С грузоподъемным оборудованием
ГЛАВА 17. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАБОТЕ С ГРУЗОПОДЪЕМНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУЗОПОДЪЕМНОМ ОБОРУДОВАНИИ
Грузоподъемное оборудование является составной частью технологического оборудования и предназначено для выполнения погрузочно-разгрузочных, монтажно-демонтажных работ.
Грузоподъемное оборудование включает грузоподъемные машины (ГПМ) и грузозахватные приспособления (ГЗП). Грузоподъемные машины предназначены для подъема и перемещения в пространстве различных грузов. Грузозахватные приспособления служат для соединения крюка ГПМ с поднимаемым грузом (строповки груза).
ГПМ подразделяются на три группы: простейшие грузоподъемные машины (домкраты, лебедки, тали), подъемники, грузоподъемные краны (стрелового и мостового типов).
Домкраты предназначены для подъема грузов на небольшую высоту (до 1,0 м) и применяются при ремонтных и монтажных работах. Привод домкратов может быть ручным или машинным. По типу механизма, позволяющего получить выигрыш в силе, домкраты подразделяются на винтовые, реечные, гидравлические и камерные. На практике широкое применение получили винтовые и гидравлические домкраты. В последнее время внедряются камерные домкраты с резинокордной оболочкой. Эти домкраты обладают малыми габаритами и массой при достаточно большой грузоподъемности.
Лебедки предназначены для прямолинейного перемещения грузов. Различают подъемные лебедки, используемые для вертикального подъема свободно подвешенного груза, и тяговые, которые служат для перемещения груза или тележки с грузом в горизонтальном направлении. Привод лебедок может быть ручным или машинным (электрическим, гидравлическим, пневматическим). Лебедки содержат двигатели, редукторы, муфты, тормоза, барабаны и применяются как самостоятельные машины, а также как механизмы более сложных грузоподъемных машин (грузовые и стреловые лебедки в стреловых самоходных кранах, обеспечивающие подъем и опускание груза и стрелы).
Тали - это подъемные подвесные лебедки. Передвижные тали оборудованы механизмами передвижения по подвесным путям. Тали входят в состав кран-балок в качестве механизма подъема груза.
Подъемники - это грузоподъемные устройства циклического действия для подъема грузов и людей в специальных грузонесущих приспособлениях (клетях, кабинах, платформах). Подъемники могут быть стоечными и шахтными. Последние называют лифтами. Они используются в стационарных сооружениях.
Грузоподъемные краны - грузоподъемные машины циклического действия, предназначенные для подъема и перемещения в пространстве различных грузов, подвешенных с помощью крюка. Это наиболее распространенные ГПМ, имеющие весьма разнообразное конструктивное исполнение. Грузоподъемные краны подразделяются на стреловые и мостовые. Схематические изображения грузоподъемных кранов приведены на рисунке 17.1.
Разнообразие поднимаемых грузов по форме, массе и размерам определяет состав и конструкцию ГЗП, которые можно разделить на две группы: съемные, навешиваемые на крюк крана, и съемные, закрепляемые на поднимаемом грузе. ГЗП не являются принадлежностью ГПМ и представляют собой самостоятельные изделия многократного использования. Наиболее распространенными являются стропы и траверсы, предназначенные для строповки длинномерных грузов.
Грузозахватные приспособления, применяемые при выполнении погрузочно-разгрузочных, монтажно-демонтажных работ, могут входить в состав различных комплектов средств обслуживания, комплектов грузозахватных приспособлений и являться элементами конструкции поднимаемых грузов (скобы, проушины) или их принадлежностью (рым-болты).
Рис. 17.1. Грузоподъемные краны: а – консольный; б – башенный; в – автомобильный; г – железнодорожный; д – кран-балка; ж – мостовой; з – козловой; и – кабельный: 1 – высотные стойки; 2 – канат (кабель).
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ
С ГРУЗОПОДЪЕМНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Грузоподъемные машины и оборудование являются устройствами повышенной опасности. Безопасное состояние грузоподъемной машины должно удовлетворять двум условиям: исключения аварийной ситуации при проведении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ и предотвращения воздействия на оператора машины и обслуживающий персонал опасных и вредных производственных факторов, возникающих при эксплуатации грузоподъемных машин. Основную опасность для человека представляют как груз, так и сама конструкция грузоподъемной машины.
Опасность состоит в том, что грузоподъемная машина может упасть на человека вследствие разрушения конструкции или потери устойчивости. В свою очередь, потеря устойчивости грузоподъемной машины может произойти потому, что груз, поднимаемый краном, приводит к тому, что опрокидывающий момент Моп становится больше стабилизирующего Мст (рис. 17.2).
, ,
где G1, G2 - масса противовеса и масса груза соответственно;
l1, l2 - расстояние от центра тяжести системы до центра тяжести противовеса и груза соответственно.
Другой причиной падения крана может явиться провал опоры из-за слабой несущей способности опоры (грунт, разрушение конструкции опоры и т.п.). В этом случае величина l2 становится переменной, резко уменьшается и, следовательно, стабилизирующий момент также уменьшается.
Опасность для человека представляет и падение груза. Причинами падения груза могут служить:
- обрыв грузового каната;
- отлом крюка;
- несрабатывание тормоза лебедки;
- обрыв вспомогательных грузозахватных приспособлений.
Рис. 17.2. Потеря устойчивости грузоподъемной машины.
Опасность для человека представляет также боковое перемещение груза, если груз может сбить человека с ног и ударить его. Все эти реальные опасности требуют защиты как для работающих, так и для находящихся вблизи рабочего места людей.