Описание прикладной области Отдел кадров предприятия
Анализ предметной области показывает, что для автоматизации работы Отдела кадров целесообразно создать БД ОТДЕЛ КАДРОВ, состоящую из трех таблиц: СОТРУДНИК, СОСТАВ СЕМЬИ, ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ. Таблицы будут связаны между собой следующим образом:
Таблица СОТРУДНИК с таблицей СОСТАВ СЕМЬИ связываются по полю Идент код, а с таблицей ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ - по полю Должн.
Характеристики таблицы-объекта СОТРУДНИК:
- идентификационный код Идент код (10 символов - тип текстовый );
- фамилия Фамилия ( 20 символов - тип текстовый);
- имя Имя ( 15 символов - тип текстовый);
- отчество Отчество ( 15 символов - тип текстовый);
- пол Пол (1 символ - тип текстовый);
- дата рождения Дата рожд ( поле типа дата );
- место рождения Место рожд ( 15 символов - тип текстовый );
- образование Образов (15 символов - тип текстовый);
- должность Должн (15 символов - тип Мастер подстановок);
- стаж работы Стаж работы (длинное целое - тип числовой );
- семейное положение Сем полож (7 символов - тип текстовый) ;
- дата зачисления на работу Дата зач (поле типа дата/время);
- телефон Тел (8 символов - тип текстовый);
- домашний адрес Адрес (поле-МЕМО).
Характеристики таблицы-объекта СОСТАВ СЕМЬИ:
- идентификационный код Идент код (10 символов - тип Мастер подстановок );
- отношение Отношение (10 символов - тип текстовый);
- фамилия Фамилия (20 символов - тип текстовый);
- имя Имя (15 символов - тип текстовый);
- отчество Отчество (15 символов - тип текстовый);
- год рождения Дата рожд (поле типа дата/время).
Характеристики таблицы-объекта ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
- № п/п НПП (длинное целое - тип числовой);
- название подразделения Назв подр (30 символов - тип текстовый);
- должность Должн (15 символов - тип текстовый);
- количество штатных единиц Кол ед (длинное целое - тип числовой);
- должностной оклад Оклад (длинное целое - тип числовой);
- фонд заработной платы за месяц ФЗПМ (длинное целое - тип числовой);
- фонд заработной платы на год ФЗПГ (длинное целое - тип числовой);
Описание работы
Загрузить Microsoft Access, выполнив действия: Пуск-> Программы -> Microsoft Access (или выполнив щелчок на соответствующей пиктограмме на панели Microsoft Office).
Для создания новой базы данных выполнить следующее:
- В окне Microsoft Access выбрать переключатель Новая база данных, затем – кнопка ОК.
- В появившемся окне Новая База данных выбрать диск и открыть папку в которой будет создаваться новая БД. Затем в разделе Имя файла ввести имя создаваемой БД ОТДЕЛ КАДРОВ, выполнить щелчок по кнопке Создать.
- В появившемся на экране окне БД ОТДЕЛ КАДРОВ выбрать вкладку Таблицы, затем – кнопку Создать.
- В окне Новая таблица выбрать режим создания таблицы Конструктор, затем щелчок по кнопке ОК.
- Создать структуру таблицы СОТРУДНИК: В окне Конструктора таблиц заполнить соответствующие разделы: Имя поля, Тип данных, Описание. Для перехода от раздела к разделу использовать клавишу .
- В разделе Тип данных для изменения типа раскрыть окно выбора типа, выполнив щелчок по кнопке раскрытия списка, затем выполнить щелчок в строке, содержащей соответствующий тип.
- При этом в нижней части экрана в разделе Свойства поля появляется информация о данном типе поля. При необходимости туда можно вносить изменения, выполнив щелчок в соответствующей строке, удалив предыдущее значение, введя новое. Дополнительно можно задать формат поля, условие на значение и т.д.
- После создания структуры таблицы необходимо задать ключевое поле. Обычно, поле, используемое в качестве ключевого, располагается в таблице первым. Для создания ключевого поля выделить поле, выполнив щелчок слева от имени поля на полосе выделения. Выполнить Правка -> Ключевое поле или выполнить щелчок по пиктограмме Ключевое поле. Слева от имени поля появится изображение ключа.
- Поле Должн выбрать в качестве индексированного. Для этого в разделе Свойство поля выбрать строку Индексированное поле. Выполнить щелчок по кнопке раскрытия списка и выбрать строку Да (Допускаются совпадения).
- После создания структуры таблицы сохранить ее. Выбрать Файл -> Сохранить или Сохранить как...В окне Сохранение объекта выбрать В текущей базе данных, затем ввести имя для сохранения созданной таблицы: СОТРУДНИК, затем - ОК.
Аналогичным образом создать структуру таблицы СОСТАВ СЕМЬИ. - Для поля Идент код целесообразно выбрать тип Мастер подстановок. Это позволит облегчить заполнение данными этого поля. После выбора типа Мастер подстановок откроется первое диалоговое окно Создание подстановки. В этом окне выбирается способ, которым столбец подстановки получит свои значения: из таблицы или запроса. Затем щелчок по кнопке ДАЛЕЕ. В следующем диалоговом окне выбирается таблица, содержащая столбец подстановки. Затем щелчок по кнопкеДАЛЕЕ.
- В следующем окне выбирается поле, используемое в качестве столбца подстановки и щелчком по кнопке > переносится в окно Выбранные поля. Щелчок по кнопке ДАЛЕЕ.
Следующее окно содержит сообщения о том, какие действия выполнить со столбцом в случае необходимости. Затем щелчок по кнопке ДАЛЕЕ.
В следующем окне выполнить щелчок по кнопке ГОТОВО. Появится сообщение о том, что перед созданием связи необходимо сохранить таблицу. Для этого выполнить щелчок по кнопке ДА. В разделе Тип данных будет указан тип Текстовый, т.е. тип, соответствующий типу поля подстановки из таблицы СОТРУДНИК. - В таблице СОСТАВ СЕМЬИ необходимо выбрать поле Идент код в качестве индексированного поля. Для этого в разделе Свойство поля выбрать строку Индексированное поле. Выполнить щелчок по кнопке раскрытия списка и выбрать строку Да (Допускаются совпадения).
- При сохранении таблицы отказаться от создания ключевого поля.
Создать структуру таблицы ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, включив в нее указанные поля и выбрав для них соответствующие типы.
- В качестве ключевого поля выбрать поле Должн.
Заполнение таблиц
Заполнение таблиц целесообразно начинать с таблицы ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, так как поле Должн этой таблицы используется в качестве столбца подстановки для заполнения соответствующего поля таблицы СОТРУДНИК.
- В окне Базы данных выбрать нужную таблицу
- Выполнить щелчок по кнопке ОТКРЫТЬ
- На экране появится структура БД в табличном виде
- Заполнение производится по записям, т.е. вводится информация для всей строки целиком
- Переход к следующему полю осуществляется нажатием клавиши .
- При заполнении первой строки следом за ней появится новая пустая строка.
Для заполнения поля МЕМО в таблице СОТРУДНИК нажать комбинацию клавиш SHIFT+F2, предварительно установив курсор в поле МЕМО. После ввода или редактирования данных в этом окне щелкнуть по кнопке ОК.
Для заполнения данными поля Должн в таблице СОТРУДНИК использовать список поля подстановки, раскрывая его щелчком мыши по кнопке раскрытия списка. Выбор нужной должности производится щелчком мыши в соответствующей строке.
Аналогично заполняется данными поле Идент код в таблице СОСТАВ СЕМЬИ.
После заполнения таблиц данными установить связь между таблицами:
- Выбрать команду Сервис -> Схема данных или выбрать пиктограмму Схема данных. Появится окно Схема данных, содержащее диалоговое окно Добавление таблицы.
- Выбрать таблицу СОТРУДНИК, затем выполнить щелчок на кнопке ДОБАВИТЬ, для добавления таблицы в окно Схема данных.
- Повторить действие для каждой таблицы, участвующей в установке связи.
- Для создания связей между таблицами СОТРУДНИК и СОСТАВ СЕМЬИ поместить поле Идент код из таблицы СОТРУДНИК, на соответствующее поле таблицы СОСТАВ СЕМЬИ, появится диалоговое окно Связи.
- Для автоматической поддержки целостности БД установить флажок Обеспечение целостности данных.
- Установить также флажки Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных полей.
- Выполнить щелчок на кнопке СОЗДАТЬ. В окне Тип отношений будет указан тип один-ко-многим.
- Соответствующим образом связать таблицы СОТРУДНИК и ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, выбрав для связи поле Должн и установив те же флажки.
- Затем закрыть окно Связи.
- При запросе на сохранeние связи выполнить щелчок на кнопке ДА.
В окне БД выбрать таблицу ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, открыть ее в режиме Таблицы. Удалить должность "статистик". Открыть таблицы СОТРУДНИК и СОСТАВ СЕМЬИ и убедиться в том, что из таблиц исчез сотрудник, занимавший эту должность, а также сведения о его семье.
Восстановить удаленную информацию во всех таблицах.
Идент код | Фамилия | Имя | Отчество | Пол | Дата рожд | Место рожд | Образов |
Старченко | Светлана | Борисовна | ж | 22.04.43 | г.Казань | ср.технич. | |
Архипов | Сергей | Иванович | м | 23.03.49 | Харьков | высш. | |
Круговой | Геннадий | Иванович | м | 22.04.45 | г.Омск | высшее | |
Царева | Анна | Николаевна | ж | 30.07.50 | г.Харьков | высшее | |
Каменева | Татьяна | Дмитриевна | ж | 24.06.59 | г.Курск | высшее | |
Безродный | Владимир | Михайлович | м | 05.09.53 | г.Харьков | высшее | |
Садчиков | Аркадий | Викторович | м | 10.01.57 | г.Тамбов | ср.технич. | |
Бронзов | Станислав | Иванович | м | 12.11.60 | г.Москва | высшее | |
Мапошенко | Юрий | Николаевич | м | 21.11.64 | г.Омск | высшее | |
Коваль | Александра | Николаевна | ж | 31.03.65 | г.Киев | высшее | |
Строков | Олег | Викторович | м | 05.08.65 | г.Орел | высшее | |
Бородулин | Андрей | Васильевич | м | 31.12.69 | г.Киев | высшее |
Таблица 1. Таблица-объект СОТРУДНИК
Должн | Стаж работы | Сем полож | Дата зач | Телефон | Адрес |
статистик | замужем | 24.09.95 | 65-12-13 | ул.Гв.Широнинцев21,кв.30 | |
директор | женат | 10.12.88 | нет | пер.Хрустальный 8 | |
зав.кафедрой | вдовец | 01.09.90 | 68-14-13 | ул.Светлая 14,кв.55 | |
гл.бухгалтер | замужем | 01.01.96 | 47-23-15 | ул.Артема 24, кв.1 | |
начальник ОК | замужем | 30.12.90 | 65-67-72 | ул.Героев труда 28-Б,кв.76 | |
зам.директора | женат | 01.09.92 | 32-32-14 | пр.Правды 44, кв.55 | |
диспетчер | холост | 15.10.98 | 10-12-10 | пер.Короленко 2, кв.1 | |
преподаватель | женат | 31.08.94 | 23-10-70 | ул. Революции 6, кв.2 | |
специалист | женат | 31.08.94 | 43-35-13 | ул.Пушкинская 54,кв2 | |
методист | замужем | 01.10.92 | 47-67-33 | ул.Иванова 5, кв.2 | |
преподаватель | женат | 10.09.92 | 69-05-03 | пр. Косиора 162, кв161 | |
доцент | холост | 31.08.95 | 27-14-12 | пр.Гагарина 117, кв.20 |
Продолжение Таблицы 1. Таблица-объект СОТРУДНИК
Идент код | Отношение | Фамилия | Имя | Отчество | Дата рожд |
отец | Старченко | Николай | Иванович | 12/01/1917 | |
мать | Старченко | Людмила | Яковлевна | 25/12/1920 | |
сын | Архипов | Дмитрий | Сергеевич | 01/091988 | |
муж | Царев | Петр | Алексеевич | 14/11/1948 | |
муж | Каменев | Александр | Иванович | 15/02/1952 | |
дочь | Безродная | Алла | Владимировна | 24/06/1991 | |
мать | Садчикова | Мария | Ивановна | 29/04/1930 | |
дочь | Бронзова | Инна | Станиславовна | 15/12/1998 | |
сын | Мапошенко | Игорь | Юрьевич | 22/06/1992 | |
сын | Мапошенко | Владимир | Юрьевич | 23/08/1995 | |
дочь | Строкова | Юлия | Олеговна | 28/07/1985 | |
дочь | Строкова | Наталия | Олеговна | 14/03/1990 |
Таблица 2. Таблица-объект СОСТАВ СЕМЬИ
Нпп | Назв подр | Должн | Кол ед | Оклад |
Дирекция | бухгалтер | |||
Дирекция | гл.бухгалтер | |||
Дирекция | директор | |||
уч.кафедра | диспетчер | |||
уч.кафедра | доцент | |||
уч.кафедра | зав.кафедрой | |||
Дирекция | зам.директора | |||
уч.кафедра | методист | |||
Дирекция | начальник ОК | |||
уч.кафедра | преподаватель | |||
уч.кафедра | статистик | |||
уч.кафедра | Специалист |
Таблица 3. Таблица-объект ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
При выполнении лабораторной работы были изучены следующие вопросы:
- Создание БД
- Создание структуры таблиц
- Создание индексных и ключевых полей
- Заполнение таблиц
- Установка связей между таблицами
- Каскадное удаление