Правила выполнения контрольной работы
Тюменская государственная сельскохозяйственная академия
ЭКОНОМЕТРИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Студентам 4 курса заочного обучения специальностей:
Экономика и управление предприятием АПК» и
Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Тюмень 2004
Составители: зав. кафедры математики Антропов В.А.,
ассистент Карпова С.Г.
Утвержден методической комиссией ИЭиФ
Рецензент: зав. кафедрой статистики к.э.н. Богатырева А.А.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования РФ 13 марта 2000 г., и согласно учебному плану, утвержденному Советом РГАЗУ 27 декабря 2000 г., студенты экономического факультета специальностей 060800 – «Экономика и управление предприятием АПК» и 060500 – «Бухгалтерский учет анализ и аудит» изучают дисциплину «Эконометрика» в объеме 110 часов, выполняют контрольную работу и сдают зачет.
Эконометрика входит в число базовых дисциплин экономического образования современного специалиста сельского хозяйства, изучение которой предполагает получение студентами опыта построения эконометрических моделей, выбора метода оценки параметров модели, получении прогнозных оценок, автокорреляции и др.
Порядок изучения дисциплины следующий. При самостоятельном изучении дисциплины в начале нужно ознакомиться с ее программой. Руководствуясь программой и настоящими методическими указаниями, необходимо приступить к последовательному и глубокому усвоению материала, изложенного в рекомендуемой литературе. При этом следует составить краткий конспект по основным положениям.
После усвоения учебного материала дисциплины выполняется контрольная работа, которую необходимо сдать не позднее чем за два месяца до сессии. Желательно представлять ее в более ранние сроки в целях возможности устранения до сессии отмеченных недостатков, особенно в тех случаях, когда контрольная работа не допущена к собеседованию.
Студент, вызванный на лабораторно-экзаменационную сессию, приносит с собой допущенную к собеседованию контрольную работу. На сессии он посещает лекции и практические занятия, которые охватывают основные разделы программы.
Для изучения дисциплины «Эконометрика» рекомендуется следующая литература.
Библиографический список
Основной
1. Бородич С.А. Эконометрика: Учеб.пособие. – Мн.: Новое знание, 2001.
2. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Практикум по эконометрике: Учеб.пособие. / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Дополнительный
4. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник. – М.: Юнити 1998.
5. Джонстон Д. Эконометрические методы. – М.: Статистика, 1997.
6. Доугерти К. Введение в эконометрику. – М.: ИНФРА-М, 1997.
7. Кулинич Е.А. Эконометрия. . – М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Ланге О. Введение в эконометрику. – М.: Прогресс, 1964.
9. Лизер С. Эконометрические методы. – М.: Статистика, 1971.
10. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика: начальный курс. – М.: Дело, 1997.
11. Маленво Э. Статистические методы эконометрии. – М.: Статистика, 1976.
12. Тинтнер Г. Введение в эконометрию. – М.: Статистика, 1965.
13. Яковлев В.Б. Статистическая обработка данных с применением персональных ЭВМ. Часть 2: Учеб. пособие. – М.: ВСХИЗО, 1993.
Самостоятельное изучение дисциплины может быть успешным при систематических занятиях по учебному графику, при составлении которого целесообразно придерживаться следующих затрат времени на изучение дисциплины (табл. 1).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……3
Раздел 2. Основные понятия эконометрики……………………………………. 7
Раздел 3. Контрольные задания и методические указания по их выполнению10
3.1 Контрольные задания…………………………………………...….10
3.2 Методические указания по выполнению контрольных заданий..13
Приложение 1……………………………………………………………………..23
Приложение 2……………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Критические точки распределения F Фишера – Снедекора
(k1 – число степеней свободы большей дисперсии,
k2 – число степеней свободы меньшей дисперсии)
Уровень значимости α = 0,05
k2 | k1 | ||||||||
∞ | |||||||||
∞ | 18,51 10,13 7,71 6,61 5,99 5,59 5,32 5,12 4,96 4,84 4,75 4,67 4,60 4,54 4,49 4,45 4,41 4,38 4,35 4,32 4,30 4,28 4,26 4,24 4,22 4,21 4,19 4,18 4,17 4,00 3,84 | 19,00 9,55 6,94 5,79 5,14 4,74 4,46 4,26 4,10 3,98 3,88 3,80 3,74 3,68 3,63 3,59 3,55 3,52 3,49 3,47 3,44 3,42 3,40 3,38 3,37 3,35 3,34 3,33 3,32 3,15 2,99 | 19,16 9,28 6,59 5,41 4,76 4,35 4,07 3,86 3,71 3,59 3,49 3,41 3,34 3,29 3,24 3,20 3,16 3,13 3,10 3,07 3,05 3,03 3,01 2,99 2,98 2,96 2,95 2,93 2,92 2,76 2,60 | 19,25 9,12 6,36 5,19 4,53 4,12 3,84 3,63 3,48 3,36 3,26 3,18 3,11 3,06 3,01 2,96 2,93 2,90 2,87 2,84 2,82 2,80 2,78 2,76 2,74 2,73 2,71 2,70 2,69 2,52 2,37 | 19,33 8,94 6,16 4,95 4,28 3,87 3,58 3,37 3,22 3,09 3,00 2,92 2,85 2,79 2,74 2,70 2,66 2,63 2,60 2,57 2,55 2,53 2,51 2,49 2,47 2,46 2,44 2,43 2,42 2,25 2,09 | 19,37 8,84 6,04 4,82 4,15 3,73 3,44 3,23 3,07 2,95 2,85 2,77 2,70 2,64 2,59 2,55 2,51 2,48 2,45 2,42 2,40 2,38 2,36 2,34 2,32 2,30 2,29 2,28 2,27 2,10 1,94 | 19,41 8,74 5,91 4,68 4,00 3,57 3,28 3,07 2,91 2,79 2,69 2,60 2,53 2,84 2,42 2,38 2,34 2,31 2,28 2,25 2,23 2,20 2,18 2,16 2,15 2,13 2,12 2,10 2,09 1,92 1,75 | 249,0 19,45 8,64 5,77 4,53 3,84 3,41 3,12 2,90 2,74 2,61 2,50 2,42 2,35 2,29 2,24 2,19 2,15 2,11 2,08 2,05 2,03 2,00 1,98 1,96 1,95 1,93 1,91 1,90 1,89 1,70 1,52 | 253,3 19,5 8,53 5,63 4,36 3,67 3,23 2,99 2,71 2,54 2,40 2,30 2,21 2,18 2,07 2,04 1,96 1,92 1,88 1,84 1,82 1,78 1,76 1,73 1,71 1,69 1,67 1,65 1,64 1,62 1,39 1,03 |
Таблица 1
Примерное распределение учебного времени по темам дисциплины
(в учебных часах)
Наименование темы | Всего заочное (очное) | В том числе | Литература | ||
само-стоя-тель-но | с преподава-телем | ||||
лек-ции | прак-тики | ||||
1. Линейная модель множественной регрессии | 10 () | 7 () | 1 () | 2 () | 1) с. 154-158; 2) с. 90-128; 3) с. 49-105 |
2. Метод наименьших квадратов | 10 () | 7 () | 1 () | 2 () | 1) с. 109-120; 2) с. 21-22, 42-43, 63-64, 95, 180, 217; 3) с. 5-6, 49-50, 106-138 |
3. Показатели качества регрессии | 10,5 () | 7 () | 1,5 () | 2 () | 1) с. 121-153, 166-198; 2) с. 48-57, 129-141; 3) с. 6-9, 51-56 |
4. Свойства оценок метода наименьших квадратов | 7 () | 7 () | – () | – () | 1) с. 63-67, 124, 351-354; 2) с. 155-156 |
5. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокорреляционными остатками | 7 () | 6 () | 1 () | – () | 1) с. 230-270, 324-326; 2) с. 156-169, 272-282; 3) с. 55, 139-140 |
6. Обобщенный метод наименьших квадратов | 6 () | 6 () | – () | – () | 1) с. 240-244; 2) с. 169-174 |
7. Регрессионные модели с переменной структурой | 8 () | 8 () | – () | – () | 2) с. 255-262 |
8. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация | 6,5 () | 6 () | 0,5 () | – () | 1) с. 200-229; 2) с. 62-83; 3) с. 5-6, 12-14 |
9. Характеристики временных рядов | 11,5 () | 7 () | 2,5 () | 2 () | 1) с. 310-345; 2) с. 225-282; 3) с. 137-186 |
10. Модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация | 8 () | 8 () | – () | – () | 1) с. 292-295; 2) с. 282-289 |
11. Система линейных одновременных уравнений | 18,5 () | 14 () | 2,5 () | 2 () | 1) с. 346-377; 2) с. 177-193, 204-224; 3) с. 106-136 |
12. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов | 7 () | 7 () | – () | – () | 1) с. 354-356, 367-369; 2) с. 193-204; 3) с. 107-108 |
Всего: | () | () | () | () |
Правила выполнения контрольной работы
Задание для контрольной работы содержит две задачи. Номера вариантов определяются в таблицах с исходными данными по последней и предпоследней цифрам номера зачетной книжки.
Для облегчения выполнения заданий по ним даны краткие методические указания. При выполнении контрольной работы нужно руководствоваться следующими правилами:
1. Контрольную работу следует выполнять в отдельной тетради чернилами желательно синего или черного цветов, оставляя поля для замечаний рецензента.
2. На обложке тетради должны быть ясно написаны фамилия студента, его инициалы, учебный номер (шифр). В конце работы следует указать использованную литературу.
3. В работу должны быть включены все задачи, указанные в задании, строго по своему варианту. Контрольные работы, содержащие не все задачи или содержащие задачи не своего варианта, не зачитываются.
4. Решения задач надо располагать в порядке номеров, указанных в заданиях, сохраняя номера задач.
5. Перед решением каждой задачи надо выписать полностью ее условие.
6. Решения задач надо писать подробно и аккуратно, объясняя и мотивируя все действия по ходу решения, оформляя вычисления в таблицы.
7. После получения прорецензированной работы, как не допущенной, так и допущенной к собеседованию, студент должен в короткий срок исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты. Для этого рекомендуется оставлять в конце тетради несколько чистых листов. Вносить исправления в сам текст работы после ее рецензирования запрещается.
8. По каждой работе проводится собеседование, после чего выставляется зачет по контрольной работе. Без зачтенной контрольной работы студент к экзамену (зачету) не допускается. Студентам не выполнившим контрольную работу до начала экзаменационной сессии, может быть предложена аудиторная контрольная работа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1