Виды занятости и их характеристика
Виды занятости | Характеристика видов занятости применительно к | |
экономически активному населению | наёмному работнику | |
Глобальная | Занятость всеми видами общественно полезной деятельности, включая учёбу, службу в армии, работу в домашнем хозяйстве, работу в общественных и благотворительных организациях и т. п. | |
Полная | Обеспечение работой всех нуждающихся в ней и желающих работать | 1)Работа у одного работодателя; 2) работа в производственном помещении работодателя; 3) стандартная нагрузка в течение рабочего дня, недели, месяца, года. |
Продуктивная (эффективная) | Занятость, обеспечивающая высокий уровень производительности труда и эффективности производства, достойный доход и заработную плату, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня работников | |
Неполная | Занятость общественно полезным трудом лишь некоторой части экономически активного населения или в течение ограниченного (менее стандартной продолжительности) периода времени | 1) Работа в течение времени меньше стандартной продолжительности; 2) вынужденный характер такой работы; 3) поиск другой работы и готовность приступить к ней |
Частичная | Добровольная работа на условиях неполного рабочего времени | |
Периодическая | Чередование периодов трудовой деятельности с длительными периодами незанятости | |
Сезонная | Периодическое (как правило, в определённые сезоны) вовлечение работников в общественно полезную деятельность в соответствии с природно-климатическими особенностями | |
Гибкая | Использование стандартных и нестандартных форм занятости | 1) работа на дому; 2) гибкий график рабочего времени; 3) суммированный учёт рабочего времени; 4) сжатая рабочая неделя и др. |
Официальная | Занятость, юридически оформленная (трудовым договором, лицензией) и учитываемая государственной статистикой | |
Неофициальная (скрытая) | Трудовая деятельность части экономически активного населения, юридически не оформленная и не учитываемая государственной статистикой | |
Формальная | Юридически оформленная, но реально не осуществляемая трудовая деятельность, или осуществляемая неэффективно |
Экономически активное население по статусу занятости подразделяется на пять групп: 1)наёмные работники, 2)работающие на индивидуальной основе, 3)работодатели, 4)неоплачиваемые работники семейных предприятий и 5)лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости.
В качестве основных принципов осуществления занятости в стране закон предусматривает её добровольность, недопустимость любых форм принуждения к труду, право граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Для реализации этих принципов определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:
- развитие трудовых ресурсов;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
- координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики и др.
В осуществляемой государством политике занятости выделяют обычно её пассивную и активную части. Пассивная политика занятости – это совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она включает в себя регистрацию лиц, ищущих работу, выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи и психологической поддержки безработным и членам их семей.
Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, нацеленных на снижение уровня безработицы, повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место, содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду. Основные направления работы по реализации активной государственной политики в области занятости населения приведены на рис.1.
Для количественной характеристики занятости рассчитываются показатели:
уровень занятости населения (Узн):
Узн = Чз : Чн;
уровень занятости экономически активного населения (Узэан):
Узэан = Чз : (Чз + Чб);
Коэффициент нагрузки на одного занятого (Кнз):
Кнз = (Чн - Чз) : Чз.
Основные направления работы по улучшению занятости населения |
Формирование спроса на рабочую силу |
Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы |
Формирование предложения рабочей силы |
Сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях |
Создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства |
Организация оплачиваемых общественных работ |
Создание рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью |
Профессиональное обучение и переобучение работников |
Развитие самозанятости |
Регулирование продолжительности рабочего времени |
Регулирование миграционных процессов |
Улучшение занятости и снижение безработицы |
Рис. 1. Содержание работы по улучшению занятости населения
Антиподом занятости населения является его незанятость, одной из форм проявления которой является безработица. Безработица – это социально-экономическое явление, отражающее существующее на рынке труда несоответствие между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на неё, в результате чего часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг и не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.
Специалисты различают множество видов безработицы, классифицируя их по различным признакам: причинам возникновения, характеру проявления, степени учёта, продолжительности, периодичности, составу безработных и др.
Открытая (явная) безработица представляет собой отсутствие юридически оформленной занятости у части экономически активного населения, которое хочет работать и ищет работу. Те граждане, которые в поисках работы регистрируются в органах государственной службы занятости, формируют регистрируемую (или официальную) часть безработицы, отражаемую государственной статистикой. В соответствии со ст. 3 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней». Граждане, которые ищут работу самостоятельно или с помощью негосударственных структур трудоустройства, составляют нерегистрируемую (неофициальную) часть безработицы. Её количественные параметры могут быть установлены экспертным путём или на основании опросов трудоспособного населения.
Скрытая (латентная) безработица – это такое состояние на рынке труда, когда некоторое количество работников, формально числящихся занятыми, в результате спада производства или структурных изменений в нём в действительности оказываются «лишними» и не используют свой трудовой потенциал в полной мере. Скрытую безработицу подразделяют на официальную и неофициальную. В официальную часть скрытой безработицы включаются регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. Неофициальную часть скрытой безработицы составляет избыточная численность работников, вызванная низкой интенсивностью труда, большим количеством целодневных и внутрисменных простоев из-за отсутствия сырья, материалов и других нарушений нормального режима производства.
Следует отметить, что скрытая безработица является специфической для России перестроечного периода формой безработицы, обусловленной сохранением избыточной занятости на предприятиях в условиях глубокого спада производства. По мере развития рыночных отношений и усиления финансового давления на предприятия и организации со стороны конкурентов и потребителей, ужесточения финансово-кредитной политики со стороны правительства скрытая безработица будет иметь устойчивую тенденцию к сокращению, а в дальнейшем и к полному исчезновению.
Институциональная безработица – это безработица, порождаемая самими институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. К ним относятся недостатки действующего законодательства, несовершенство налоговой системы, системы информации о свободных рабочих местах и др. В качестве примера институциональной безработицы обычно называют высокий размер пособия по безработице, других социальных выплат и льгот, которые снижают заинтересованность безработных в поиске работы.
Суть фрикционной безработицы (её ещё называют безработицей трения) состоит в том, что в отношениях работник – производство могут возникать шероховатости, трения, состояние неудовлетворённости, которые понуждают работника менять место работы. Период поиска новой работы и вызывает фрикционную безработицу. По своей структуре фрикционная безработица охватывает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы, а по форме проявления совпадает с понятием текучести.
Технологическая безработица представляет собой результат воздействия научно-технического прогресса, когда в результате использования в производстве новой техники и технологии повышается производительность труда и происходит высвобождение части работников. Ярким примером технологической безработицы является высвобождение работников в результате автоматизации производства. В то же время научно-технический прогресс способствует появлению новых профессий, созданию и развитию новых производств и отраслей, которые открывают новые рабочие места и нуждаются в рабочей силе.
Структурная безработица возникает на базе изменений в структуре и технологии производства. В результате этого рабочая сила по своим профессионально-квлификационным характеристикам перестаёт соответствовать новым требованиям и не может быть эффективно использована в производстве. Причиной структурной безработицы является несоответствие структуры предложения рабочей силы изменившейся структуре рабочих мест. Основным средством противодействия структурной безработице является создание эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Экономическая безработица – это безработица, вызванная сокращением или прекращением производства в результате неэффективного хозяйствования (например, банкротством предприятий) или общим спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью инвестиций в экономику, уменьшением совокупного спроса на товары и услуги, сокращением занятости (так называемая циклическая безработица).
Конверсионная безработица – специфическая для современной России форма структурной безработицы, связанная с резким сокращением производства предприятий военно-промышленного комплекса и далеко не всегда удачными попытками реальной конверсии - перевода их на производство гражданской продукции.
Для количественной оценки безработицы и характеристики происходящих на рынке труда изменений используются показатели уровня безработицы, её средней продолжительности, напряжённости на рынке труда.
Уровень безработицы – основной показатель, дающий представление о состоянии рынка труда и происходящих на нём изменениях, определяется (в процентах) как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Расчёт может вестись как за какой-то период (тогда используются средние за период данные о численности занятых и безработных), так и на определённую дату (тогда в расчёт принимаются абсолютные данные о численности занятых и безработных на эту дату).
Различают показатели уровня зарегистрированной (Убз) и общей (Убо) безработицы, рассчитываемых соответственно по формулам:
Убз = Чбз : Чэан · 100 = Чбз : (Чз + Чбз) ·100 и
Убо = Чбо : Чэан ·100 = Чбо : (Чз + Чбо) ·100,
где Чбз – численность зарегистрированных безработных, чел.,
Чбо – общая численность безработных, чел., устанавливаемая в результате выборочных опросов трудоспособного населения.
Названные показатели дают представление о величине открытой безработицы, не отражая её скрытой величины. Для более полной характеристики рынка труда может быть рассчитан показатель уровня полной безработицы (Убп) как отношение численности условно незанятых граждан (Чун) к численности экономически активного населения (Чэан):
Убп = Чун : Чэан · 100.
Численность условно незанятых граждан региона может быть рассчитана по формуле:
Чун = (∑Фп – ∑Фф) : Фр,
где ∑Фп – полный суммарный фонд рабочего времени экономически активного населения региона за исследуемый период (чел.-часы, чел.-дни);
∑Фф – суммарный фонд фактически отработанного времени;
Фр – полный фонд рабочего времени одного работника за исследуемый период (часы, дни).
Продолжительность безработицы - величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработного на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены. Эта величина характеризуется двумя показателями. Первый показатель свидетельствует о том, сколько месяцев в среднем находятся без работы все те, кто на соответствующую дату зарегистрирован в службе занятости как безработный. Второй – сколько в среднем месяцев были без работы те лица со статусом безработного, которые в рассматриваемом периоде получили работу.
Коэффициент напряжённости (Кн) на рынке труда измеряется числом зарегистрированных безработных (Чбз), приходящихся на одно вакантное рабочее место: Кн = Чбз : ∑Чв, где ∑Чв – суммарное число вакантных рабочих мест на данный период.
[1] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ст.1.