ЗК РФ, Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
1)использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
2)сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
3)осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
4)своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
5)своевременно производить платежи за землю;
6)соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
7)не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
8)выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
21. Понятие, предмет, метод, источники и система экологического права
Экологическое право представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (вод, лесов, недр, животного мира и т. д.). Комплексность экологического права объясняется тем, что общественные экологические отношения наряду с нормами экологического права регулируются также нормами других отраслей российского права: конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового, трудового и др.
Предметом экологического права являются волевые общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Метод правового регулирования экологических отношений проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.
Императивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и установлении запретов.
Диспозитивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых природопользователями решений и разрешений.
В настоящее время регулирование экологических отношений осуществляется путем сочетания императивного и диспозитивного методов, с преобладанием императивного, что обусловлено тем, что охрана окружающей природной среды — государственная задача, решаемая, прежде всего, путем установления запретов и разрешений, методом власти и подчинения.
Вместе с тем, все большее развитие получают договорные, экономические способы возникновения и регулирования экологических отношений, то есть, применение диспозитивных норм и диспозитивного метода.
Система экологического права. Как право в целом, так и каждая его отрасль должна представлять собой систему, а поэтому раскрыть понятие отрасли права означает раскрыть его систему. Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли — подотраслей, институтов и норм.
2. Источники экологического права
ст. 72 Конституции Российской Федерации относит регулирование экологических правоотношений к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Отсюда следует, что субъекты Российской Федерации могут иметь свое экологическое законодательство.
а) законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти РФ и субъектов Федерации, законодательными органами республик, краев, областей, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
б) подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом Российской Федерации, Правительством России, а се министерствами и ведомствами, как Российской Федерации, так (субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.
22. Юридическая ответственность за экологические правонарушения