Методические указания по выполнению курсовой работы
Курсовая работа должна отражать не только теоретические знания дисциплины, но и умение применять их на практике.
Работа выполняется на основе использования конкретных фактических материалов, собранных студентом во время прохождения производственной практики по окончании 3 курса должна содержать самостоятельно выполненные аналитические расчеты с экономическим их обоснованием, выводами и предложениями, вытекающими из ее содержания.
Ниже приводятся наименования тем курсовой работы и примерные планы по каждой теме. Приступая к написанию курсовой работы необходимо ознакомиться с соответствующим разделом рабочей программы курса и рекомендованной литературой. Это поможет подобрать нужные факты, полнее охватить тему, цифровой материал и составить представление о плане работы. Составление плана курсовой работы является важным этапом в ее написании. В соответствии с планом студент приступает к изучению литературы и сбору фактического материала. Кроме рекомендуемой рабочей программой литературы, необходимо использовать новые, не указанные в списке литературы, периодические издания, а также позднее вышедшие журналы, газеты и др. публикации.
Опыт самостоятельной работы над книгой показывает, что лучше начинать изучение литературы, изданной в текущем году и постепенно переходить к работам, опубликованным в предшествующие годы. Такой порядок избавит от лишних повторений и даст возможность изучить тот или иной вопрос с учетом требований современности. При написании работы необходимо использовать статистические сборники, составлять таблицы, диаграммы, чертежи, схемы и т.д.
Сначала следует написать небольшое введение. В нем отмечается актуальность темы, ее значение, формулируются задачи данной работы. Затем, в соответствии с планом, излагается основной текст. Здесь приводятся фактические статистические материалы и дается их анализ. В заключительной части работы следует дать основные выводы по материалам, изложенным в работе. В конце курсовой работы должен быть помещен список использованной литературы. В список нужно включать только те источники, которые действительно были изучены и использованы. В начале указываются постановления законодательных органов, решения правительства, а затем – все остальные произведения. При этом следует указать фамилию и инициалы авторов (по алфавиту), название работы, издательство (название журнала, номер), место и год издания. Например: Руденко Т.И. «Экономический расчет при акционировании», ж. «Хлебопродукты», №3, 1994. Название книги или отдельных статей дается без кавычек, название журналов, газет и сборников, в которых напечатана статья – в кавычках.
Кафедра обращает внимание на высокие требования, предъявляемые к содержанию работы. Анализ отчетных данных должен вскрывать причины изменений по сравнению с прошлым периодом, а не сводиться к простому пересказу приведенных таблиц.
При анализе рекомендуется широко применять относительные величины, выражать показатели текущего года в процентах к отчетному году, определять удельные веса, темпы роста, анализировать экономическую эффективность деятельности предприятия или организации.
Используемые в работе цифровые данные надо сводить в наглядные, хорошо оформленные таблицы, с четкими заголовками граф, указанием единиц измерения.
Работа должна иллюстрироваться графиками и диаграммами.
Серьезное внимание надо обратить на литературную форму и логическую последовательность изложения в соответствии с планом темы.
В тексте работы каждый раздел (вопрос) следует выделять подзаголовком, обязательно нумеровать страницы; на таблицы приложения должны быть ссылки в тексте.
Для рецензирования курсовой работы представляются на кафедру. Если курсовая работа не допущена к защите, то она должна быть переработана в соответствии с указаниями рецензента.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Объем курсовой работы должен составлять 35-40 страниц, написанных разборчиво от руки на одной стороне листа. На каждой странице нужно оставлять поля: левое – 30 мм, верхнее – 25 мм, правое – 15 мм, нижнее – 25 мм. Страницы должны быть пронумерованы, рукопись подписана и указана дата выполнения работы. Графические материалы, выполненные на кальке, миллиметровой или чертежной бумаге аккуратно вклеиваются в курсовую работу.
Прежде чем приступить к окончательному оформлению работы, рекомендуется тщательно проверить насколько полно раскрыта тема, соблюдена ли последовательность изложения и расположение материала, правильно ли сделаны ссылки в тексте, нет ли стилистических погрешностей и грамматических ошибок. Приводимые в тексте цитаты должны точно соответствовать оригиналу. Как правило, их заключают в кавычки и делают ссылку на источник. В ссылке учебной и научно-производственной литературы указывают фамилию и инициалы автора, полностью название книги, журнала, место издания, издательство, год выпуска (выхода из печати), страницы, по официальным материалам – полное название документа, его номер и дату принятия.
Сокращать в тексте, таблицах и диаграммах можно только единицы измерения: тонна – т, килограмм – кг, и часто употребляемые сокращения слов: и так далее – и т.д., другие – др., прочие – пр.
Применяемые формулы и условные буквенные обозначения должны иметь пояснения (расшифровку) и быть одинаковыми по всей курсовой работе.
Необходимо правильно выделять в тексте абзац. В отдельные абзацы обычно выделяют обособленные по смыслу части текста.
Перед сдачей на проверку работу следует соответствующим образом оформить. На первой странице, после титульного листа, после названия темы дается план работы с перечислением вопросов в той последовательности, в которой они рассмотрены в тексте. На последней странице указывается используемая литература и ставится подпись.
Все материалы курсовой работы необходимо подшить в папку (пронумеровать страницы текстовой части, вкладок, таблиц, диаграмм, приложений и т.д.), на лицевой стороне обложки указать название вуза, кафедры, дисциплины и тему курсовой работы, наименование предприятия, (организации) на примере которого она выполнена, фамилию и инициалы студентов, курс, дату выполнения работы.
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студент должен защитить курсовую работу во время экзаменационной сессии до сдачи экзамена.
К защите допускаются только те курсовые работы, в которых раскрыто содержание темы, достаточно полно освещены все вопросы плана и оформление отвечает предъявленным выше требованиям. Необходимо тщательно подготовиться к защите, изучить замечания рецензента, внести в работу дополнения и исправления по ним.
В ходе защиты работы студент кратко излагает основные ее положения и результаты, отвечает на вопросы.
Студенты, не выполнившие курсовую работу или получившие неудовлетворительную оценку, к сдаче экзамена по курсу не допускаются.
Примерная структуры контрольной работы.
Титульный лист.
Оглавление (содержание работы) с указанием начальных страниц.
Введение. Здесь формируются цели и задачи работы, обосновываются актуальность и практическая значимость темы, мотивы выбора.
Основные разделы работы. Два, три и более в случае полноты освещения темы по основным постановочным вопросам по выбранной теме. Постановочные вопросы - это вопросы, раскрывающие суть проблемы или темы. Каждый раздел начинается с заголовка, указанного в оглавлении или содержании и обозначается порядковым номером раздела. В конце раздела делается краткий вывод.
Заключение. В нем формируются выводы, предложения или рекомендации по развитию рассматриваемых процессов. Могут также отмечаться вопросы или проблемы, не находящие решения.
Далее идет приложение, если оно есть. Это таблицы, схемы, графики, копии контрактов, соглашений, писем, расчетов и т.д. Их наличие значительно повышает ценность работы.
Список литературы. Перечисляются источники, нормативные акты, официальные статистические сборники и публикации, монографии, статьи, периодические издания, использованные при написании контрольной или курсовой работы. Минимальное количество использованных литературных источников – пять.
2.2.ТЕМЫ И ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ*
Тема 1. Цены и ценообразование на предприятии (по выбору студента).
План.
Введение. Изложить значение рассматриваемой темы, цель и задачи работы.
Глава 1. Экономическая сущность цены, виды и функции.
Глава 2. Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений.
Глава 3. Методика расчета цен, их уровень и структура на выпускаемую и реализуемую продукцию предприятия.
Глава 4. Экономическая эффективность производства и реализации отдельных видов продукции.
Выводы.
Список литературы.
Тема 2. Издержки и прибыль, их роль в формировании цен.
План.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность издержек общества и предприятия.
Глава 2. Классификация производственных затрат, группировка по экономическим элементам и статьям.
Глава 3. Учет издержек и прибыли при ценообразовании в условиях рынка.
Глава 4. Методика формирования, виды цен на выпускаемую продукцию и порядок расчетов с потребителями, действующие на предприятии в настоящее время.
Выводы.
Список литературы.
Тема 3. Ценообразование в условиях свободной конкуренции.
План.
Введение.
Глава 1. Место и роль цены в рыночном хозяйстве.
Глава 2. Условия свободной конкуренции.
Глава 3. Особенности ценообразования в условиях свободной конкуренции.
Глава 4. Влияние цен на результативные показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Выводы.
Список литературы.
Тема 4. Ценообразование в условиях монополизации рынка.
План.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность цены, ее роль в рыночном хозяйстве.
Глава 2. Условия монополизации рынка.
Глава 3. Формирование монопольных цен.
Глава 4. Стратегии ценообразования в условиях монопольного рынка.
Выводы.
Список литературы.
Тема 5. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
План.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность цен, ее роль в рыночном хозяйстве.
Глава 2. Характеристика рынка монополистической структуры.
Глава 3. Особенности формирования цен в условиях монополистической конкуренции.
Глава 4. Стратегии ценообразования в условиях монополистической конкуренции.
Выводы.
Список литературы.
Тема 6. Система цен, их классификация, виды.
План.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность цены.
Глава 2. Функции цены.
Глава 3. Классификация цен, виды цен и их структура.
Глава 4. Действующая в настоящее время методика расчета цен на предприятии (где работает или проходит практику студент) и порядок расчетов с потребителями продукции предприятия (пример расчета).
Выводы.
Список литературы.
Тема 7. Взаимодействие цен и налогов.
План.
Введение.
Глава 1. Цена как экономическая категория.
Глава 2. Функции цены.
Глава 3. Основы методологии ценообразования.
Глава 4. Виды налогов и порядок их включения в цены предприятий.
Выводы.
Список литературы.
Тема 8. Формирование цен в условиях рынка.
План.
Введение.
Глава 1. Цена как экономическая категория.
Глава 2. Условия и особенности рыночного ценообразования.
Глава 3. Взаимодействие цены спроса и предложения.
Глава 4. Факторы, влияющие на уровень цен.
Выводы.
Список литературы.
Тема 9. Выбор ценовой стратегии предприятия в условия рынка.
План.
Введение.
Глава 1. Предприятия в условиях рыночного ценообразования.
Глава 2. Особенности и условия рыночного ценообразования.
Глава 3. Основные ценовые стратегии.
Глава 4. Оценка ценовой стратегии предприятия.
Выводы.
Список литературы.
Тема 10. Взаимовлияние цен и финансов.
Тема 11. Взаимозависимость цен и денежного обращения.
Тема 12. Взаимосвязь цен и кредита.
Тема 13. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.
Тема 14. Ценообразование и система страхования.
Планы по темам 11-14 составляют сами студенты, исходя из методических указаний по изучению соответствующих разделов курса.
Оглавление, введение, заключение, приложение, список литературы не нумеруется. Нумеруются только основные разделы.
Темы рефератов
Тема 1. Цены и ценообразование на предприятии (по выбору студента).
План.
Введение. Изложить значение рассматриваемой темы, цель и задачи работы.
Глава 1. Экономическая сущность цены, виды и функции.
Глава 2. Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений.
Глава 3. Методика расчета цен, их уровень и структура на выпускаемую и реализуемую продукцию предприятия.
Глава 4. Экономическая эффективность производства и реализации отдельных видов продукции.
Выводы.
Список литературы.
Тема 2. Издержки и прибыль, их роль в формировании цен.
План.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность издержек общества и предприятия.
Глава 2. Классификация производственных затрат, группировка по экономическим элементам и статьям.
Глава 3. Учет издержек и прибыли при ценообразовании в условиях рынка.
Глава 4. Методика формирования, виды цен на выпускаемую продукцию и порядок расчетов с потребителями, действующие на предприятии в настоящее время.
Выводы.
Список литературы.
Тема 3. Ценообразование в условиях свободной конкуренции.
План.
Введение.
Глава 1. Место и роль цены в рыночном хозяйстве.
Глава 2. Условия свободной конкуренции.
Глава 3. Особенности ценообразования в условиях свободной конкуренции.
Глава 4. Влияние цен на результативные показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Выводы.
Список литературы.
Тема 4. Ценообразование в условиях монополизации рынка.
План.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность цены, ее роль в рыночном хозяйстве.
Глава 2. Условия монополизации рынка.
Глава 3. Формирование монопольных цен.
Глава 4. Стратегии ценообразования в условиях монопольного рынка.
Выводы.
Список литературы.
Тема 5. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
План.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность цен, ее роль в рыночном хозяйстве.
Глава 2. Характеристика рынка монополистической структуры.
Глава 3. Особенности формирования цен в условиях монополистической конкуренции.
Глава 4. Стратегии ценообразования в условиях монополистической конкуренции.
Выводы.
Список литературы.
Тема 6. Система цен, их классификация, виды.
План.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность цены.
Глава 2. Функции цены.
Глава 3. Классификация цен, виды цен и их структура.
Глава 4. Действующая в настоящее время методика расчета цен на предприятии (где работает или проходит практику студент) и порядок расчетов с потребителями продукции предприятия (пример расчета).
Выводы.
Список литературы.
Тема 7. Взаимодействие цен и налогов.
План.
Введение.
Глава 1. Цена как экономическая категория.
Глава 2. Функции цены.
Глава 3. Основы методологии ценообразования.
Глава 4. Виды налогов и порядок их включения в цены предприятий.
Выводы.
Список литературы.
Тема 8. Формирование цен в условиях рынка.
План.
Введение.
Глава 1. Цена как экономическая категория.
Глава 2. Условия и особенности рыночного ценообразования.
Глава 3. Взаимодействие цены спроса и предложения.
Глава 4. Факторы, влияющие на уровень цен.
Выводы.
Список литературы.
Тема 9. Выбор ценовой стратегии предприятия в условия рынка.
План.
Введение.
Глава 1. Предприятия в условиях рыночного ценообразования.
Глава 2. Особенности и условия рыночного ценообразования.
Глава 3. Основные ценовые стратегии.
Глава 4. Оценка ценовой стратегии предприятия.
Выводы.
Список литературы.
Тема 10. Взаимовлияние цен и финансов.
Тема 11. Взаимозависимость цен и денежного обращения.
Тема 12. Взаимосвязь цен и кредита.
Тема 13. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.
Тема 14. Ценообразование и система страхования.
Планы по темам 1-10 даны в качестве примера и не являются обязательными и могут быть изменены студентом при выборе данной темы
Планы по темам 11-14 составляют сами студенты, исходя из методических указаний по изучению соответствующих разделов курса.
Рефераты по объёму должны быть меньше курсовых работ, а их структура должна быть более простой, а объём меньше, чем у контрольной работы.
2.2. Итоговые вопросы по курсу дисциплины
1. Экономическая природа и роль цены на рынке.
2. Экспертные оценки в прогнозировании цен.
3. Понятие и функции цены - регулятора рынка.
4. Показатели и методы исследования динамики цен.
5. Понятие и функции цены - индикатора рынка.
6. Показатели и методы исследования эластичности цен.
7. Цена как регулятор соотношения спроса и предложения.
8. Метод группировки в статистике цен.
9. Классификация рыночных цен по сферам товарного обслуживания (оптовые, розничные, закупочные, тарифы).
10. Агрегатная форма индекса цен.
II. Классификация цен по формам продаж (контрактные, биржевые, аукционные, выставочные).
12. Принципы сбора ценовой информации.
13. Виды цен по стадиям движения товара. Виды и учет в цене издержек производства и обращения.
14. Показатели и методы исследования колеблемости цен.
15. Классификация цен по степени регулирования.
16. Статистическая оценка инфляции (показатели и методы).
17. Классификация цен по степени устойчивости во времени (твердые, подвижные, скользящие, с последующей фиксацией).
18. Прогнозирование цен на основе экстраполяции.
19. Понятие трансфертных и мировых цен. Цены, используемые в качестве ориентира при заключении сделки (расчетные, справочные, прейскурантные).
20. Методы прогнозирования цен.
21. Виды скидок и наценок.
22. Методы прогнозирования цен.
23. Структура цены, основные элементы промежуточных и конечных цен.
24. Моделирование зависимости цен от социально-экономических факторов.
25. Транспортные расходы, затраты на хранение и налоги в структуре цены. Классификация цен по способу отражения транспортных затрат.
26. Моделирование зависимости цен от социально-экономических факторов.
27. Административное и экономическое регулирование цен: отечественная и зарубежная практика.
28. Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы.
29. Политика сочетания регулируемых и свободных рыночных цен; отечественный и зарубежный опыт.
30. Статистическая оценка инфляции (показатели и методы).
31. Рыночное ценообразование в условиях плановой экономики. Реформирование отечественной системы ценообразования при переходе к рынку.
32. Инфляция: понятие, причины и пути преодоления.
33. Ценовая политика предприятия в условиях рынка.
34. Особенности статистического изучения цен на продукцию массового (общественного) питания.
35. Влияние изменений экономической и конкурентной среды на стратегическую роль цены.
36. Агрегатная форма индекса цен.
37. Этапы маркетингового ценообразования.
38. Особенности расчета индекса средних цен.
39. Производственные факторы маркетинга ценообразования.
40. Показатели и методы исследования эластичности цен.
41. Спрос как фактор ценообразования (закон спроса, эластичность спроса, фактор дохода и психологического настроя на цену).
42. Показатели и методы исследования структуры цены.
43. Степень конкурентности рынка как фактор ценообразования (конкуренция продавцов и покупателей, перекрестная эластичность цен).
44. Показатели и методы исследования соотношения цен.
45. Характеристики продукта как фактор ценообразования (тип товара, стадия жизненного цикла, качество).
46. Показатели и методы исследования сезонности цен.
47. Участники канала товародвижения как фактор ценообразования (нетто- и брутто-ценообразование).
48. Показатели и методы исследования динамики цен.
49. Государственный контроль как фактор ценообразования (фиксация цен, административное и экономическое регулирование).
50. Показатели и методы исследования колеблемости цен.
51. Стратегическая цель фирмы как фактор ценообразования.
52. Показатели и методы исследования уровня цен.
53. Ценовая стратегия и тактика. Страховые цены.
54. Показатели и методы исследования уровня цен.
55. Стратегии "снятия сливок" и "цены проникновения".
56. Методы моделирования в статистике цен.
57. Стратегии "стабильной цены", "исчерпания", "роста проникающей цены".
58. Индексный метод в статистике цен.
59. Стратегии "преимущественной цены", "следования за лидером".
60. Вариационный метод в статистике цен.
61. Стратегия "дифференциации цен на взаимосвязанные товары".
62. Метод средних в статистике цен.
63. Стратегии "ценовой дискриминации", "ценовых линий".
64. Метод средних в статистике цен.
65. Тактические приемы в маркетинговом ценообразовании.
66. Метод группировки в статистике цен.
67. Затратные методы ценообразования. Применение затратного метода при расчете нижних границ цен.
68. Способы наблюдения за ценами (по степени охвата объектов наблюдения, по периодичности, по основанию для регистрации).
69. Методы ценообразования, ориентированные на спрос.
70. Каналы получения ценовой информации.
71. Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию.
72. Принципы сбора ценовой информации.
73. Синтетические (микс) методы ценообразования.
74. Задачи статистики цен.
Литература