Методы и способы переустройства станций и узлов. особенности организации работ при переустройстве станций.
Переустройство путевого развития станций можно осуществлять поэтапным или скоростным способами.
При поэтапном способе выполнение всех строительно-монтажных работ предусматривается в процессе эксплуатации, с временными изменениями специализации путей, парков, отдельных элементов и устройств станции, с укладкой временных стрелочных переводов и путей, применением временных схем устройств СЦБ для переключения движения поездов и маневровой работы, а при необходимости - с сооружением временных обходов переустраиваемых мест с сосредоточенными объемами строительно-монтажных работ. При этом выполнение путевых и ряда других видов работ организуется без значительных нарушений эксплуатационной работы станций, с использованием непродолжительных по времени «окон».
При скоростном способе переустройство путевого развития станции организуется в условиях полного освобождения от эксплуатационной работы горловин, парков, а иногда и всей станции путем переноса этой работы на другие парки и станции узла или прилегающего полигона сети. Такие условия дают возможность организовать производство работ на широком фронте с использованием высокопроизводительных путевых машин и механизмов в течение нескольких дней непрерывно.
При скоростном способе производство строительно-монтажных работ планируется в три периода: подготовительный, основной и заключительный.
В состав подготовительного периода включают предусмотренные проектом переустройства станции работы, выполнение которых не влияет на нормальную эксплуатационную работу, а также заготовку и доставку на станцию блоков стрелочных переводов, звеньев рельсо-шпальной решетки, балласта, сосредоточение землеройно-транспортных и путевых машин.
В основной период в условиях полного освобождения от эксплуатационной работы района или всей станции выполнение работ предусматривают комплексно-поточными методами. В состав комплексного потока включают следующие специализированные потоки: разборка существующих путей, стрелочных переводов и других сооружений и устройств, предусмотренных проектом; вырезка и очистка загрязненного путевого балласта, переустройство земляного полотна; переустройство искусственных сооружений; устройство балластного слоя по земляному полотну; монтаж пути и стрелочных переводов по балластному слою в объеме, предусмотренном проектом; заполнение шпальных ящиков и междупутий балластом с выправкой, отделкой и постановкой пути и стрелочных переводов в плане и профиле в проектное положение.
В заключительном периоде осуществляют монтаж устройств СЦБ стрелок и сигналов с их подключением к постовым устройствам автоматики и телемеханики, завершают выполнение строительно-монтажных работ в объеме утвержденного проекта и подготавливают объект к приемке в постоянную эксплуатацию.
Целесообразность применения скоростного способа переустройства станции и узлов определяется с учетом объемов работ и характера предстоящих строительно-монтажных работ, конкретных условий эксплуатационной деятельности станции, узла, района полигона сети, а также производственных возможностей строительных организаций.
Скоростной способ предпочтительнее поэтапного, если
Сск + Эск - Эу < Сп + Эп,
где Сск, Сп - стоимость переустройства соответственно при скоростном и поэтапном способах производства работ;
Эск - дополнительные эксплуатационные затраты, связанные с освобождением предусматриваемого парка, горловины или всей станции при скоростном способе и переноса эксплуатационной работы на соседние станции узла или полигона сети;
Эу - снижение эксплуатационных расходов после переустройства станции за время, сэкономленное в результате применения скоростного способа строительства;
Эп - дополнительные эксплуатационные расходы, связанные с предоставлением многочисленных «окон» для производства работ при поэтапном способе их ведения.
При этом стоимость переустройства при скоростном способе производства работ Сск должна учитывать дополнительные издержки строительных организаций, связанные с повышенной концентрацией сил и средств на данном объекте. В составе проекта организации строительства решение о применении скоростного способа переустройства станций может быть принято только при наличии официально оформленных согласований эксплуатационных служб железной дороги на полное прекращение движения поездов в соответствующих парках, горловинах или на целых станциях, а со стороны строительных организаций - на выполнение предстоящего объема работа намеченные сроки. При отсутствии таких согласований проектом организации строительства в составе технического проекта следует предусматривать поэтапный способ переустройства станций как более универсальный и не исключающий возможности укрупнения этапов или перехода на скоростной метод реконструкции станции на стадии разработки проекта производства работ и в ходе строительства.