В динамике (на конец года, в процентах)
Примечание. Данные приведены по крупным и средним организациям области.
Наибольшее число работников, занятых исследованиями и разработками – 68,6 % осуществляют профессиональную деятельность в области технических наук. В области сельскохозяйственных наук трудится 28,3 % исследователей и разработчиков, но здесь задействовано наибольшее число специалистов самой высокой квалификации. Так, из общей численности докторов наук, выполняющих исследования и разработки, 39 человек (76,5 %) осуществляют профессиональную деятельность в этой области науки. В исследовательскую работу с выходом на инновации вовлечены 195 кандидатов сельскохозяйственных наук, что составляет 64,1 % от общей численности специалистов, занятых исследованиями и разработками и имеющих учёную степень кандидата наук.
Работа по сохранению и воспроизводству человеческого капитала в интересах инновационного развития Владимирской области осуществляется в рамках проводимой региональной политики и её отраслевых направлений: научно-технической, инновационной, кадровой и социальной политики.
Деятельность органов государственной власти области ориентирована на сохранение, укрепление и развитие человеческого капитала региона, создание высокопроизводительного, сплоченного общества, способного своевременно реагировать на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды.
В целях последовательной реализации мер государственной поддержки предприятий и организаций области в части развития человеческого капитала, создания надлежащих условий для рационального использования кадрового потенциала предприятий и организаций, повышения эффективности их производственной деятельности, Постановлением главы администрации области от 22 августа 2001 г. № 485 утвержден комплекс мероприятий по развитию системы целевой подготовки кадров для отраслей экономики Владимирской области на 2001-2003 годы.
Департаментом по труду и занятости населения, Комитетом по экономической политике администрации Владимирской области в соответствии с Постановлением главы администрации области от 22 августа 2001 г. № 485 «О мероприятиях по развитию системы целевой подготовки кадров для отраслей экономики Владимирской области на 2001-2003 годы» (пп. 4.1., 4.2. Раздела 4 «Изучение структуры и динамики рынка профессий на региональном рынке труда» Приложения) осуществляется анализ социально-демографической ситуации в регионе, состояния трудовых ресурсов, их распределения по видам занятости, отраслям экономики; составляются прогнозы развития рынка труда; проводится мониторинг рынка профессий и специальностей.
В 2001 году начата планомерная работа по определению потребности предприятий, организаций и учреждений области в рабочих кадрах и специалистах, формированию на основе мониторингового обследования отраслевого заказа на подготовку квалифицированных кадров для нужд экономики региона.
В целях реализации Программы социально-экономического развития Владимирской области на 2000-2003 годы в части развития системы подготовки персонала было издано Постановление главы администрации области от 12 июля 2001 г. № 413 «Об отраслевом заказе по подготовке и повышению квалификации кадров для отраслей экономики Владимирской области».
Под отраслевым заказом понимается размещение заказа на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации кадров по заявкам предприятий и организаций в образовательных учреждениях области независимо от отраслевой принадлежности, форм собственности, имеющих соответствующие лицензии, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Постановлением главы администрации области от 12 июля 2001 года № 413 «Об отраслевом заказе по подготовке и повышению квалификации кадров для отраслей экономики Владимирской области» утверждены «Положение об организации, размещении и финансировании отраслевого заказа по подготовке и повышению квалификации кадров для отраслей экономики Владимирской области» и «Положение по организации и проведению конкурсного отбора образовательных учреждений для профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации кадров».
В «Положении об организации, размещении и финансировании отраслевого заказа по подготовке и повышению квалификации кадров для отраслей экономики Владимирской области» определена цель формирования отраслевого заказа: координация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, учебных заведений по решению следующих задач:
§ организация системы развития персонала, отвечающей требованиям предприятий и организаций, работающих в условиях рынка;
§ повышение профессионализма и компетенции персонала;
§ создание условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников на рынке труда для их профессионального роста и самореализации на основе повышения мотивации к труду;
§ сохранение на предприятиях и в организациях рабочих мест, снижение уровня безработицы.
Согласно Положению, отраслевой заказ формируется на основе заявок предприятий и организаций области по профессиям и специальностям; уровням квалификации; территориям; профобразованию, профподготовке, переподготовке и повышению квалификации.
Отраслевой заказ на профессиональную подготовку кадров формирует Департамент по труду и занятости населения при содействии других структурных подразделений администрации Владимирской области и органов местного самоуправления на основе прогноза потребности предприятий и организаций в обучении, переобучении, повышении квалификации персонала.
Для осуществления работы по размещению отраслевого заказа при Департаменте образования администрации области создана Межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители органов государственной власти, учебных заведений, руководители отдельных предприятий и организаций области.
Необходимость размещения отраслевого заказа на конкурсной основе определяется Межведомственной комиссией.
Следующим этапом после размещения отраслевого заказа является заключение договоров между учебными заведениями и предприятиями на профессиональное обучение кадров, предусматривающих организационные, правовые и финансовые взаимоотношения между заказчиками и исполнителями.
В соответствии с Положением финансирование отраслевого заказа на подготовку и повышение квалификации кадров осуществляется за счет поступлений с предприятий и организаций, а также бюджетных средств.
Контроль за реализацией отраслевого заказа возлагается на Департамент образования и Департамент по труду и занятости населения администрации области.
Положение по организации и проведению конкурсного отбора образовательных учреждений для профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров и специалистов Владимирской области разработано в соответствии с трехсторонним Соглашением Владимирского областного объединения организаций профсоюзов, Ассоциации работодателей и товаропроизводителей, администрации Владимирской области и предназначено для проведения конкурса образовательных учреждений с целью реализации отраслевого заказа на профессиональное обучение кадров.
Цель конкурсного отбора – определение организаций, образовательных учреждений, которые при наличии соответствующей образовательной базы, научно-педагогических кадров, программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и других условий, могут обеспечить при оптимальных затратах и сроках высокое качество и эффективность профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки (далее – профессиональное обучение) рабочих кадров и специалистов.
В соответствии с Положением, в конкурсном отборе могут принимать участие образовательные учреждения вне зависимости от их отраслевой принадлежности, форм собственности, но имеющие лицензии на право осуществления деятельности по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Кроме того, в конкурсном отборе на общих основаниях имеют право участвовать организации, в функции которых входит профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Для проведения конкурсного отбора департамент образования формирует постоянный состав конкурсной комиссии из числа работников органов и структурных подразделений администрации области, работодателей (по согласованию), других заинтересованных организаций.
Состав конкурсной комиссии утверждается постановлением Губернатора области.
Сроки проведения конкурсного отбора определяются конкурсной комиссией.
Конкурсная комиссия через средства массовой информации или иным путем извещает о проведении конкурса и его условиях приглашает организации и образовательные учреждения области принять участие в конкурсном отборе.
Организации и образовательные учреждения, принявшие решение об участии в конкурсном отборе, направляют в адрес конкурсной комиссии в установленные сроки все необходимые документы, перечень которых определен настоящим Положением.
Конкурсная комиссия путем оценочного сравнения представленных участниками конкурса материалов осуществляет отбор организаций и образовательных учреждений для профессионального обучения рабочих кадров и специалистов по отдельным профессиям и специальностям в соответствии с основными критериями:
· создание конкурентных преимуществ, обеспечивающих высокое качество профессионального обучения;
· уровень оснащения учебной и материально-технической базы;
· программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в разрезе профессий и специальностей;
· условия для проведения теоретического и производственного обучения (производственной практики);
· использование в образовательном процессе инновационных технологий обучения;
· уровень квалификации преподавательских кадров;
· оптимальные сроки и стоимость профессионального обучения;
· результаты итоговой аттестации выпускников;
· нахождение учебного заведения в городе (районе) проживания обучаемых.
Прошедшими конкурсной отбор могут быть признаны несколько организаций и образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение по одноименным профессиям и специальностям.
Конкурсная комиссия формирует областной реестр (банк данных) учебных заведений для профессионального обучения рабочих кадров и специалистов, из числа организаций и образовательных учреждений, прошедших конкурсный отбор. В случае, когда конкурсная комиссия рассмотрела соответствующие материалы, поступившие от организации или образовательного учреждения, являющегося единственным в области, осуществляющем подготовку по определенным профессиям и специальностям, оно может быть отнесено к прошедшим конкурсный отбор и вносится в областной реестр (банк данных) учебных заведений.
Сформированный по итогам конкурсного отбора реестр (банк данных) организаций и образовательных учреждений для профессионального обучения с обоснованием решения прилагается к протоколу заседания конкурсной комиссии и является основанием для заключения соответствующих договоров с ними на оказание образовательных услуг.
Работа по совершенствованию отраслевого заказа на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики области проводится постоянно.
В целях реализации Программы социально-экономического развития Владимирской области на 2004-2006 гг., обеспечения сбалансированности спроса и предложения квалифицированных кадров на рынке труда вышло постановление Губернатора области от 19 июля 2005 г. № 407 «Об отраслевом заказе на подготовку кадров для отдельных сфер экономики Владимирской области на 2005-2008 годы».
На основании проведённого Управлением по труду (ныне – Департамент по труду и занятости населения) администрации области мониторинга потребности организаций области в рабочих кадрах и специалистах, с учётом реальных возможностей системы профессионального образования и заключённых ранее договоров между работодателями и образовательными учреждениями, утверждён отраслевой заказ на подготовку рабочих кадров и служащих в учреждениях начального профессионального образования Владимирской области на 2005-2008 годы и отраслевой заказ на подготовку специалистов в учреждениях среднего профессионального образования Владимирской области на 2005-2008 годы.
За период с 2005 по 2008 гг. в соответствии с утверждённым отраслевым заказом было запланировано подготовить 22293 рабочих и служащих (в 2008 году – 4967 человек) по 55 профессиям и специальностям в учреждениях начального профессионального образования области и 4355 специалистов (в 2008 году – 910 человек) в учреждениях среднего профессионального образования области по 28 специальностям.
В целях обеспечения взаимодействия учреждений профессионального образования, органов исполнительной власти и работодателей в планировании и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда, формирования и реализации политики кадрового обеспечения предприятий, организаций и учреждений области, 28 февраля 2005 г. вышло постановление Губернатора области № 97 «О создании Консультационного совета по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов для отраслей экономики Владимирской области».
Консультационный совет является совещательным, экспертно-консультативным органом, действующим на общественных началах. Он вырабатывает рекомендации по комплексному решению вопросов в сферах занятости населения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов в соответствии с настоящими и перспективными потребностями регионального рынка труда.
Как нам представляется, государственная власть, формирующая и претворяющая в жизнь государственную кадровую политику (ГКП) региона, на современном этапе развития, должна выступать в роли организующего начала для взаимодействия всех субъектов кадровой политики региона[78] в целях решения неотложных проблем, связанных с воспроизводством человеческого капитала, сохранением и приумножением кадрового потенциала предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы.
Активными субъектами кадровой политики в регионе являются Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области (далее – Ассоциация) и входящие в Ассоциацию крупные предприятия и организации.
Ассоциация была образована 28 октября 1992 года. В 2002 году она получила статус регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). В настоящее время – это Региональное объединение работодателей «Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области» (РОР АРИТ ВО). Ассоциация внесена в реестр Общероссийского объединения работодателей «Российский Союз промышленников и предпринимателей». Ассоциация включает более 300 ведущих предприятий и организаций области, отраслевых территориальных объединений и союзов.
В целом деятельность Ассоциации направлена на улучшение социально-экономической ситуации в регионе, более эффективное использование его ресурсного потенциала, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, создание благоприятной среды для формирования делового сообщества области.
Члены Ассоциации участвуют в подготовке и реализации перспективных проектов и программ; представители предприятий и организаций – в работе экономических совещаний, координационных и попечительских советов, правлений фондов, входят в состав комитетов, комиссий и рабочих групп высшего представительного органа государственной власти Владимирской области, используя творческую инициативу депутатов Законодательного Собрания.
В последние годы Ассоциацией активизирована работа по развитию кадрового потенциала, проведён целый ряд мероприятий, в том числе состоялось расширенное заседание Правления Ассоциации руководителей кадровых служб области по вопросам взаимодействия работодателей и служб занятости населения, подготовки кадров для предприятий области и реформирования профессионального образования; «круглый стол» для руководителей финансовых служб, начальников отделов труда и заработной платы предприятий и организаций на тему: «Обмен опытом работы по созданию эффективной системы оплаты труда в организациях Владимирской области».
Возводя проблему дефицита высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в разряд основных, не требующих отлагательств, Ассоциация выступила одним из инициаторов создания на базе крупных промышленных предприятий корпоративных учебных центров по подготовке персонала.
Деятельность Ассоциации направлена и на восстановление и укрепление связей предприятий с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, общеобразовательными школами, развитие профориентационной работы.
Совместно с Центрами занятости населения, Ассоциация осуществляет временное трудоустройство подростков, юношей и девушек, в возрасте от 14 до 18 лет с оплатой труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В рамках реализуемой политики в области сохранения и воспроизводства человеческого капитала, предприятия – члены Ассоциации принимают активное участие в организации и проведении детских оздоровительных компаний, осуществляют поддержку особо одарённых детей и подростков, талантливой молодежи.
Предприятия области по-разному пытаются решать проблемы кадрового обеспечения, предпринимая определённые тактические шаги. Руководство ФГУП «Муромский приборостроительный завод» вышло с инициативой в федеральный центр принять положительное решение по вопросу преобразования предприятия в научно-производственный центр (НПЦ), что позволит повысить наукоемкость производства, предоставит дополнительные возможности для освоения новых материалов и нанотехнологий, будет способствовать повышению уровня механизации технологических этапов производства. Работа в данном направлении должна позитивным образом отразиться на производительности труда, обеспечив ее рост, что, в свою очередь, позволит увеличить заработную плату сотрудникам и будет способствовать стабилизации кадрового корпуса вследствие уменьшения оттока высококвалифицированных и перспективных кадров с производства.
Активным субъектом кадровой политики в регионе является входящий в Ассоциацию ОАО «Автоприбор» (г. Владимир). Это один из крупнейших производителей автомобильного оборудования в стране. Предприятие совместно с ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) открыло Владимирский корпоративный институт, в котором осуществляется планомерная работа по подготовке высококвалифицированных специалистов не только для ОАО «Автоприбор», но и других промышленных предприятий г. Владимира и области.
В целях повышения качества подготовки рабочих кадров и создания оптимальных условий для прохождения учащимися ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 30» г. Владимира производственной практики, на базе предприятия оборудованы учебные классы и отведены производственные участки.
Особого внимания заслуживает многолетний опыт сотрудничества ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» (г. Ковров) с ОГОУ НПО «Профессионально-техническое училище № 1» г. Коврова.
Между ОАО «Кольчугинский завод «Электрокабель» и Кольчугинским политехническим колледжем заключен договор целенаправленного обучения студентов по востребованным на предприятии специальностям. Наиболее перспективные выпускники колледжа получают возможность продолжить обучение в вузах за счет предприятия. Завод ежегодно принимает на работу до 20 молодых специалистов, организует их стажировку, оказывает содействие в планировании карьеры, разработке и реализации индивидуальных программ трудовой деятельности.
ЗАО фирма «Символ» (г. Курлово, Гусь-Хрустальный район) – одно из старейших предприятий стекольной промышленности области. На производстве создаются необходимые условия для самореализации личности, роста профессионального уровня сотрудников, укрепления здоровья. Работникам предприятия за его счет предоставляется возможность пройти профилактическое обследование в областной клинической больнице.
ОАО «ВЗЖБИ» (г. Владимир) планирует открытие реабилитационного центра, где будет проводиться работа по укреплению здоровья и профилактики заболеваний среди сотрудников предприятия.
ГУП Владимирской области Комбинат «Тепличный» располагает своим оздоровительным комплексом с бассейном и сауной.
На большинстве предприятий, входящих в Ассоциацию, проводятся профилактические медосмотры, организуется диспансеризация и иммунизация сотрудников.
На предприятии «Ветпрепараты» ежегодно более 1 млн. рублей выделяется на социальные нужды работников.
Предприятия, создающие условия для развития персонала, уделяющие особое внимание повышению квалификационного уровня сотрудников, как правило, занимают ведущие позиции на рынках, являются флагманами экономики области, располагают необходимым потенциалом для инновационного развития.
Постановлением Губернатора области от 5 декабря 2007 г. № 885 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 19 июля 2005 г. № 407 «Об отраслевом заказе на подготовку кадров для отдельных сфер экономики Владимирской области на 2005-2008 годы» руководителям предприятий и организаций, входящих в Ассоциацию работодателей и товаропроизводителей Владимирской области, рекомендовано усилить взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования области, в частности, активизировать работу по заключению договоров, предусматривающих установление точных объёмов и конкретных сроков подготовки рабочих кадров и специалистов, выплату обучающимся именных стипендий, предоставление им оплачиваемых рабочих мест для прохождения производственной практики и гарантий по трудоустройству, осуществление доплат преподавателям и мастерам производственного обучения в соответствии с действующим законодательством, в системе профориентационной деятельности – реализацию различных форм повышения престижа профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда.
Структурные подразделения администрации области создают и постоянно обновляют базы данных специалистов, прошедших переподготовку, повышение квалификации для формирования резерва руководящих кадров предприятий, организаций и учреждений.
Для раскрытия сильных и слабых сторон, оценки рисков и возможностей в развитии системы рационального использования человеческого капитала и воспроизводства кадров (РИ ЧК и ВК) инновационной экономики региона по отдельным блокам с целью выработки предложений по совершенствованию системы применён метод SWOT-анализа. Данные анализа, полученные на основании экспертных оценок государственных служащих администрации Владимирской области, исполнительного директора Регионального объединения работодателей «Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области», руководителей крупнейших предприятий и учреждений профессионального образования области, по блокам: I. «Воспроизводство человеческого капитала», II. «Обеспечение инновационно-активных предприятий, организаций и учреждений квалифицированными работниками», III. «Профессиональное развитие работников» представлены в Приложениях 7,8,9, оценка состояния системы РИ ЧК и ВК в целом – в табл.3.
Таблица 3
Результаты SWOT-анализа
системы РИ ЧК и ВК инновационной экономики региона
Strengths (сильные стороны) | Weaknesses (слабые стороны) |
· Наличие предпосылок для активизации органами государственной власти региона деятельности, направленной на развитие системы РИ ЧК и ВК инновационной экономики, разработка и принятие соответствующих нормативных правовых документов; · Формирование и реализация отраслевого заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов; · Проведение политики, направленной на развитие инновационного потенциала ведущих образовательных учреждений профессионального образования; · Усиление внимания общественных институтов к проблемам развития человеческого капитала и кадрового обеспечения приоритетных отраслей экономики. | o Недостаточное государственное финансирование науки и образования, социальной сферы в целом; o Проявление правового нигилизма в кадровой деятельности; o Отсутствие закреплённой законодательным путём Концепции государственной политики в области развития человеческого капитала и кадрового обеспечения организаций научно-инновационной сферы региона; o Тяжёлые последствия социально-экономического и демографического кризиса. |
Opportunities (возможности) | Threats (угрозы) |
§ Выработка действенной государственной научно-технической, инновационной, кадровой и социальной политики региона; § Совершенствование работы по управлению человеческим капиталом в интересах инновационного развития экономики; § Инвестиционное обеспечение деятельности по развитию человеческого капитала; § Развитие инфраструктурного комплекса системы подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров; § Создание регионального рынка человеческого капитала. | ü Ослабление генофонда и снижение темпов воспроизводства человеческого капитала; ü Усиление внутригосударственной (межрегиональной) «утечки умов»; ü Снижение роли государства в регулировании социальных процессов на региональном уровне; ü Сокращение расходов на осуществление деятельности по развитию человеческого капитала предприятий, организаций и учреждений; ü Отсутствие возможности обеспечения конкретными работниками создаваемых на инновационно-активных предприятиях высокотехнологичных рабочих мест. |
Качество кадров предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, расположенных на территории Владимирской области определяется нами как «выше среднего». Область обладает значительным человеческим капиталом.
Вместе с тем, как показал SWOT – анализ, существует угроза растраты человеческого капитала, дестабилизации в кадровом корпусе вследствие:
· нарушения «механизма» воспроизводства человеческого капитала, вызванного социально-экономическим и демографическим кризисом, снижением доли населения, находящегося в трудоспособном возрасте;
· продолжающегося оттока высококвалифицированных конкурентоспособных кадров, прежде всего, специалистов – в Московский столичный регион, Нижегородскую область, другие российские регионы, создающие более привлекательные условия для приложения труда, за рубеж;
· миграций рабочих кадров на сезонные высокооплачиваемые работы в соседние регионы и краткосрочные работы в северных территориях;
· выезда значительной части молодёжи, обладающей высоким интеллектуальным потенциалом на учёбу в другие регионы с последующим закреплением в них (трудоустройством по месту учёбы);
· необоснованного изменения пропорций между численностью обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, недостаточного развития регионального рынка образовательных услуг;
· снижения качества подготовки рабочих и специалистов, отсутствия реальных конкурсов в ряде учреждений высшего и среднего профессионального образования области, объективной оценки учебной деятельности студентов;
· реализации политики, направленной на повышение степени коммерциализации учреждений образования, здравоохранения и культуры.
Тенденция к снижению и нерациональное использование человеческого капитала региона негативным образом отразится на его конкурентоспособности, приведёт к замедлению темпов экономического роста, создаст труднопреодолимые препятствия на пути формирования экономики инновационного типа, отрицательно скажется на создании привлекательного имиджа региона.