Методика расчета показателей производительности труда на предприятии
Производительность труда часовая (ПТч):
ПТч = , (2)
где В– выручка от продажи продукции (работ, услуг), руб;
ЗТф– фактические затраты труда, тыс. чел.-ч.
Производительность труда годовая (ПТг):
ПТг = , (3)
где Рсг– количество среднегодовых (среднесписочных) работников, чел.
Трудоёмкость, чел.-ч (ТЕ):
ТЕ = , (4)
Прибыльность персонала, руб (Пперс.):
Пперс.= , (5)
где П- прибыль от продажи продукции (работ, услуг), руб.
Примечание: в числителе вместо выручки от продажи, может использоваться объем произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) предприятия в натуральном, стоимостном или условно-натуральном выражении. Наряду с прибылью от продажи может использоваться прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
Анализ безубыточности производства позволяет определить, при каком объеме производства и реализации прибыль будет максимальной, а при каком не будет ни прибыли, ни убытков, т.е. установить точку безубыточности.
Точка безубыточности (критическая «мертвая» точка) показывает объем производства (продаж), при котором выручка от продажи полностью покрывает расходы. В ней происходит разделение зон прибыльности и убыточности.
Для определения точки безубыточности необходимо дать понятие и методику расчета маржинальной прибыли (маржинального дохода).
Маржинальная прибыль на единицу (МПед.) – это превышение продажной цены за единицу продукции (Ц) над переменными затратами на единицу продукции (Пер.затр.ед.).
МПед. = Ц – Пер. затр.ед.; (6)
где Ц – цена за единицу продукции, руб;
Пер. затр. ед – переменные затраты на единицу продукции, руб.
Маржинальная прибыль на весь объем (МП)рассчитывается по формуле:
МП= В – Пер. затр. (7)
где В – выручка от продажи продукции, руб;
Пер. затр. – переменные затраты на весь объем производства продукции, руб.
Коэффициент маржинальнойприбыли (Кмп) – это отношение маржинальной прибыли (МП) к выручке от продажи (В) или маржинальной прибыли на единицу к цене реализации.
КМП= или КМП= (8)
Точку безубыточности можно рассчитать как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Бу(руб.)= , (9)
где Бу– безубыточный объем продаж в стоимостном выражении, руб:
Бу= , (10)
где Бу – безубыточный объем продаж в натуральном выражении, ед.
Прибыль от продаж рассчитывается как разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами.
Пр = МП – Пост. затр., (11)
где Пост.затр. – постоянные затраты, руб.
Для определения целевой (прогнозируемой) выручки от продаж, соответствующей целевой прибыли необходимо использовать следующую формулу:
Впрогноз.= . (12)
Определение объема продаж для получения прогнозируемой прибыли в натуральном выражении будет осуществляться по следующей формуле:
ТП прогноз.= . (13)
Запас финансовой прочности измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, насколько предприятие может сократить объем продаж, прежде чем понесет убытки.
Запас финансовой прочности рассчитывают в процентах от объема продаж по формуле:
ЗФП = х 100%; (14)
где ЗФП – запас финансовой прочности, руб;
БУ – безубыточный объем продаж в стоимостном выражении.
Срок окупаемости постоянных затрат отчетного периода, можно определить по формуле:
Срок окупаемости постоянных затрат = , (15)
где БУ – безубыточный объем продаж в стоимостном выражении.
Критический уровень переменных затрат при заданном объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат определяется по формуле:
Ку пер. затр.= Ц – , (16)
где Ку пер. затр- критический уровень переменных затрат, руб;
Ц– цена реализации, руб;
ТП – объем продаж, ед.
Критический уровень цены определяется, исходя из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат.
Ку цены= +Пер. затр. ед., (17)
где Ку цены - критический уровень цены, руб;
Пер. затр. ед. – переменные затраты на единицу продукции, руб.
Объем продаж для достижения заданного уровня рентабельности можно рассчитать по формуле:
Копр= , (18)
где Копр – критический объем продаж для достижения заданного уровня
рентабельности, ед.;
Кр– коэффициент рентабельности.
Операционный рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыль, изменяя структуру себестоимости и объем выпуска. Действие операционного рычага заключено в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к более сильному изменению прибыли. Чем больше доля постоянных затрат, тем выше уровень операционного рычага, а следовательно, и больше деловой (производственный) риск.
Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:
СВОР = , (19)
где СВОР – сила воздействия операционного рычага, руб;
МП – маржинальная прибыль, руб
Пр – прибыль, руб