Правила составления вопросов
План
1. Охарактеризуйте важнейшие методы социальной диагностики (опрос, интервьюирование, измерение и статистический анализ)
2. На основе полученных знаний по теме заполните таблицу:
Методы социальной диагностики | Характеристика методов социальной диагностики |
3. Разбившись по микрогруппам, выполните творческие задания:
Ø 1 микрогруппа – составьте вопросы для опроса учащегося, совершившего правонарушение (кража сотового телефона);
Ø 2 микрогруппа – составьте вопросы для беседы с опекунами опекаемого ребенка;
Ø 3 микрогруппа – составьте вопросы для интервьирования группы учащихся.
4. Продемонстрируйте подготовленные презентации
Задания для самостоятельной работы
1. Используя полученные знания по теме, зафиксируйте в рабочей тетради схему методов социальной диагностики.
2. На отдельных альбомных карточках зафиксировать понятие, сущность методов социальной диагностики: опрос, интервьюирование, измерение и статистический анализ.
3. Составьте в рабочей тетради схему наблюдения за учащимся девиантного поведения
4. Сделайте подборку статей, где используются такие методы социальной диагностики опрос, интервьюирование социальных работников, специалистов социальной сферы и т.д.
5. Подготовьте презентацию по теме «Методы социальной диагностики: опрос, интервьюирование, статистический анализ».
6. Подготовить письменные работы по интервьюированию клиента; и моделированию проблемной ситуации клиента. Продемонстрировать на занятии технику интервьюирования.
7. Подготовить доклад по методам, используемым в социальной работе (по выбору студентом):
Ø Технологии социальной диагностики с клиентом;
Ø Характеристика общенаучных методов социальной диагностики;
Ø Характеристика социологических методов социальной диагностики;
Ø Характеристика психологических методов социальной диагностики.
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Общие сведения
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
· Анкетирование
· Личностные тесты
· Метод лестницы
· Свободный
· Устный
· Письменный
· Стандартизированный
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:
· Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
· Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.
Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный[1] или интернет-опрос.
Вопросы
Правила составления вопросов
· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
· Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
· Вопросы должны быть краткими.
· При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
· Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
· Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
· Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
· Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
· Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
· Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.