции в учете

Деньги, которые получили от дольщиков, и траты за счет этих денег отражайте отдельно от других доходов и расходов компании. Иначе их придется учитывать при расчете прибыли.

В бухучете передачу квартир каждому дольщику по акту приемки-передачи застройщик отразит по договорной цене проводками (цены из табл. 2):

ДЕБЕТ 76 «КВАРТИРА № 1» КРЕДИТ 08 – 2 677 948 руб. – передана квартира дольщику;
ДЕБЕТ 76 «КВАРТИРА № 2» КРЕДИТ 08 – 3 377 116 руб. – передана квартира дольщику;

и т. д.

Предположим, на квартиру № 2 не был заключен договор долевого участия. Ее стоимость застройщик отражает по дебету счета 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости:

ДЕБЕТ 43 «КВАРТИРА № 2» КРЕДИТ 08 – 3 250 700,5 руб. – учтена стоимость квартиры на продажу.

Так же и с нежилыми помещениями – отдельно для дольщиков, отдельно – для продажи.

Получите Аттестат Главбуха бесплатно

Адрес: school.glavbukh.ru

Подписчики журнала могут по особой льготной цене повышать квалификацию в Высшей школе Главбуха на сайте school.glavbukh.ru. Обучение проводится дистанционно – через интернет. Программы рассчитаны на бухгалтеров и главбухов. Они полностью соответствуют профстандарту «Бухгалтер». Школа выдает официальные удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке. Документы выдаются по лицензии. Специально для бухгалтеров строительных компаний подготовлен отраслевой раздел.

Надежда ИВАНОВА, руководитель Высшей школы Главбуха

Об учете истраченных материалов

Как списывать стройматериалы со счета 10 на счет 20 – ежемесячно или на дату, когда заказчик и исполнитель подписали акт сдачи-приемки работ по форме № КС-2?

Отвечает Андрей БУТРЕНИН, налоговый консультант консалтинговой группы CLEVER consulting

Возможен и тот, и другой способ. Компания самостоятельно устанавливает, в каком порядке ей списывать материалы. Это предусматривает, в частности, пункт 98 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Материалы списывают в производство по акту, который утверждает руководитель компании.

В первом случае это делают ежемесячно. Обычно на основании отчета по форме М-29. Его составляет прораб по данным о выполненных объемах СМР из журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а). По этим данным впоследствии подрядчик составляет акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 или по другой согласованной с заказчиком форме.

Во втором случае материалы списывают на основании подписанного акта сдачи-приемки работ (№ КС-2 или другой формы). Этот способ более точный и позволяет не корректировать суммы, которые отнесли на затраты до того, как подписали акт выполненных работ.

Как правило, строительные компании составляют такой акт ежемесячно – для учета объемов выполненных работ и расчетов с заказчиком. Причем независимо от этапов и передачи результата работ заказчику. Это позволяет обеспечить непрерывный и своевременный учет материальных затрат.

Какие документы требовать от подрядчика

Документация

Вера Смирнова (г. Нижневартовск)

Есть договор подряда с ООО на подготовку стройплощадки. В нем такие работы: расчистка территории, вывоз мусора, ограждение участка, прокладка временных коммуникаций, устройство временных бытовок и т. д. Какие документы потребовать от подрядчика – акт КС или просто акт выполненных работ? Нужна ли смета?

Сдачу-приемку результата выполненных работ можете оформить обычным актом, который подписывают обе стороны договора (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Унифицированные формы сейчас применять не обязательно. Если подрядчик их не использует, то и требовать от него акт по форме № КС-2 и справку по форме № КС-3 не нужно.

В акте выполненных работ должны быть отражены все обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Чтобы избежать разногласий, заранее оговорите с подрядчиком, какие формы применять. И приведите их в приложении к договору.

Итого у подрядчика нужно запросить:

– все документы, которые стороны согласовали в договоре (к примеру, если заказчик обязан возместить подрядчику стоимость материалов, от него надо получить подтверждающие документы);

– счет-фактуру (если подрядчик – плательщик НДС);

– акт выполненных работ (по согласованной сторонами форме).

Нужна ли смета в этом случае, стороны решают самостоятельно, но лучше составить.

Эльдар Зиатдинов, директор департамента «Налоговое право» GRATA International

Наши рекомендации