Управление качеством строительной продукции
Строительная продукция– это результат выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ, частей зданий и сооружений или законченные строительством и принятые в эксплуатацию объекты производственного и непроизводственного назначения (готовая строительная продукция).
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Качество готовой строительной продукции –совокупность свойств пусковых комплексов, очередей строительства и объектов различного назначения, обусловливающих их пригодность удовлетворять потребности в соответствии с назначением продукции в конкретных условиях эксплуатации.
Нормативный уровень качества, определяемый требованиями технических регламентов, СП СНиП, ГОСТов, ТУ и других нормативных документов, устанавливается в результате научных и экспериментальных исследований, исходя из социально-экономических требований, перспектив развития научно-технического прогресса, технических и экономических возможностей государства.*
Фактический уровень качества строительной продукции зависит от качества нормативной и проектной документации, строительных материалов, конструкций и изделий, используемых в ходе строительства машин, механизмов и оборудования, а также от квалификации исполнителей.
Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям - дефект. Дефекты могут быть:
- явные и скрытые;
- критические, значительные и малозначительные;
- устранимые и неустранимые.
Управление качеством – это методы и виды деятельности оперативного характера.
Управление качеством строительства –это одна из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает высокое качество продукции за счёт грамотного управления производством.
Международная практика работы управления качеством заложена в международных стандартах ИСО 9000, которые в настоящее время приняты в России в качестве национальных. ИСО – Международная организация по стандартизации, являющаяся всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (см. Комментарий). Стандарты разрабатывались путем обобщения существующего международного опыта работы организаций различных стран с рыночной экономикой и содержат общие требования к системам качества организаций различных отраслей
* Вопросы нормативной базы рассматриваются в следующей главе.
промышленности и экономики.
Международные стандарты содержат требования к системам качества,
которые можно использовать при создании и реализации продукции. Они
являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли промышленности. В силу того, что стандарты ИСО 9000 носят общетехнический характер и не учитывают специфику строительной отрасли, они нуждаются в специальной адаптации путём добавления и изъятия определённых требований к системе управления качеством в зависимости от конкретных условий.
В России таким образом возникла версия ГОСТ Р ИСО 9001-2001,и для её реализации на каждом современном предприятии, дорожащем своей репутацией, должна быть создана система менеджмента качества.
Система менеджмента качества (СМК) создаётся с учётом задач и специфики конкретного предприятия. Принципиально процесс создания и внедрения системы менеджмента качества на предприятии состоит из следующих этапов:
1. после принятия решения руководством предприятия о создании СМК проводится анализ существующего состояния предприятия и его системы качества;
2. усовершенствование существующей СМК с учётом требований стандартов ИСО 9000 , или разработка СМК заново и введение её в действие. В ходе работы дорабатываются и разрабатываются новые документы СМК (руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции), проводится обучение персонала правилам создания документов СМК и работе с этими документами;
3. введение в действие СМК, которое предусматривает выполнение всех производственных процессов на предприятии в соответствии с разработанными документами СМК, проведение внутренних проверок работы системы и анализ руководством предприятия результатов этих проверок;
4. организация и проведение сертификации СМК отечественным или международным органом по сертификации.
Сертификация - независимая оценка на соответствие требованиям к качеству выполняемых процессов, регламентируемым стандартами серии ИСО 9000, которая является единственным бесспорным подтверждением качества продукции или услуг компании. Сертификат – это подтверждающий документ, который способен оказать существенное влияние на формирование общественного мнения о положении предприятия на рынке продукции и, соответственно, увеличить количество заказов, в т.ч. государственных и от иностранных фирм, помочь при участии в тендерах, при получении инвестиций на развитие, а также служить основанием для страховых компаний при заключении договоров.
Работы по сертификации идут в три этапа:
1. предварительная оценка Системы менеджмента качества;
2. проверка и оценка системы качества в организации;
3. инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.
После того, как документация СМК разработана, внедрена и её требования выполняются, компания заключает договор с органом по сертификации на проведение оценки соответствия СМК требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Сертификат выдаётся на 3 года с последующим продлением.
Сертификация не является обязательным требованием, но предприятие, способное предъявить сертификат серии ИСО 9000, имеет официальное подтверждение гарантий качества работ и продукции.
Наличие сертифицированной системы менеджмента качества позволяет предприятию:
- усовершенствовать организационную структуру управления и повысить её эффективность;
- повысить уровень качества продукции или услуг;
- увеличить объём сбыта продукции;
- снизить потери при производстве, брак, рекламации;
- приобрести авторитет на мировом уровне;
- повысить имидж компании в глазах российских и иностранных партнёров и инвесторов;
- стать конкурентоспособным;
- получить возможность льготных кредитов;
- получить возможность получения государственного или муниципального заказа.
Комментарий.
ISO 9000 – это серия международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации (ISO), основанной 15 национальными организациями по стандартизации в 1947 году. Цель ISO 9000 – внести объективность и согласованность в работу системы управления качеством продукции и процессов, действующей на предприятии. Если ранее стандарты качества рассматривались, как правило, только в связи с тестированием готовой продукции, то стандарты ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению её качеством – системе менеджмента качества.
В 1987 году был принят первый вариант универсальных стандартов по организации управления качеством, названный ISO 9000/87. При разработке стандартов за их базу были приняты стандарты, которые использовались Министерством обороны США, чтобы оценивать поставщиков продукции для оборонной отрасли. Базовой основой стандартов стал комплексный подход к управлению качеством.
Принципиально новая, версия стандартов появилась в 2000 году (ISO 9000/2000), заменив версию 1994 года. Комплекс документов, ранее состоявший из 24 стандартов, теперь включает в себя 5 основных стандартов:
1. ISO 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.
2. ISO 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования.
3. ISO 9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.
4. ISO 19011:2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды.
5. ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.
В России с 15 августа 2001 года действует аутентичная стандартам серии ISO 9000 версии 2000 года серия национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 версии 2001года.
Важно знать, что российская версия стандартов ИСО 9000 является национальным стандартом, призванным обеспечить не только все принципы ISO 9000, но и осуществлять защиту национальных производителей и рынков сбыта. Именно поэтому при сертификации СМК следует отдавать предпочтение национальной системе, как системе созданной и признаваемой нашим государством.
Вопросы для самопроверки:
Что называют «строительной продукцией» и каковы её особенности?
Что понимают под «качеством продукции»?
Назовите основные показатели, характеризующие качество строительной продукции.
Что понимают под «дефектом продукции»?
Назовите основные этапы создания системы менеджмента качества?
С какой целью проводится сертификация системы менеджмента качества?
Как часто проводится сертификация?
С какой целью в России введена система ИСО?
2. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО КАЧЕСТВУ СТРОИТЕЛЬСТВА
В нашей стране, как и в большинстве стран с развитой экономикой, параметры продукции строительства и процессов ее создания всегда являлись объектом государственного регулирования. До введения в действие Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - ФЗ) оно реализовывалось в форме нормативных документов в области строительства (СНиП) и государственных стандартов (ГОСТ), принимаемых государственным органом управления по строительству, и территориальными органами исполнительной власти.
После принятия в 2002 году закона «О техническом регулировании» все действовавшие раньше нормативы перестали быть обязательными.
Техническое регулирование осуществляется путем принятия технических регламентов, содержащих обязательные для применения и исполнения требования к безопасности:
1. продукции,
2. процессов ее производства, транспортирования, хранения,
3. процессов ее эксплуатации и утилизации.
Технические регламенты – это законы, которые принимаются Государственной Думой и обязательны для применения. Они разрабатываются для всех отраслей. Обратите внимание:
технические регламенты нормируют только то, что влияет на безопасность продукции!
При разработке технических регламентов учтены следующие особенности продукции строительства как объекта технического регулирования:
1. строительные объекты, как правило, предназначаются для использования и эксплуатации в течение долгого времени, сроки могут достигать 100 и более лет; их несущие конструкции, параметры которых определяют механическую безопасность здания или сооружения, в большинстве случаев рассчитываются на весь срок службы здания или сооружения и не подлежат замене; в связи с этим оценка и подтверждение соответствия строительной продукции требованиям безопасности должны осуществляться в процессе ее эксплуатации;
2. каждое здание и сооружение возводится на месте его использования и эксплуатации, прочно связано с землей и является уникальным объектом, на свойства которого существенное влияние оказывают характеристики земельного участка, градостроительные ограничения, климатические условия района строительства, архитектурные и функциональные задачи, решаемые при строительстве, поэтому здание или сооружение как изделие единичного производства, в отличие от серийной промышленной продукции, не связано с изготовлением и испытанием опытных образцов и последующим утверждением технической документации. Поэтому проектная документация на строительство до ее утверждения должна подвергаться экспертизе на соответствие установленных в ней проектных решений обязательным требованиям технических регламентов, а также обязательным градостроительным требованиям в соответствии с Градостроительным кодексом;
3. по этим же причинам для зданий и сооружений неприменимы процедуры сертификации.
Соответствие здания или другого сооружения обязательным требованиям технических регламентов в большинстве случаев не может быть оценено путем непосредственных испытаний, поэтому надзор за соответствием требованиям должен осуществляться в процессе строительства и эксплуатации.
Объектами технического регулирования в строительстве являются:
а/ продукция строительства - жилые здания, общественные здания и сооружения и их комплексы, здания и сооружения предприятий промышленности, а также другие объекты строительства;
б/ строительные материалы и изделия, используемые при возведении зданий и сооружений;
в/ процессы, работы и услуги по освоению территорий, планировке и застройке городских и сельских поселений и обеспечению их устойчивого развития, а также в области создания и эксплуатации продукции строительства, включая инженерные изыскания, проектирование, строительство зданий и сооружений, их техническое обслуживание, ремонт и утилизацию.
Обязательными для применения и исполнения являются требования по вопросам:
1. механической безопасности, прочности и устойчивости зданий и сооружений в условиях эксплуатации и экстремальных воздействий;
2. безопасности людей при пожарах и защиты недвижимого имущества с учетом его страхования;
3. безопасности людей и защиты объектов жизнеобеспечения при землетрясениях, обвалах, оползнях и других расчетных геофизических процессах;
4. безопасности движения и перемещения людей, пользования приборами и устройствами систем инженерного оборудования, доступности среды для маломобильных групп населения и защиты помещений от несанкционированного вторжения;
5. безопасных для здоровья человека условий проживания, труда, быта и отдыха при неблагоприятных воздействиях;
6. безопасного уровня воздействия строительных объектов на окружающую среду и сокращения расхода энергетических ресурсов при их эксплуатации;
7. оценки соответствия строительных объектов в форме государственного надзора, приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов;
8.необходимой информации по вопросам безопасности продукции строительства в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение ее приобретателей.
Все эти обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в строительстве как раз и устанавливаются в технических регламентах.
Конкретные требования к строительной продукции устанавливаются в нормативных документах добровольного применения, которые должны являться доказательной базой соблюдения требований технических регламентов. Для этого
федеральный орган исполнительной власти по строительству формирует Систему нормативных документов в строительстве, предназначаемых для применения на добровольной основе. В нормативных документах по строительству общие требования технических регламентов конкретизируются применительно к конкретным видам зданий и сооружений, их конструктивных и инженерных систем, а также к конкретным процессам строительства и эксплуатации продукции строительства.
Нормативные документы, входящие в состав Системы нормативных документов в строительстве, разрабатываются для добровольного применения.
В состав Системы должны входить:
- строительные нормы Российской Федерации (ФСН);
- своды правил по проектированию, строительству, а также эксплуатации зданий и сооружений (ФСП);
- территориальные строительные нормы (ТСН).
Рекомендуемые документы применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
Вопросы для самопроверки:
Принципы построения системы нормативных документов РФ.
Как осуществляется техническое регулирование?
Что такое «технические регламенты»?
Что является объектами технического регулирования?
Каковы особенности продукции строительства как объекта технического регулирования?
Как в настоящий период действуют нормативные документы?
Для чего нужна Система нормативных документов в строительстве?
Особенности применения рекомендуемых нормативных документов.