Как Уполномоченный защитил сельских педагогов

Доклад Сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека Калужской области

А.Фроловой

В течение 2006 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области (Зельникова Ю.И.) стали поступать коллективные жалобы педагогов сельской местности, являющихся одновременно ветеранами труда, на ущемление их прав в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Низкий уровень заработной платы работников сельской местности и неукротимый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги вызывают отчаяние сельских учителей и заставляют их искать защиты у Уполномоченного.

Целенаправленное нарушение прав данной категории граждан происходит в основном из-за ограниченности бюджетных средств области и муниципальных образований. Чиновники пытаются переложить расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг на самих граждан. Для того чтобы вникнуть в ситуацию - необходимо обратиться к действующему законодательству. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 22.08.2004), педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Калужской области № 13-ОЗ от 30.12.2004 «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» специалисты, работающие в сельской местности (в том числе педагоги), и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на бесплатную жилую площадь (то есть - полное освобождение от платы за наем в неприватизированных квартирах, платы за содержание и ремонт жилого помещения), бесплатное предоставление услуг по отоплению и электроснабжению.

В соответствии со статьей 1 Закона Калужской области № 12-ОЗ от 301.12.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда…» ветераны труда имеют право на следующие меры социальной поддержки:

1) оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством, в том числе членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются вышеназванным лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

2) оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. (В соответствии с п.4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные слуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

3) ежегодную денежную выплату проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, для приобретения твердого топлива.

Таким образом, меры социальной поддержки, предусмотренные для специалистов, работающих в сельской местности не включают льготную оплату коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, предусмотренные для ветеранов труда.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства Калужской области № 4 от 12.01.2005 при наличии у заявителя права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям (законам), данная мера социальной поддержки предоставляется только по одному основанию по выбору самого заявителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Исходя из вышеизложенного, педагоги, являющиеся специалистами сельской местности и ветеранами труда, вправе реализовать одновременно право на 100 % оплату за жилое помещение, 100 % оплату услуг по отоплению и электроснабжению за счет областного или муниципального бюджета как специалисты, работающие в сельской местности, и воспользоваться 50% льготой по оплате водоснабжения, водоотведения и газоснабжения как ветераны труда.

Приступив к рассмотрению жалоб, Уполномоченный по правам человека в Калужской области направил главам соответствующих муниципальных образований свои заключения, содержащие рекомендации относительно необходимости восстановления прав и свобод учителей. Однако главы муниципальных образований повели себя по-разному. В частности, глава администрации МР «Ульяновский район» М.И.Корнееев не согласился с позицией Уполномоченного по правам человека в Калужской области и отказался предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. Следующим шагом Уполномоченного явилось обращение в прокуратуру Калужской области с ходатайством о проведении проверки по данным нарушениям. Правота позиции Уполномоченного была полностью подтверждена результатами проведенной проверки, в ходе которой прокуратурой были выявлены нарушения прав граждан и внесено представление об устранении выявленных нарушениях.

Другие серьезные нарушения прав педагогов, работающих в сельской местности, вскрылись при поступлении к Уполномоченному жалобы учителя Перемышльского района Калужской области. Выяснилось, что в Перемышльском районе Калужской области отдел образования отказывает педагогам, работающим в сельской местности, в бесплатном предоставлении услуг по отоплению и электроснабжению в связи с недостаточным объемом их рабочего времени (менее 75% нормы их рабочего времени), ссылаясь на Инструкцию Народного Комиссариата Труда РСФСР от 17.08.1931 № 49 «О применении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 о льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков». Кроме того, льготы на бесплатное предоставление услуг по электроснабжению предоставлялись им исходя из размера площади жилья.

Однако педагоги сельской местности имеют право на вышеуказанные льготы вне зависимости от нагрузки на должности педагога в течение рабочего времени и независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Данные ограничения в правах педагогов, работающих в сельской местности, идут вразрез с нормами действующего законодательства по следующим основаниям:

1. Применение Инструкции Народного Комиссариата Труда РСФСР от 17.08.1931 № 49 «О применении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 о льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков» должно осуществляться только после проведения дополнительной проверки его статуса с учетом действующего законодательства. Однако поскольку само Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930, которое разъясняется данной Инструкцией, утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 6.05.2003 № 52-ФЗ, полагаю, применение Инструкции является незаконным.

2. Предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности исходя из размера площади жилья, не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим предоставление данных льгот. Размер общей площади жилья не ограничен ни на федеральном уровне (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1), ни на уровне субъекта (Закон Калужской области № 13-ОЗ от 30.12.2004 «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию»), в связи с чем, данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ № 10-Г05-2 от 10.08.2005.

Получив рекомендации Уполномоченного относительно необходимых мер по восстановлению прав данной категории граждан, глава МР «Перемышльский район» Н.В.Бадеева приняла меры в виде перерасчета начисленных средств по коммунальным услугам педагогам, и в дальнейшем предоставление им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг стало осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством. Отрадно, что это произошло на основании заключения Уполномоченного, и дополнительного вмешательства органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, или обращения в суд не потребовалось.

5.06.2006 года был принят Закон Калужской области № 206-ОЗ «О внесении изменения в Закон Калужской области «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию». Данным законом в пункте 1 статьи 2 слова «бесплатное предоставление услуг по отоплению и электроснабжению» заменены на слова «с отоплением и освещением». На первый взгляд, произошло сужение мер социальной поддержки для данной категории граждан в части предоставления услуг по электроснабжению. Однако согласно Информационно-методическому письму, подготовленному рабочей группой Законодательного Собрания Калужской области, объем расходов электроэнергии, расходуемой на освещение, определяется по показаниям прибора учета, установленного для жилых помещений. Будем надеяться и бороться за то, чтобы дополнительно готовящиеся законопроекты не отняли у граждан право на полное возмещение расходов по электроснабжению.

В том же Информационно-методическом письме, подготовленному рабочей группой Законодательного Собрания Калужской области, содержатся рекомендации относительно нормативов рабочего времени, которые необходимы для получения мер социальной поддержки специалистам, работающим в сельской местности (75 % нормы рабочего времени занятым на постоянной работе, для инвалидов 1 степени ограничения трудоспособности – не менее 50 % нормы рабочего времени). Данные рекомендации даны, в частности по аналогии с нормами недействующего нормативного правового акта, а именно Инструкции Народного Комиссариата Труда РСФСР от 17.08.1931 № 49 «О применении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 о льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков», о которой говорилось ранее. Информационно-методическое письмо, подготовленное рабочей группой Законодательного Собрания Калужской области, не является источником права и носит рекомендательный характер, поэтому аргументировать отказ в предоставлении мер социальной поддержки специалистам, работающим в сельской местности, в связи с недостаточным объемом их рабочего времени, главе муниципального образования будет довольно сложно.

«О положении женщин, находящихся в местах лишения свободы на территории Саратовской области».

Доклад Уполномоченного по правам человека Саратовской области Н.Лукашовой

В области в июне 2004 года открылась женская колония общего режима, расположенная в г. Вольске (УШ-382/5 ГУ ФСИН России по Саратовской области).

В ноябре 2004 года я, как Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, посетила данное исправительное учреждение. На момент выезда в колонии содержалось 114 осужденных женщин. Большинство из них отбывали наказание за преступления, предусмотренные ст. 158 УК РФ (кража) -28%; ст. 105 УК РФ (убийство), ст. 111 (умышленное причинение вреда здоровью) - 16%; ст. 228 УК РФ (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка либо сбыт наркотических средств) - 16%.

Условия содержания осужденных в новом исправительном учреждении были созданы удовлетворительные. В ходе обхода установлено, что в помещениях, где проживают осужденные, просторно и чисто. Вместе с тем, в них был необходим ремонт напольного покрытия и смена обоев в спальных комнатах. Начальник колонии отметил, что до конца года планируется наладить швейное производство, что даст возможность осужденным зарабатывать денежные средства для личных нужд.

Мною, как Уполномоченным по правам человека в Саратовской области, был проведен личный прием осужденных. В основном, женщины обращались за разъяснением порядка обжалования приговоров суда, по вопросам, связанным с лишением их родительских прав. Осужденным разъяснялись их жилищные права при разделе имущества после расторжения брака и т.д.

Следующий раз я посетила женскую колонию в январе 2007 года. По сравнению с предыдущим визитом, численность осужденных, содержащихся в УШ-382/5, возросла почти в 4 раза - 439 человек. Основные статьи, по которым содержатся женщины в исправительном учреждении, остались прежние. На территории колонии функционирует профессиональное училище, где осужденные могут получить основное или дополнительное образование. В училище обучают швей, плиточников, штукатуров и бухгалтеров. Наибольшей популярностью, по словам руководства ПУ, пользуются строительные профессии. Всего на момент выезда профессиональное образование получали более 120 осужденных. В колонии было налажено производство специальной одежды для железнодорожников, служащих уголовно-исполнительной системы, за что женщины получают достойную зарплату.

В ходе визита медицинским персоналом УШ-382/5 были поставлены некоторые вопросы по улучшению оказания медицинской помощи содержащимся в данном исправительном учреждении осужденным и озвучены проблемы технического и лекарственного обеспечения медицинской части.

В связи с этим в адрес начальника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области было направлено письмо с просьбой рассмотреть обозначенные проблемы медицинского обслуживания осужденных в исправительном учреждении УШ-382/5 и, по возможности обеспечить необходимыми техническими и лекарственными средствами.

В ответе начальника ГУ ФСИН РФ по Саратовской области было сообщено о принимаемых мерах по организации медицинского обеспечения женщин в ИК-5 в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 г. № 640/190. Оснащение клинико-диагностической лаборатории ИК-5 так же соответствует требованиям указанного Приказа и позволяет проводить необходимый объем обследований осужденных. Вопрос обследования осужденных, в том числе на биохимию, решен путем заключения договора с ЦРБ. Денежные средства на эти цели выделяются в достаточном количестве. Кроме того, ИК-5 получено новое лабораторное оборудование медицинской части согласно плану оснащения на 2007 год. Закупка медикаментов и их распределение по учреждениям осуществляется с учетом стандартов лечения и уровня заболеваемости. Недостающие в ИК-5 медикаменты были получены с аптечного склада Областной туберкулезной больницы ГУ ФСИН России по Саратовской области.

Так же, во время посещения исправительного учреждения УШ-382/5, был организован личный прием осужденных, на котором одной женщиной поставлен вопрос, связанный с возможностью организации доставки несовершеннолетних детей на свидания с матерями. Заявительница пояснила, что многие женщины, содержащиеся в колонии, готовы производить оплату за проезд ребенка и сопровождающего его лица за свой счет.

С вопросом о возможности организации такой доставки Уполномоченный по правам человека в Саратовской области обратился к Министру образования области.

Как указывалось в ответном письме, Министерство образования, руководители детских домов и школ-интернатов готовы удовлетворить просьбы женщин, находящихся в исправительных учреждениях, о свиданиях с их несовершеннолетними детьми, воспитывающимися в государственных учреждениях, с учетом оплаты проезда и текущих расходов на время поездки ребенку и сопровождающему лицу.

При этом, исходя из интересов несовершеннолетних детей, воспитанников интернатных учреждений, организация встречи должна проходить при положительном заключении администрации исправительного учреждения, органа опеки и попечительства муниципального района, выявившего и направившего в госучреждение ребенка, о целесообразности её проведения.

В соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Минюста РФ от 26.01.07 № 32 в марте 2007 года было утверждено Положение об Общественном совете при начальнике Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и обновлен его состав. На первом организационном заседании члены обновленного Общественного совета во главе с начальником ГУ ФСИН России по Саратовской области Л.Г. Шостаком избрали меня председателем Общественного совета.

Очередное заседание Совета состоялось 5 октября 2007 года в исправительном учреждении УШ-382/5. Главной его целью было ознакомление с ходом строительства Дома ребенка для женщин и их детей. Такие Дома имеются только в нескольких женских колониях на территории России. Члены Общественного совета и другие участники выезда ознакомились с условиями содержания в женской колонии, с организацией материально-бытового обеспечения и питания осужденных. В ходе визита были посещены отряды, где проживают осужденные, медицинская часть, баня, школа, профессиональное училище, столовая, библиотека.

Начальник женской колонии проинформировал участников заседания Общественного совета о деятельности учреждения, рассказал о существующих проблемах. Члены Общественного совета имели возможность побеседовать с сотрудниками администрации исправительного учреждения, содержащимися в нем осужденными.

Особое внимание в работе Совета было уделено происходящему на территории исправительного учреждения УШ-382/5 строительству Дома ребенка и возникающим при этом проблемам. В связи с этим администрация колонии обратилась к членам Общественного совета оказать содействие в организации обеспечения постоянным водоснабжением данного объекта для своевременного его ввода в эксплуатацию. В настоящее время вода в учреждение подается с перерывами (через Вольский механический завод), поскольку централизованного (магистрального) водопровода у УШ-382/5 нет.

Для нормального функционирования Дома ребенка, с учетом планируемого увеличения лимита наполнения исправительного учреждения, есть потребность в дополнительных телефонных линиях. В настоящее время в УШ-382/5 имеется лишь один городской телефонный номер. Администрация УШ-382/5 направила заявку на выделение дополнительных телефонных линий в сентябре 2007 года в Вольский районный узел связи. Так же в ходе работы Общественного совета обсуждались проблемы соблюдения прав женщин в УШ-382/5, в том числе при организации их пребывания, учебно-воспитательного процесса и т.д.

В частности, обращено внимание на необходимость ускорения ввода новых площадей для размещения отрядов, замены одежды осужденным из-за изношенности и потери внешнего вида. В помещениях отрядов, парикмахерской, санитарно-гигиенических комнатах практически отсутствуют зеркала. Посуду в столовой, предназначенную для приготовления и приема пищи, с учетом ее износа, необходимо заменить.

Было обращено внимание на то, что в библиотеке учреждения хранится и используется устаревшая учебная литература. При ознакомлении с условиями приема пищи выявлено отсутствие в столовой гигиенических средств для мытья рук. В умывальниках смесители, рассчитаны на подачу только холодной воды. В помещении, где располагаются профессиональное училище и школа, отсутствуют вывески этих учреждений.

Обсуждались проблемы паспортизации осужденных УШ-382/5, организации в данном направлении повседневной работы и взаимодействия с другими ведомствами Саратовской области. Так, начальник исправительного учреждения сообщил, что на запросы сотрудников УШ-382/5 в городские районные управления (отделы) внутренних дел Саратовской области о необходимости установления места нахождения паспортов осужденных, в том числе у родственников либо иных лиц, нередко ответов не поступает. На запросы в отделы Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области о личных данных осужденных (форма № 1) письма зачастую поступали после неоднократных повторных запросов, период их ожидания затягивается до полугода-года.

Все обнаруженные недостатки и высказанные пожелания администрации исправительного учреждения УШ-382/5 взяты Общественным советом на контроль и для их устранения и реализации подготовлены и направлены рекомендации в соответствующие инстанции.

3.

Опросы

Наши рекомендации