Понятие силы как физического качества человека

Введение

Актуальность исследования.Пауэрлифтинг относится к сравнительно молодым видам спорта. Первооткрыватели этого вида – американцы. В России пауэрлифтинг знают с 1989 года. Пауэрлифтинг также называют силовым троеборьем, так как в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамье и тяга штанги — которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена.

Благодаря возросшей популярности пауэрлифтинга в нашей стране, этим силовым видом спорта начинает заниматься все больше молодёжи, включая старших школьников. Популярность пауэрлифтинга объясняется простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на здоровье спортсмена. Установлено, что занятия пауэрлифтингом способствуют увеличению мышечной силы, укреплению связок и суставов, помогают выработать выносливость, гибкость и другие полезные качества, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма. Данная тема актуальна также потому, что в пауэрлифтинге были повышены нормативы, вследствие чего тренеры иногда решают данную проблему использованием запрещенных препаратов, а не с помощью развития силовых способностей [1].

Литературные источники предлагают многочисленные методики тренировок. И перед новичками возникает проблема выбора. Следует отметить, что оптимальная и эффективная методика может быть разработана только в результате научного подхода к данному вопросу [4,5].

Цель –разработать методику развития силовых способностей средствами пауэрлифтинга у старших школьников во внеурочное время.

Гипотеза. Планируя исследование, мы предполагали, что на любых этапах тренировок, включая начальный и подготовительный, для достижения более высоких результатов необходимо совершенствовать силовые способности, которые, в свою очередь, положительно отразится на соревновательных результатах.

Объект исследования – процесс развития силовых способностей у старших школьников в силовом троеборье.

Предмет исследования –методика развития силовых способностей средствами пауэрлифтинга у старших школьников во внеурочное время.

Глава 1. Развитие силовых способностей средствами пауэрлифтинга

Понятие силы как физического качества человека

Среди всех физических качеств человека сила имеет первостепенное значение. Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу – это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение – сокращение с уменьшением длины и изометрического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое- либо сопротивление, мышцы сокращаются или укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении, и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического [9].

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость, чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения. Данный режим работы мышц, имеет место в силовых упражнениях с преодолением внешнего отягощения (штанги, гантелей, гирь). Величина прикладываемой к снаряду силы для выполнения упражнения в изотоническом режиме изменяется по ходу траектории движений, так как изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой и другим аналогичным снарядом с высокой скоростью не дают необходимого эффекта, так как предельные мышечные усилия в начале рабочих движений придают снаряду ускорение, а дальнейшая работа по ходу движения в значительной степени выполняется по инерции. Поэтому упражнения со штангой и другими аналогичными предметами малопригодны для развития скоростной (динамической) силы. Упражнения с этими снарядами применяются в основном для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняются равномерно в медленном и среднем темпе. Однако указанные недостатки упражнения со штангой, гантелями, гирями с лихвой компенсируются простотой, доступностью и разнообразием упражнений [3].

В последние годы применяются тренажеры специальных конструкций, при работе на которых задается не величина отягощения, а скорость перемещения звеньев тела. Такие тренажеры позволяют выполнять движения в очень широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные и близкие к ним усилия практически на любом участке траектории движения. Мышцы могут работать также в изометрическом режиме, или статическом, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу [6].

Важным является и то, что возможные значения силы и скорости при различных отягощениях зависят от величины максимальной силы, проявляемой в изометрических условиях. Мышца без всяких отягощений и сопротивлений укорачивается с максимальной скоростью.

Старшим школьникам, как правило, начинающим спортсменам, следует знать, что если постепенно наращивать величину отягощения или сопротивления, то сначала сила до определенного момента будет расти. Однако попытки дальнейшего увеличения отягощения силу не увеличат, что очень важно учитывать в пауэрлифтинге.

Наши рекомендации