В аптечных организациях
План
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Историческая справка
1.2 Классификация
1.3 Основные представители
1.4 Выкладка детских товаров в АО
1.5 Документы подтверждающие качество детских товаров
1.6 Требование к детским товарам
Глава 2 Практическая часть
2.1 Маркетинговое исследования
Заключение .
Список используемой литературы .
Приложение.
Цели:
1. Изучить спрос и предложение на товары детский ассортимент в аптечной организации.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать материл по теме исследования.
2. Проанализировать ассортимент детских товаров в аптечной организации.
3. Расчитать доли продаж группы детских товаров в аптечной организации .
Объект исследования:
1. Детские товары.
4.Предмет исследования:
1. Ассортимент детских товаров.
2. Данные аптечных продаж.
3. Выкладка детских товаров.
Методы исследования:
1. Анализ.
2. Маркетинговое исследования.
3. Анкетирование.
Базы исследования:
Базы исследования:
Аптечная сеть Вита-экспресс №745 расположена по адресу: город Ульяновск ул. Кирова 28 дом .
Директор: Хайбуллина А.Н
Товарооборот аптеки составляет: 1 900 000 рублей
Категория: Аптека
Форма собственности : ООО «Сириус»
В ассортимент аптеки входят наименований 5047
Введение
РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ДЕТСКОГО АССОРТИМЕНТА
В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Темпы развития рынка детских товаров имеют положительную тенденцию и динамику по всем категориям и, следовательно, в аптечной организации грамотное маркетинговое планирование данного ассортимента может обеспечить устойчивый рост товарооборота в среднем на 15-25%.
Актуализация социальной реформы на федеральном уровне, увеличение доходов населения, положительная динамика в демографической ситуации, информационные технологии являются основными факторами относительно устойчивого роста детского сегмента.
Интересный целевой сегмент представляют также покупатели (85% женщин и девушек), приобретающие детские товары с целью использования для ухода за собой (детские кремы, детское мыло, гигиеническая помада для детей, шампуни, лосьоны, молочко, солнцезащитные кремы и репелленты для детей, тальки, присыпки занимают лидирующие позиции у данного специфического "взрослого детского контингента"). В общем потреблении детских товаров данный целевой сегмент составляет в среднем 10%, и эта цифра имеет тенденцию к росту, что объясняется главным образом увеличением аллергических заболеваний и верой в гипоаллергенность и отсутствие "вредной химии" в данном ассортименте.
Аптечная организация при формировании ассортиментного портфеля товаров для детей должна обращать внимание на следующие факторы:
- маркетинговая активность конкурентного окружения: фирменные и специализированные детские магазины, супермаркеты и универсамы, продуктовые магазины, молочные кухни, ярмарки и рынки детских товаров, другие аптеки;
- известность производителя: срок присутствия на рынке, маркетинговые характеристики детской товарной линейки: полнота, широта, глубина и новизна, лояльность к бренду производителя, рейтинговые позиции;
- ценовые стратегии производителей и дистрибьюторов детских товаров (Price);
- активность производителя по продвижению товара: общая концепция мерчандайзинга, наличие специалистов-промоутеров и мерчандайзеров, экспозиционного оборудования, POS-материалов, информационная насыщенность рекламной продукции, возможность предварительного тестирования (наличие пробных образцов и тестеров с целью проверки чувствительности и возможных реакций со стороны организма), различные акции для конечных потребителей, наличие дополнительных возможностей по информированию и обратной связи с покупателями: "горячая линия", сайт в Интернете, электронная почта (Retail Promotion);
- активность по медицинскому продвижению: работа с гинекологами, неонатологами, педиатрами, семейными врачами, дерматологами и прочими специалистами, наличие обучающих программ по уходу за ребенком, его развитию, проведение конференций и обучающих семинаров для детских врачей и родителей (Medical Promotion);
- рекламная активность производителя: реклама в специализированных журналах для родителей, реклама в родильных домах, женских консультациях, перинатальных центрах, детских поликлиниках и детских воспитательных учреждениях (Advertising);
- активность производителя по приобретению известности (Publicity) и связям с общественностью (Public Relations) с целью формирования положительного имиджа на данном сегменте рынка: конкурсы, спонсорские проекты,
-финансовая привлекательность для аптечной организации (общие данные о продажах на рынке, планируемые показатели оборачиваемости и рентабельности конкретных товаров;
- внешний вид детских товаров, дизайн упаковки: предпочтение имеют яркие, красочные, специальные упаковки и формы (флаконы, тюбики, баночки, коробочки в виде кукол, кораблей, машин, зверей, рыб, птиц, мультипликационных героев и персонажей анимэ, мочалки - игрушки, фигурное мыло с приятным запахом); ароматические и звуковые эффекты усиливают привлекательность для маленьких потребителей;
- качество упаковочного материала и удобство в применении;
Историческая справка.
Можно точно сказать, что история игрушек началась именно с погремушки. Самые первые погремушки, так называемые «трещотки», появились в древнем Египте. Ими развлекали детей фараонов. Археологи до сих пор находят погремушки из чистого золота с вкраплениями драгоценных камней. Такую игрушку клали рядом с младенцем в усыпальнице, если он погибал в раннем возрасте.
Самые первые игрушки для бедных готовились из глины, костей животных. Потом появились игрушки из соломы, старого тряпья. У погремушек было назначение не только развлекать ребенка, но и оберегать его от злых духов и болезней. В переводе погремушка означает «погреметь у ушка», а значит отвлечь, развеселить ребенка и прогнать от него беды. В Древней Руси погремушки имели много названий: «трещотки», «шумелки», «шуршунки», «крякалки», «побрякушки», «грематушки». Более взрослому ребенку дарили погремушки из ниток, природных материалов. Внутрь погремушки засыпали горох, крупы.
В России наиболее развитым городом в производстве погремушек в 18-19 веках стала Астрахань. Мастера со всего света съезжались сюда, чтобы на ярмарке продать свои творения. Купцы готовы были выложить сумму, которая приравнивалась к покупке коровы, только бы доставить радость своим деткам. Некоторые погремушки делались из пузырей животных. Их промывали, высушивали, посыпали золой, внутрь засыпали горох. Некоторые умельцы использовали для основания погремушки горло гуся или утки.
Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до нашей эры. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Ещё в древности игрушки вырезали из дерева. Деревянные игрушки изготавливались на Севере, в Поволжье, Подмосковье. С рождением ребёнка игрушка становилась непременным спутником детской жизни. Самым маленьким предназначались всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской, ими обычно обвешивали детскую колыбель.
Когда же ребёнок начинал ходить, то у него была другая каталка- на верёвочке. Чаще всего это был конь на колёсах. К труду крестьянские дети приучались рано. Поэтому и все крестьянские игрушки делались таким образом, чтобы ребёнку было необходимо вложить в неё частичку труда: погремушку необходимо потрясти, тогда она зазвучит; каталку возить, тогда она оживёт; куклу одевать, и тогда она будет похожа на человека
.
Сейчас много брендов, и самые распространенные и лидирующие среди парафармацевтики это Buebchen, Джонсонс Бэби, Мое солнышко, Pampers, GOON, Avent.
История Buebchen
История бренда Bubchen (Бюбхен) начинается в 40-ых годах 20 века. Фармацевт Эвальд Гермес впервые изобрел специальный моментально успокаивающий травяной чай для своего сына. Впоследствии, этот чай продавали и в аптеках, ведь он был очень популярен как средство борьбы с детскими коликами. Спустя 20 лет, совместно с врачами-педиатрами, Эвальд Гермес начал разрабатывать и производить средства для ухода за кожей малышей (детскую косметику).
История Джонсонс Бэби
Американская торговая марка косметики и средств по уходу за ребёнком, которая принадлежит компании Johnson & Johnson. Бренд появился в 1893 году c детской присыпки Johnson’s Baby Powder.
Спектр продуктов состоит из детской присыпки, шампуней, лосьонов для тела, массажного масла, пены для купания и влажных салфеток. Косметика бренда известна как «необычайно чистая и безопасная» (как минимум, с 1980-го года)
Марка AVENT появилась в 1984г. вместе с выпуском бутылочки для кормления, которая стала мировым стандартом в этой области.
Владелец компании Эдвард Аткин первым заметил, что стандартные бутылочки для кормления просто не соответствуют требованиям. Их наконечники были твердыми, длинными и узкими, а сами бутылочки - громоздкими, неустойчивыми и неприспособленными для наливания жидкости.
Эдвард решил изобрести бутылочку для кормления, которую могло бы превзойти только кормление грудью. В результате появилась бутылочка для кормления с лучшими в мире дизайном и конструкцией. Бутылочка Philips AVENT имеет широкие горлышко и основание, что значительно упрощает ее очистку и заполнение.
Соска этой бутылочки впервые была целиком изготовлена из не имеющего вкуса и запаха силикона; мягкая и широкая, она максимально приближена к естественной форме соска и, кроме того, обладает уникальной системой вентиляции, предотвращающей появление колик у новорожденных. Поэтому неудивительно, что все большее число матерей отдает предпочтение именно бутылочкам для кормления Philips AVENT. После этого компания Philips AVENT продолжала усовершенствовать дизайн других продуктов для детского питания.
В сентябре 2006 г произошло слияние компании Philips, мирового лидера в области новых технологий, продуктов для здоровья и повседневной жизни, и компании AVENT. Это прекрасное сочетание двух мощных компаний с богатой историей новых разработок. Стремясь повысить уровень жизни потребителей, компания Philips разрабатывает продукты для укрепления и поддержания их здоровья. Этому способствует и цель компании AVENT - создать самые качественные в мире продукты для ухода и кормления малышей. Вместе, Philips AVENT предлагают продукты для повседневной жизни, помогающие максимально упростить уход за ребенком.
История подгузников
Изобретательницей подгузника считается американка Мэрион Донован была не только литературоведом и заместителем редактора Журнала Vogue, но и многодетной матерью. Ей катастрофически не хватало времени на стирку пеленок, и она решила усовершенствовать процесс ухода за новорожденной дочерью.Сначала Мэрион, изрезав несколько клеенок и штор для ванной, придумала непромокаемые детские трусики, которые надевались поверх обычной пеленки. Донован назвала их The Boater (от англ. boat - лодка) - трусики помогали ребенку оставаться на плаву;. В 1949 году боутеры с таким успехом продавались в знаменитом нью-йоркском универмаге Saka Fifth Avenue, что Донован удалось выручить за права на свое изобретение 1 млн. долларов.Но изобретательница пошла еще дальше - она придумала пришить полученную конструкцию к детским трусикам, а вместо клеенки стала использовать специальную адсорбирующую бумагу. Наконец, она заменила английские булавки, которыми закалывалась пеленка, на безопасную металлическую застежку. Получились одноразовые боутеры. Патент на изобретение Донован получила в 1951 году, однако так и не смогла продать его ни одной фирме. Потребители настороженно восприняли новую идею - использовать подгузник один раз, а затем выкинуть казалось непрактичным.Однако спустя десять лет одноразовыми подгузниками заинтересовалась компания Procter & Gamble. Ее сотрудник Виктор Миллз, взяв на вооружение идею Донован, изобрел подгузники Pampers. Первый памперс был выпущен в 1961 году.
Классификация
Детские товары, несомненно, занимают далеко не самую большую долю аптечного ассортимента. И сегодня детские товары способны приносить аптеке солидную прибыль. Важно только грамотно выстроить ассортиментную политику.
По данным статистики, лидирующую позицию по количественному присутствию на аптечных полках занимает детская косметика и средства для ухода. Далее следуют препараты по уходу за кожей, волосами и полостью рта. Почти треть от детского ассортимента аптеки занимают приспособления для кормления и аксессуары.
Детские товары на полках аптеки:
- аксессуары для кормления малыша (соски, бутылки, столовые приборы, поильники и т.д.);
- аксессуары для кормления, необходимые маме (молокоотсос, прокладки для груди и т.д.);
- аксессуары для малыша (впитывающие пеленки, ершики для бутылок, футляр для пустышек и т.д.);
- белье для беременных и кормящих (бандаж, бюстгальтер для кормления, колготы для беременных и т.д.);
- детская косметика (крем, масло, спрей, присыпки и т.д.);
- косметика для беременных и кормящих (крем от растяжек, крем при трещинах сосков и т.д.);
- питание для беременных и кормящих (чай для беременных женщин, чай для повышения лактации и т.д.);
- подгузники для детей;
- салфетки детские;
- средства для купания (шампунь, гель, пена для ванн, мыло детское и т.д.);
- техника для ухода за ребенком (стерилизатор бутылочек, подогреватель бутылочек, цифровой термометр, термометр для ванной и т.д.);
- уход за полостью рта для детей (прорезыватель, зубная щетка и паста и т.д.);
- погремушки, светильники, подвески на кроватку и т.д.
Не стоит пугаться обширности данного списка, поскольку по объему практически все перечисленные позиции занимают достаточно мало места. Исключение составляют разве что подгузники. Однако не торопитесь заваливать аптечный склад этими объемными упаковками. Как правило, подгузники закупаются большими упаковками в крупных детских супермаркетах. В аптеку же родители за подгузниками приходят только в том случае, если они вдруг резко кончились, а купить большую упаковку нет возможности или в том нет необходимости на данный момент.
При выборе торговой марки детской продукции стоит учитывать несколько моментов:
- рейтинг производителя (продолжительность присутствия на рынке, продуктовый портфель и т.д.);
- промоактивность производителя (мерчандайзинг, наличие дополнительного оборудования, POS-материалов, промоутеров, ценовых и сбытовых акций);
- рекламная активность производителя (реклама в специализированных журналах для родителей, реклама в детских поликлиниках и детских садах);
- возможности по медицинскому продвижению (работа с врачами-педиатрами и неонатологами);
- наличие дополнительных возможностей по формированию покупателей (в частности, «горячие линии»);
- данные о продажах на рынке (показатели рентабельности и оборачиваемости продуктов).
Детский ассортимент в аптеке может включать несколько сотен наименований, и помимо ежедневно необходимых бутылочек, пустышек, предметов гигиены, здесь оказывается и огромный сегмент детского питания с первого месяца жизни и до 3–4 лет, витамины для беременных и кормящих женщин, предметы для улучшения лактации, например, молокоотсосы, разнообразная косметика для ухода за кожей мамы и ребенка, лечебная косметика при наличии дерматологических проблем и проч. Как разобраться во всем многообразии этих товаров и нужно ли уделять этому повышенное внимание?
Для фарм-маркетов с большим количеством свободных площадей имеет смысл организовывать зону детских товаров и товаров для будущих мам. Пожалуй, эти ассортиментные группы равноценны по популярности. Именно поэтому рекомендуется
размещать их в одной зоне торгового зала.
Молодые будущие мамы очень часто начинают заботиться о здоровье малыша и своем собственном буквально с первых месяцев беременности. Именно они становятся основными посетительницами детского отдела и основными собеседницами провизоров-консультантов. Их интересуют абсолютно все вопросы, начиная от косметических кремов для предотвращения растяжек во время беременности, заканчивая самыми мельчайшими деталями ухода за ребенком. Благо, что у консультантов торгового зала, как правило, есть время заняться такими покупательницами.
Кроме того, большая группа женщин — посетительниц детского отдела — это работающие женщины, которые стремятся сделать максимально удобной и комфортной жизнь своей семьи. Они всегда интересуются новинками и самыми последними достижениями в области питания и ухода за ребенком.
Как правило, на обслуживание таких клиенток у консультанта уходит масса времени, но именно эти покупательницы впоследствии предпочитают ходить в ту аптеку, где им была предоставлена качественная консультация.
1.2Мерчандайзинг средств детской гигиены.
Мерчандайзинг — вид деятельности, направленный на продвижение товаров и торговых марок на региональном рынке.
Мерчандайзинг - это:
1.Составная часть маркетинга, деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли. (Словарь экономических и финансовых терминов).
2.Комплексный подход к оформлению и обустройству торгового зала и выбору внешне заметного стиля предприятия, применяемый для максимального быстрого продвижения товаров в розничной торговле.
3.Торговый маркетинг.
4.Совокупность мероприятий, направленных на увеличение объема продаж.
Расположение подгузников в торговом зале аптеки осуществляется также по принципу отношения к фирме-производителю. Громоздкие большие пачки (с большой степенью впитываемости) располагаются на нижних полках, компактные (для новорожденных — с малой степенью впитываемости) — на верхних. Целесообразно размещать на этих же стеллажах влажные салфетки, присыпки, кремы и другие средства для ухода за кожей при использовании подгузников. Часто представители фирм требуют от аптек выкладку по собственным правилам мерчандайзинга, соблюдать их или нет, решает менеджер торгового зала и руководитель аптеки.
Молокоотсосы
Отношение к этим, без сомнения нужным приборам, остается противоречивым, несмотря на достаточно широкий ассортимент товаров в этой ассортиментной группе. Большинство женщин имеют довольно смутные представления об этих приспособлениях и о том, в каком случае их использовать. Между тем, молокоотсос может потребоваться во многих случаях: например, если женщина работает и хочет создать дома необходимый запас грудного молока; для стимуляции лактации; при начинающемся мастите и проч.
В крупных аптеках ассортимент молокоотсосов бывает полным, но не всегда даже работники аптек могут объяснить различия приборов. Между тем, молокоотсосы бывают механические, электрические и электронные. Их характеристики и стоимость весьма различны. Самыми простыми являются механические помповые молокоотсосы, применяемые для сцеживания небольшого количества молока. Они не особенно эффективны в использовании, не имитируют естественный акт сосания младенцем груди матери. Соответственно, они самые дешевые. Немногим отличаются от них поршневые. Электрические молокоотсосы воспроизводят эффект естественного сосания груди младенцем. Такие молокоотсосы считаются самыми эффективными и удобными для домашнего использования. Они находятся в средней ценовой нише и популярны у покупательниц. Что касается электронных приборов, они используются в основном в условиях клиники и редко появляются в продаже.
Классически стоит отдать предпочтение размещению наиболее качественного и дорогого товара на уровне глаз потребителя (как правило, именно такой товар является наиболее привлекательным визуально), все остальные приборы разместить в соответствии с основными правилами мерчандайзинга. В качестве сопутствующей группы необходимо использовать другие товары, которыми может пользоваться женщина при грудном вскармливании ребенка: прокладки для груди, средства гигиены груди, кремы от трещин сосков и проч. Нелишним будет размещение информационных материалов на этой же полке (в специальных карманах или других приспособлениях): о правилах грудного вскармливания, об отличиях молокоотсосов, об уходе за грудью кормящей женщины. Единственное замечание: это не должен быть бумажный «завал», такие листовки нужны только при наличии свободного места и при соответствующем уместном оформлении витрины.
Косметика
Качественная косметика — неотъемлемая часть ухода за кожей ребенка. В ее необходимости сомнений нет. Большинство детских косметических линий изначально создается в соответствии с самыми высокими стандартами качества, поскольку речь идет о здоровье ребенка. С этой точки зрения стоит особым образом выделять косметику для ухода за здоровой детской кожей и для ухода за кожей с дерматологическими патологиями (группой атопических заболеваний: дерматиты, экзема). Последняя группа товаров относится к разряду лечебной косметики и должна назначаться врачом в комбинации со специфическим лечением.
Мерчандайзинг косметики детской группы
Необходимо разделять на витринах обычную косметику ухода и дерматологические линии. Для клиентов необходимы стикеры с указанием названия препаратов и направленности действия. С точки зрения удобства и в соответствии с принципом сопутствующих групп лечебную косметику стоит размещать в «Детском отделе» торгового зала. Но, к сожалению, это не всегда возможно, и детские дерматологические линии остаются расположенными в витринах со всей остальной лечебной косметикой. В случае невозможности размещения специальной косметики в детском секторе, необходимо разместить объявление, что аптека располагает детскими дерматологическими средствами.
Любая детская косметическая линия, даже с самым минималистичным составом, всегда обладает доказанной гипоаллергенностью, которая подразумевает отсутствие каких-либо веществ, способных вызвать аллергическую реакцию у любого типа кожи (сухой, жирной, нормальной, чувствительной), либо являющихся потенциально опасными в этом плане. Приветствуется также минимальное количество консервантов, отдушек, агрессивных поверхностно-активных веществ в моющих средствах.
Другие мелочи
Бутылочки, прорезыватели для зубов, соски и пустышки, маникюрные принадлежности для детей, ершики для чистки бутылочек, подогреватели для смесей и прочие необходимые мелочи также должны быть представлены в ассортименте аптеки. Как правило, их размещают на вертикальных стендах или просто на свободной стене, снабжая ее необходимым количеством крючков и приспособлений. Упаковки таких товаров обычно яркие и сами по себе являются средством для привлечения внимания клиентов. Кроме того, потребители детских товаров — это целевая группа потребителей аптеки, которые всегда самостоятельно найдут необходимый отдел в торговом зале. Тем не менее, рекомендуется оформлять витрины, стеллажи и детскую зону в аптеке яркими привлекательными цветами и указателями.
И еще несколько слов:в детском отделе фарммаркета недопустима агрессивная реклама того или иного средства, в мерчандайзинге должен преобладать здравый смысл. Все должно быть удобным для покупателя, ведь потребители детских товаров — это совершенно особенная группа клиентов, порой очень дотошно относящихся и к оформлению витрин, и к качеству консультации провизора. Хочется отметить также, что при оказании профессиональной консультации недопустимо приведение примеров из личного опыта (только если клиент спрашивает о таковом), объективность специалиста в отношении детских товаров в этом случае важна как никогда.