Упражнение 30 (письмо с комментированием)

Упражнение 32.

– Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения? А если они соединены союзом и?

– Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью союза и, нужна ли будет запятая перед вторым союзом и? Обоснуйте.

Итог урока.

– Для чего в языке служат словосочетания и предложения?

Домашнее задание:упражнения 33, 34.

Урок 7.
Сложное предложение. Синтаксический
и пунктуационный разбор предложений

Работа с предложением.

Ворох листь..в сухих все с..льней в..селей разг..рает(?)ся,

И тр..щит и пыла..т костер.

– Вставьте пропущенные буквы.

– Сложное или простое это предложение? Как вы определили?

– Как связаны между собой части сложного предложения?

– Объясните постановку запятой перед союзом и.

– Рассмотрите первую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Поставьте необходимые знаки препинания.

– Рассмотрите вторую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Нужно ли между ними поставить запятую? Обоснуйте.

Работа с теоретическим материалом.

– Рассмотрите алгоритм.

– На какие три пункта нужно обратить внимание при расстановке запятых в предложении?

(Представленный алгоритм составлен в соответствии с известными учащимся пунктуационными правилами, поэтому он не включает случаи постановки запятых при деепричастиях, причастных оборотах, обособленных членах и т. д.)

1. Определяю: сложное или простое предложение
Простое Сложное
  Определяю: сколько частей в предложении
  Определяю части сложного предложения запятыми
  Работаю с каждой частью как с простым предложением
2. Определяю: есть ли в предложении определенные члены
Да Нет
Действую в соответствии с правилом о постановке запятых  
3. Определяю: есть в предложении обращение
Да Нет
Выделяю его запятыми Запятые в предложении не нужны

Упражнение 37.

Работа со схемами.

Учитель составляет схемы предложений из упражнения 36. Перед учащимися ставится задача – дать предложению характеристику по схеме (сложное/простое, вид по цели высказывания, наличие однородных членов, объяснение знаков препинания). Затем напротив каждой схемы учащиеся выписывают из упражнения соответствующее ей предложение.

Упражнение 39.

Домашнее задание: упражнение 38 (1-й вариант), 35 (2-й вариант); составить 5 высказываний о знаках препинания в предложениях, два из которых будут неверными, записать на отдельных листочках.

Урок 8.
Прямая речь. Диалог

Проверка домашнего задания.

Соседи по парте обмениваются листочками с высказываниями, проставляют «+» напротив верных и «-» напротив неверных. Взаимопроверка.

Работа с теоретическим материалом.

– Рассмотрите предложение.

Прямой (тв. п., ед. ч., ж. р.)

речь (тв. п. ед. ч)

называться (наст. вр., ед. ч.)

речь (им. п., ед. ч.)

другой (р. п., ед. ч., ср. р.)

лицо (р. п., ед. ч.)

передаваемый ( им. п., ж. р. ,ед. ч.)

автор ( ед. ч., тв. п)

дословно.

– Почему непонятен смысл этого предложения?

– Поставьте слова предложения в нужную форму, следуя указателям. Запишите.

В тетрадях должна получиться следующая запись:

«Прямой речью называется речь другого лица, передаваемая автором дословно».

– Укажите прямую речь в следующих предложениях (написаны на доске):

1. Серая Шейка с ужасом подумала: «Неужели вся река замерзнет?»

2. «Где же лучшая земля?» – мы спросили журавля.

3. Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края».

– Из каких двух частей состоят эти предложения? (Прямая и авторская речь.)

– Какими знаками препинания прямая речь разделяется со словами автора? А каким знаком препинания она выделяется?

– Рассмотрите схемы предложений с прямой речью в упражнении 43. В каком столбике представлены схемы предложений, где прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора?

– Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Упражнения 41, 44.

Подготовка к диктанту.

– Рассмотрите диалог (спроецирован или написан на доске) из сказки К. И. Чуковского «Телефон».

А потом позв..нил

Крокодил

И со сл..зами пр..сил:

– Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотош.. .

– Постой, не тебе ли

На прошл..й недел..

Я выслал две пары

Отличных калош?

– Что общего имеют и чем различаются предложение с прямой речью и диалог?

– Вставьте пропущенные буквы. Объясните запятые.

Диктант.

Диктант проводится по этому же отрывку. Учитель заранее готовит аудиозапись с диктантом:

– Прослушайте первое предложение. (Читает.)

– Диктую по строчкам.

А потом позвонил (пауза, чтобы учащиеся успели записать)

Крокодил (пауза)

И со слезами просил (пауза) и т. д.

– Прослушайте второе предложение. (Читает.)

– Диктую по строчкам. (Диктует.)

– Сейчас я прочитаю текст целиком. Проверьте себя. Помните, что в первом предложении есть обращение и однородные члены. Обратите внимание на завершающий знак во втором предложении.

6. Домашнее задание:упражнение 45.

Урок 9.
Развитие речи. Текст

Урок проводится по упражнениям, предложенным в учебнике. Также учитель может использовать следующие дидактические материалы.

Работа со схемой.

– Рассмотрите схему.

Признаки наличие темы
наличие или возможность заголовка
смысловая связь между предложениями
определенная последовательность предложений
использование языковых средств связи между предложениями

– Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать определение «текста».

– Сравните его с определением в учебнике (с. 19).

– В тексте можно выделить план содержания и план выражения. Какие признаки текста относятся к плану содержания? Плана выражения?

Наши рекомендации