Эрик Хоффер, специалист в области социальной психологии

Зачастую власть оказывает на людей разрушительное воз­действие. С другой стороны, без надлежащего руководства наши действия будут базироваться на обычных сантиментах. Если у нас есть идеи и цели, но нет власти, мы не сможем во­плотить их в жизнь. Главным критерием является не то, каким образом лидер обретает власть, а то, как он расстается с нею.

Одним из эффективных способов передачи власти является тренировка. Тренировка — это метод культуры передачи влас­ти другим путем пробуждения внутреннего чувства власти.

Существует много тем для обсуждения, связанных с вопро­сом власти, - - власть народа, абсолютная власть, борьба за власть, политическая власть, жажда власти, злоупотребление властью и т.п. Власть — это то, чего невозможно избежать. Все происходящее в этом мире сопряжено с определенной борьбой за власть. В каком-то смысле можно сказать, что вся история планеты — это история использования людьми раз­личных источников власти, как индивидуально, так и в мас­штабах государств. Жить в материальном теле — значит, так или иначе, жаждать власти. Мы уже обсуждали это в связи с наставлениями Бхишмадевы, в которых он ясно описывает различные формы власти. К этим вопросам я также обраща­юсь в своей книге «Духовный воин 3: утешение сердца в труд­ные времена».

Власть, рассматриваемая в краткосрочном контексте, не­избежно ведет к деградации и злоупотреблению. Власть должна рассматриваться, как возможность поупражняться в ответственности. Для некоторых власть — это наркотик, ис­точник наслаждения. Однако самое лучшее -- использовать власть для укрепления доверительных отношений между под­чиненными. В настоящий момент мы живем в культуре, дви­жимой властью, а не ответственностью. Злоупотребление властью приводит к тому, что людьми помыкают; когда же власть используется для того, чтобы вдохновлять других, возникает культура ответственности. Всякий раз, когда мы сталкиваемся со словом «власть», мы должны быть способны заменить его на слово «ответственность».

В книге «Руководство и новая наука» Маргарет Дж. Уитли объясняет, что все основано на взаимоотношениях. В квантовом мире абсолютно все основано на взаимоотно­шениях. Сама жизнь — это всего лишь динамика развития различных взаимоотношений. Она пишет, что источником силы организации являются взаимоотношения между ее членами.

Мартин Лютер Кинг младший высказал очень глубокую мысль, касающуюся природы человеческого духа и того, как развивать культуру заботы:

«Необходимо осознать, что власть без любви безрассудна и жестока, а любовь без власти сентиментальна и без­жизненна. Власть в ее наивысшем проявлении — это лю­бовь, играющая роль правосудия. Правосудие в его наивыс­шем проявлении - - это власть, исправляющая все то, что стоит на пути любви».

Таков истинный путь воздействия на сознание людей с це­лью очищения их от нездоровых жизненных стереотипов и иллюзий - - использование лидерами власти ради восста­новления справедливости и искоренения всего, что препятст­вует развитию культуры любви и доверия.

ПОДЛИННОЕ СМИРЕНИЕ

Вопрос: Когда царь Притху впервые предстал перед граждана­ми, мудрецы стали прославлять этого великого монарха, опи­сывая его замечательные качества. Однако он не принял их слов, о чем говорится в «Шримад-Бхагаватам» (4.15.24-26):

«Достойно ли разумного человека, который способен в бу­дущем развить в себе возвышенные качества, позволять своим почитателям превозносить себя так, как будто он уже обладает этими добродетелями? Восхвалять человека, говоря, что он мог бы стать великим ученым, получи он образование, — значит самым бессовестным образом обманывать его. Глупец, принимающий подоб­ные славословия всерьез, не понимает, что эти слова просто-напросто оскорбляют его. Как человеку, дорожа­щему своей честью, неприятно слушать о своих, недо­стойных поступках, так и человеку по-настоящему зна­менитому и могущественному неприятно слушать славословия в свой адрес. Мои дорогие преданные во главе с Сутой, пока я ничем не заслужил ваших похвал, ибо не совершил ничего замечательного. Судите сами, могу ли я позволить, чтобы вы, как малые дети, воспевали мои несуществующие подвиги?»

Этот эпизод демонстрирует смирение царя Притху и в то же время побуждает нас задуматься над своими взаимоотно­шениями с окружающими. Зачастую мы восхваляем друг друга, преувеличивая свои заслуги. В большинстве случаев это делается неосознанно, без оскорбления, но, в соответст­вии со словами Притху, это является оскорблением. Можете ли вы как-то прокомментировать это?

Ответ: Похвала не является оскорблением. Подчеркивать ценность хорошего руководства всегда важно. Однако в рав­ной степени важно и то, что Притху не принял эти похвалы всерьез. Он показал пример того, как лидер должен прини­мать похвалу, возвращая ее обратно людям или адресуя Бо­гу. Лидер должен быть очень осторожен, чтобы не заявлять права собственности даже на прославления в свой адрес. Его Долг — чтить праведность и выступать против зла, греха и разложения.

Истинный лидер благодарен Богу и своим наставникам и не боится отдать все заслуги им. Такой лидер также не любит, чтобы ему приписывали заслуги за то, чего он в действительности не совершал. Даже в случае замеча­тельных достижений, он склонен оставаться смиренным, сострадательным и благодарным. Смирение и сострада­ние — матери добродетели. И царь Притху был олицетво­рением этих добродетелей.

Наши рекомендации