Сообщение архангельского губернатора Н.Д. Голицына в Главное управление по делам печати о наличии в Архангельске театра и цирка
12 января 1890 г.
№ 53
Согласно циркулярному предложению г-на министра внутренних дел по Главному управлению по делам печати от 18 ноября 1868 г. за № 2792 имею честь сообщить, что в Архангельской губернии в одном только губернском городе существует театр, помещающийся в каменном здании, принадлежащем городу, на средства которого и содержится; постоянной труппы артистов при театре нет, но местными любителями драматического искусства изредка даются спектакли исключительно с благотворительною целью; таких спектаклей в минувшем году дано было 8. Затем в минувшее лето приезжал в Архангельск цирк Вагнера, который помещался во временном деревянном балагане, устроенном на площади, и дал 29 представлений; труппа цирка состояла из 10 человек акробатов, 5 музыкантов и 2 конюхов, лошадей было 19. Кроме того, в ярмарочном временном балагане был открыт народный театр крестьянина Федотова, в котором дано было 60 представлений магических, фантастических, спиритических и комических, труппа же состояла из 4 человек. Что же касается артистического достоинства труппы и сценического исполнения ими представлений, то они были более или менее удовлетворительны, судя по тому что как представления в цирке, так и в народном театре посещались известною публикою усердно, как равно и данные в театре любителями драматического искусства спектакли.
В уездных городах театров нет, местными же любителями давались спектакли в общественных собраниях, помещающихся в частных домах
или же в помещениях воинских казарм; в минувшем году такие спектакли давались только в городах Онеге и Шенкурске, также с благотворительною целью.
Подписал губернатор князь Н. Голицын
Скрепил правитель канцелярии А. Попов
Верно: за помощника правителя Н. Баданин.
ГААО. Ф. 2006. On. 1. Д. 28. Л. 96—96 об. Заверенная копия.
№ 157
Сведения о темпах развития лесопиления в Архангельской губернии
За 1885—1894 гг.
1895 г.'
Число | Сумма | ||||
Годы | лесопильных | Число рабочих | производства | ||
заводов | (в руб.) | ||||
2 122 619 | |||||
2 466 861 | |||||
2 448 750 | |||||
2 707 885 | |||||
2 129 985 | |||||
2 082 008 | |||||
2 651566 | |||||
2 944 830 | |||||
4 303 560 | |||||
4 389440 | |||||
Обзор Архангельской | губернии за 1894 | год. Архангельск, | 1895. С. 33. |
№ 158
Сведения о населении Архангельской губернии
по Первой всеобщей переписи Российской империи
1897 г.
1897 г"
Уезды и города в них | Наличное население | |||||||||
м. п. | ж. п. | |||||||||
. | Архангельский г. Архангельск | 30 197 10355 | 30 760 10 527 | 60 957 20 882 | ||||||
2. | Кемский г. Кемь | 16 264 1289 | 19 128 | 35 392 | ||||||
3. | Кольский | |||||||||
г. Кола | ||||||||||
4. | Мезенский | 12 194 | 12 835 | 25 029 | ||||||
г. Мезень | ||||||||||
5. | Онежский | 17 954 | 39 337 | |||||||
г. Онега | ||||||||||
6. | Печорский (с Новой | |||||||||
Землей и островами) | 18 239 | 34 992 | ||||||||
7. | Пинежский | 13 976 | 14 812 | 28 788 | ||||||
г. Пинега | ||||||||||
8. | Холмогорский | 16 632 | 35 991 | |||||||
г. Холмогоры | ||||||||||
9. | Шенкурский | 35 140 | 76 759 | |||||||
г. Шенкурск | ||||||||||
Всего в губернии 163 784 182 752 346 536
в том числе городах 15 838 16 092 31930
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. 1. Архангельская губерния. Тетрадь I. Издание Центрального статистического комитета. 1899. С. 1.
№ 159
Из обзора Архангельской губернии за 1897 год —
о пароходстве на Белом море и Северном Ледовитом океане
1897 г.'
Пароходные сообщения между Архангельском и Беломорскими портами, а также между Архангельском, Мурманским побережьем, Норвегиею, Новою Землею и Печорою поддерживаются пароходами Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, учрежденного в 1875 году. До 1896 года в распоряжении товарищества было только 4 парохода; с развитием торгово-промышленной деятельности вообще на Севере и в частности на Мурмане число этих пароходов оказалось недостаточным, а потому признано необходимым в значительной мере расширить пароходство по Белому морю и Северному океану, которое предоставлено, согласно высочайше утвержденному 15 мая 1895 г. новому уставу, тому же товариществу с значительным увеличением субсидий от правительства. Для выполнения принятых на себя обязательств товарищество приобрело в Англии 7 новых пароходов и содержало в 1897 году срочные товаро-пассажирские рейсы по следующим линиям: 1) по Мурманской линии весною между Екатерининскою гаванью, Вардё в Норвегии и Мурманскими становищами один раз в неделю; 2) по Мурманской линии летом между Архангельском, Колою и Вардё, с заходом в попутные становища и колонии один раз в неделю; 3) по линии Варангерского залива между Екатерининской гаванью, Печенгским монастырем и Вадсё в Норвегии с заходом в попутные становища один раз в неделю; 4) по Онежской линии между Архангельском, Онегою, Кемью и Соловецким монастырем; 5) по Кандалакшской линии между Архангельском, Кемью, Кандалакшею и Кузоменью; 6) по Новоземельской линии два раза в навигацию и 7) по Печорской линии между Архангельском, Мезенью и Печорою три рейса в навигацию.
ГААО. Ф. 6. On. 2. Д. 57. Л. 8—8 об. Копия.
Опубликован: Обзор Архангельской губернии за 1897 год. Архангельск, 1898.
С. 66.
№ 164
Из обзора Архангельской губернии за 1897 год —
об устройстве Вологодско-Архангельской железной дороги'
1898 г.'
В 1895 году приступлено к постройке Вологодско-Архангельской железной дороги; 18 ноября" 1897 года открыто уже движение. Железнодорожная линия кратчайшим путем направляется от г. Вологды прямо на север к Архангельску, почти не отклоняясь от 10-го меридиана. Протяжение главного пути линии составляет 596 верст, а со станционными путями и ветвями к пристаням 648 верст.
На устройство рельсовой колеи пошло свыше 1 700 000 пудов железа, а для устройства земляного полотна произведено около 1 400 000 куб. сажен земляных работ. По линии построено свыше 350 деревянных мостов общим протяжением около семи верст, а также 16 железных мостов, из которых заслуживают особого внимания мосты через реки: Вологду, Сухону и Кубину.
Из 18 станций, построенных на линии, наиболее важными являются конечные — Вологда и Исакогорка; на первой построено каменное пассажирское здание, а на второй — деревянное с каменной централь-ной частью. На некоторых из станций устроена гидравлическая централизация стрелок по системе Бианки и Серветтаса. Водоснабжение большинства станций устроено из живых источников, кроме станций Вологда, Плесецкая и Емца, где пробурены артезианские скважины.
Для приема и переправы грузов и пассажиров устроена на левом берегу реки Северной Двины против г. Архангельска пристань, соединенная со станцией Исакогоркой ветвью, для проведения которой пришлось пересыпать рукав реки Северной Двины обширной дамбой, представляющей одно из крупных земляных сооружений линии. Для характеристики последних следует заметить, что из общего протяжения Архангельской линии свыше 10% составляют глубокие болота, из которых по длине (около 30 верст) замечательны Мошинские, а по глубине и трудностям засыпки болото на Черном ручье. Такие болота по засыпке представляют собою крупные земляные сооружения, большею своею частью скрытые в земле. Засыпка таких болот, заросших озер, укрепление сплывов и оползней, встречающихся вследствие климатических условий и геологического характера пересекаемой местности, в связи с другими препятствиями, обусловленными суровой природой северного края, представляла трудности, которые потребовали усилий еще мало встречавшихся в русской строительной железнодорожной практике.
В настоящее время из всех вышеописанных работ и сооружений нужно считать неоконченной только пристань на левом берегу реки Северной Двины против г. Архангельска.
Пропускная способность дороги рассчитана на 4 пары сквозных поездов в сутки на участке Вологда—Кубина и на 3 пары на участке Кубина—Архангельск. Для удовлетворения этой провозоспособности приобретено 25 шестиосных паровозов системы Маллета, 400 крытых товарных вагонов, 100 платформ, 10 цистерн и 38 пассажирских вагонов.
В период времени с открытия движения и по 1 января 1898 года по Вологодско-Архангельской железной дороге перевезено было: пассажиров — 3635 человек, багажа — 1217 пуд., товара большой скорости 25 152 пуд., товара малой скорости 99 706 пуд.
ГААО. Ф. 6. On. 2. Д. 57. Л. 1—3. Копия. '
Опубликован: Обзор Архангельской губернии за 1897 год. Архангельск, 1898.
С. 61—62.
1 Узкоколейная железнодорожная линия Архангельск—Вологда, один из основных участков Московско-Ярославско-Архангельской (ныне Северной) железной дороги, соединила север с центром России. Строительство дороги началось в 1895 г. и длилось три года. Регулярное движение по ней началось в 1898 г., было перевезено 98 тысяч пассажиров, 1 миллион 644 тысячи пудов грузов малой скорости. В течение всего 1900 г. уже было перевезено свыше 12 миллионов пудов грузов малой скорости. Преобладающее значение имели перевозки хлеба. Узкоколейная линия не обеспечивала необходимой пропускной способности и в течение 1915—1916 гг. была переведена на широкую колею (ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2664; Ф. 6. Оп. 2. Д. 57. Л. 1—3; Зайцев П.Д., Хорова СБ. Железнодорожная линия Архангельск — Вологда // Памятные даты Архангельской области, 1997 год. Архангельск, 1997. С. 52—54; Попов Г. Губернаторы Русского Севера. Архангельск, 2001. С. 253—271).
№ 165
Письмо начальника русской полярной экспедиции Э.В. Толля архангельскому губернатору А.П. Энгельгардту с благодарностью за помощь в организации экспедиции
17 июля 1900 г. Яхта «Заря», Александровск-на-Мурмане
Милостивый государь глубокоуважаемый Александр Платонович!
Позвольте мне от души поблагодарить Вас за оказанное Вами столь существенное содействие при снаряжении вверенной мне экспедиции и просить Вас еще раз принять выражение искреннего сожаления, что по сложившимся обстоятельствам мне не удалось здесь попрощаться с Вами. Благодаря Вашим распоряжениям и отличному их исполнению со стороны исправника Гейденрейха все дела здесь хорошо покончены и я могу сняться с якоря сегодня ночью.
Приключение с зафрахтованной шхуной доказывает, что до сих пор настоящего момента для входа в Карское море не настало. Если шхуна успела сегодня выйти из Архангельска, то мы дойдем единовременно с ней к Югорскому Шару. Там я перегружу лишь столько тонн угля, сколько сожжено до Югорского Шара, и оставлю остальное количество на берегу, смотря по погоде, у мыса Гребени или у Хабарова с тем, чтобы иметь там угольную станцию на тот случай, если льды в Карском море вынудят нас на время вернуться обратно. Но я не решаюсь ввиду трудности и опасности для шхуны, взять ее дальше на буксир. Поэтому я намерен отправить шхуну с Югорского Шара обратно в Архангельск, имея при том возможность сдать таким образом последнюю почту. Шхуну, я покорно прошу, если можно, продать в Архангельске, а полученные за нее деньги выслать в Академию наук. Восточно- и западносибирские собаки, за исключением одной, прибыли в хорошем состоянии. Покорнейше прошу благодарить от моего имени всех лиц в Архангельске, содействовавших этому.
Из казенного склада мы приняли около 80 т угля. Мне пришлось выгрузить и оставить здесь, в обмен на уголь, из заказанной мною в Тромсё сушеной сайды (всего было 1800 пуд.) 100 бунтов, весом около 3 пудов каждый. Это количество рыбы я сдал г-ну Гейденрейху для отправки в Архангельск в надежде, что ее там легче удастся продать, чем здесь. Я платил г-ну Голмбос в Тромсё (счет у г-на Березникова) около 4 крон за пуд. Вырученные за сайду деньги также прошу выслать в Академию наук. Получил сыромятные кожи, а также меховые вещи от Ландмана. Г-ну В.Л. Бианки, секретарю экспедиции, я поручил выслать следующую Ландману сумму.
Прошу Вас принять уверение в совершенной к Вам преданности и уважении и надеюсь, что через 2-3 года буду иметь счастье в Петербурге поблагодарить Вас лично1.
Бар [он] Э. Толль 18/30 июля*
В последнюю минуту перед выходом в море имею честь известить Вас, что по совету исправника 306 п[удов] 12 ф[унтов] рыбы проданы здесь по 1р[ублю] 20 к[оп.] за пуд, вырученная сумма будет отослана Вам исправником.
Бар[он] Э. Толль
Помета: Послали г-ну Бианки счет прихода и расхода денег, объяснив, что окончательный] расчет будет сообщен по возвращении] команды «Забавы» и по..." расчета.
ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2323. Л. 48—49. Автограф.
1 Экспедиция Петербургской академии наук, возглавляемая русским геологом, арктическим исследователем Эдуардом Васильевичем Толлем, была организована с целью отыскания предполагаемой Земли Санникова, а также для исследования Новосибирских островов. Большую помощь в материальном обеспечении экспедиции оказали официальные власти и общественность Архангельской губернии. Более чем за два года работы экспедиции ее участники выполнили комплекс ценных гидрографических, физико-географических, геологических и биологических исследований.
Осенью 1902 г. Э.В. Толль и трое его спутников покинули парусно-моторное судно «Заря» и отправились в кратковременную экспедицию на о. Беннетта. Из-за осложнившейся ледовой обстановки отважные исследователи не смогли вернуться на корабль и остались на острове. В 1903 г. Академия наук отправила на их поиски две партии. В одну из этих партий, возглавляемую лейтенантом А.В. Колчаком (впоследствии адмирал, один из руководителей российской контрреволюции), входили шесть мезенских промышленников. Спасательная экспедиция в августе 1903 г. с большим трудом добралась до о. Беннетга и обнаружила на нем хижину, построенную Э.В. Толлем и его спутниками, а также ценные коллекции, карты, документы. Из последней записки Э. Толля выяснилось, что он и его товарищи в ноябре отправились на юг и, видимо, все погибли в пути (ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2323. Л. 93—98; Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. Очерки по истории исследования. М.—Л., 1948. С. 270—274; Поморская энциклопедия. Т. 1: История Архангельского Севера / Гл. ред. В.Н. Булатов; сост. А.А. Куратов. Архангельск, 2001. С. 406—407).
№ 155