Инфляция, как ценообразующий фактор
Инфляция – устойчивый рост цен, приводящий у обесценению денег.
Причины инфляции:
-наличие избыточного спроса, при полной занятости, который оказывает повышающее давление на цены;
-увеличение стоимости факторов производства, которое подталкивает цены вверх.
Антиинфляционные меры:
*оздоровление финн. Системы
*сдерживание выдачи банками льготных кредитов
*проведение политики регулирования цен и з/п
*ликвидация диспропорцией в нац.эк-ке
Система показателей для адекватной оценки уровня инфляции:
*Индекс потребительских цен (ИПЦ) – оценивает уровень инфляции на потребительском рынке ИПЦ позволяет установить на ск-ко выросла за рассматриваемый период ст-ть потребительской корзины.
*Дефлятор – оценивает степень инфляции по всей совокупности благ производимых и потребляемых в гос-ве.
*Норма инфляции (умеренная, голопируемая, гипер-инфляция) –
, где
Ipt, Ipt-1 – индексы цен смежных периодов.
*Кроме основных показателей инфляции статистика рассчитывает показатели, характеризующие уровни инфляции в отдельных секторах эк-ки
*Общий размер инфляции прямопропорционален росту денежной массы увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы. MV=PQ
15.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.
Эластичность спроса по цене – отностительное изменение спроса на товар вызванное изменением цены на него.
/ ,
IЭI > 1 – эластичный спрос
IЭI < 1 – неэластичный спрос
IЭI = 1 – единичная, пропорциональная
Эластичность спроса по доходу- показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. А Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей.
- Нормальное (полноценное) благо Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.
- Предмет роскоши, Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход. - Товар первой необходимости, Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход.
- Неполноценное (низшее) благо, Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.
- Нейтральное благо, Нет прямой зависимости между потребление этого блага и изменением дохода.
Перекрёстная эластичность спроса-Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар..
- Товары субституты (взаимозаменяемые), Потребители могут заменить потребление товара A на потребление товара B. (две марки стирального порошка. )
- Комплементарные блага (взаимодополняющие), Потребители не могут изменить потребления товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. ( ноутбуки и комплектующие к ним.)
- Независимые друг от друга товары, Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.