Требования к результатам освоения дисциплины
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины
Данный курс разработан с целью ознакомления студентов с современными методами экономических исследований и анализа данных в менеджменте. В цели данного курса входит получение студентами общих представлений о структуре эконометрического исследования, углубление исследование линейных регрессионных моделей, состоящих из одного уравнения, получение студентами навыков проверки, обоснования и количественных закономерностей и качественных утверждений (гипотез) в микро и макроэкономике, составлению оценки точности прогнозов на основании построенной эконометрической модели, ознакомление с современным состоянием программного обеспечения, предназначенного для эконометрических исследований.
Задачи дисциплины:
· освоить методы корреляционного, регрессионного, факторного анализа, применяемых для построения и оценки различных эконометрических моделей;
· научиться строить эконометрические модели и оценивать их параметры;
· научиться проверять гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи;
· овладеть техникой проверки адекватности эконометрической модели реальным данным;
· научиться проверять выполнение предпосылок, лежащих в основе моделей, знать, к каким последствиям приводит нарушение тех или иных предпосылок, уметь избавляться от последствий их нарушения;
· научиьтся использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений;
· ознакомится с реализацией изученных эконометрических техник в распространенных программных пакетах, осуществляющих статистический анализ данных, таких как Excel, Statgraph for Windows, Statistica for Windows (по выбору преподавателя);
· изучить пакет программ Eviews, предназначенный специально для эконометрических исследований.
Место дисциплины в структуре ООП
Данный курс рассчитан на студентов, прослушавших курс математического анализа, включающий дифференциальное и интегральное счисление, линейной алгебры, экономической статистики, теории вероятностей, математической статистики.
Материал курса предназначен для использования в других курсах, связанных с количественным анализом реальных экономических явлений, таких, как прикладная макро- и микроэкономика, маркетинг и др. Может быть использован в спец. курсах по теории случайных процессов, математическим моделям в экономике, оптимальному управлению, статистическому прогнозированию, финансовой математике, принятию решений в условиях неопределенности.
Полученные знания используются также в курсах экономического профиля и при подготовке студентами выпускной квалификационной работы, включающих в себя методы количественного анализа статистических данных и моделирование экономических процессов.
Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться следующие компетенции:
общекультурные компетенции (ОК) (в соответствии с ФГОС):
- знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК- 1);
- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК- 2);
- владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–5);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы
(ОК-13);
- владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
профессиональные компетенции (ПК) (в соответствии с ФГОС):
- организационно-управленческая деятельность
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
- информационно-аналитическая деятельность
- способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
- умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
- способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
- владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
- владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
- способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
- владение техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
- предпринимательская деятельность
- умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
- способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;
Уметь:
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне;
Владеть:
- методологией экономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- современной методикой построения эконометрических моделей;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.