Анализ экономических рисков
Италия
1. Территориальные риски.
Территория: страна обшей площадью 301 тыс. кв. км расположена на Апеннинском полуострове. От любой точки на территории страны не более 230 км до морского побережья. Гористая и холмистая местность занимает 77% ее территории. Принято выделять три крупных географических района: Север, Центр и Юг (им называют шесть областей южной оконечности Апеннинского полуострова и острова Сицилия и Сардиния).
Италия расположена на двух тектонических плитах, что ставит ее под угрозу землетрясения. На севере Италии и в центральной части -происходят землетрясения, которые не вспарывают земную поверхность» а связаны с разломами, скрытых под поверхностным ландшафтом.
В апреле 2009года произошло последнее из землетрясений. Подземные толчки ощущались и в Риме.
Сила толчков в эпицентре составила 5,7 балла по шкале Рихтера, сообщили в Национальном институте геофизики и вулканологии. Погибло около 300-т человек
В Италии проснулся Этна В субботу. 14 марта, на острове Сицилия проснулся вулкан Этна - крупнейший действующий вулкан Европы. Специалисты Национального института геофизики и вулканологии города Катания. Италия, зарегистрировали пять подземных толчком и всплески лавы в восточном кратере вулкана.
При этом, к угрозы активизации другого вулкана - Везувия - в настоящий момент нет. считает профессор Джанфилиппо Де Астис. "Землетрясения в центральной Италии вызваны тектоническими сдвигами земной коры. Их эпицентр находится далеко от Везувия, поэтому маловероятно, практически невозможно, что эти явления смогут сказаться на его поведении",
2.Транспортные риски.
Транспорт и связь обеспечивают 7,9% ВВП (2005 г.). Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автотранспорт, доля которого в перевозках грузов возросла с 52% в 1970 г. до 68,4% в 1998 г. В то же время удельный вес железнодорожных и морских перевозок сократился соответственно до 11,4% и 20,2%. Самым крупным из 144 итальянских морских портов является Генуя. В 2000 г. на 1000 жителей в Италии приходилось 451 обычных телефонов, 355 мобильных телефонов, 483 телевизора, 173 персональных компьютера. В конце 1999 г. численность абонентов сети Интернет составила 4,7 млн.
Сеть автомобильных и железных дорог в Италии развита очень хорошо. Протяженность железнодорожных линий составляет около 35,5 тыс. км (2/3 из них электрифицированы), а автомобильных - около 303 518 км, что позволяет стране занимать твердое 16-е место в мире по этому показателю. Причем в связи с тем, что Апеннинский полуостров вытянут с севера на юг, сеть автомобильных (как впрочем и железных) дорог растягивается в основном в меридиональном направлении. Большая часть автомобильных дорог при этом располагается на севере Италии, на юге же плотность дорожной сети гораздо меньше. А вот коммуникаций широтной направленности явно не достаточно.
Исключением является только Паданская равнина, где сеть транспортная сеть исключительно плотная во всех направлениях.
Роль автомобильного транспорта в Италии чрезвычайно велика - это 80% всех местных сухопутных перевозок грузов и 90% пассажирских. Строительство как автомобильных, так и железных дорог в Италии сталкивается с проблемой чрезвычайной изрезанности местности горами и холмами. Дабы не огибать все эти препятствия и тем самым не увеличивать протяженность пути, многие автомобильные и железнодорожные линии здесь пролегают на крутых склонах гор. С этой же целью построено множество тоннелей и мостов, что удорожает стоимость их эксплуатации. Это, в свою очередь, отражается на достаточно большом налоге за право проезда по той или иной дороге.
3.Отраслевые риски
Непосредственно и Италии Концерн FIAT выпускает самые разнообразные мини-фургоны на шасси серийных легковых автомобилей. Для этого теперь используется практически весь модельный ряд - машины с 3- и 5-дверным и кузовами, грузопассажирские версии и мини-вэны моделей Seicento, Panda, Idea, Punto, Grande Punto, Stilo, Multipla и Ulysse. У таких автомобилей емкость грузового отсека составляет от 0,27 до 2,95м3.
На бразильском заводе FIAT собирается переднеприводный пикап FIAT Strada. Основные центры автомобилестроения в Италии - Барселона. Мадрид. Автомобили производятся такими фирмами как марки Ferrari и Maserati , «Фиат», «Альфа Ромео» "Ланча" (FIAT Auto S. р. А.) - итальянская фирма, специализирующаяся на выпуске автомобилей. ЕМВО, Италия RНIВО, Италия ЕURО SТАМР, RНIВО, Италия
В 2009 году производство автомобилей в Италии снизится до уровня 60х годов прошлого века.
По прогнозам ассоциации итальянских автопроизводителей (АNFIА) в 2009 году объемы производства сократятся на 28% по сравнению с прошлым годом и составят 650000 автомобилей против 910860 в 2008 году. В последний раз в Италии было произведено менее 700000 автомобилей в далеком 1961 году, когда было построено 693695 автомашин. Следует учитывать, что речь идет не об автомобилях, торговыми марками которых владеют итальянские концерны, а именно о машинах произведенных внутри страны. Многие популярные и хорошо продаваемые модели построены на заводах находящихся та территории других государств. Например, Fiat Panda собирается в Польше
4.Политические риски.
РИМ, 26 янв 2009г. Шестьдесят тысяч работников итальянской автопромышленности могут остаться без работы, заявил в понедельник журналистам полномочный управляющий крупнейшего в стране автоконцерна Fiat Серджо Маркионне.
"Вполне реален риск того, что 60 тысяч работников отрасли автомобилестроения в Италии останутся дома, если не вмешается правительство", - сказал он. комментируя информацию об обеспокоенности профсоюзов ситуацией, складывающейся в этой области промышленности.
Ранее Маркионне уже обращал внимание на кризис в автопроизводстве и заявлял, что в этом смысле 2009 год станет одним из самых тяжелых.
По его словам, 2008 год не был простым, а кризис, который, как полагали вначале, коснется лишь финансового сектора, затронул реальную экономику по всему миру. Население Италии (по оценке на 1998 год) составляет около 58 млн. человек, из них 94% итальянцы, а также немцы, словенцы, албанцы, греки, французы.
Забастовка общественного транспорта и железнодорожников проходит в Италиию
Общенациональная 24-часовая забастовка общественного транспорта и железнодорожников началась накануне в Италии, сообщает ИТАР-ТАСС. С 21:00 часов 23:00 и до 21:00 понедельника не движутся автобусы, трамваи и метро в крупнейших итальянских городах, а также железнодорожные поезда.
В организации этой акции протеста приняли участие целый ряд профсоюзов отрасли в знак протеста против введения единого трудового контракта для разных категорий служащих железных дорог и общественного транспорта. Ныне действующие контракты истекают 31 декабря. Профсоюзы предложили свои поправки к новой системе заключения трудовых контрактов, однако соглашение с властями так и не было достигнуто, несмотря на две национальные забастовки, прошедшие 9 мая и 7 июля этого года. Несмотря на мощную мобилизацию гарантированы осуществление маршрутов поездов дальнего следования, минимальное функционирование городского транспорта в часы пик и сообщение с аэропортами. Тем не менее, забастовка транспортников грозит хаосом и создает серьезные сложности, особенно для автомобилистов, которых будет больше, чем обычно.
5.Культурные риски.
Язык-Итальянский (государственный). Английский, французский и немецкий понимают почти во всем бизнесе, связанном с туризмом. Русский язык понимают торговцы сувениров
Итальянская кухня признана не только одной из лучших в мире, но и одной из самых модных в настоящее время. Она использует самые разнообразные продукты питания, овощи, рыбу, продукты моря, говядину и нежирную свинину, птицу, фрукты и ягоды, сыр. бобовые, рис.
Для приготовления блюд итальянские кулинары употребляют много разнообразных специй и приправ. Причем они предпочитают продукты не варить, а тушить в собственном соку или с добавлением оливкового масла и вина, чтобы как можно лучше передать аромат и специфический вкус того или иного продукта.
Излюбленные ингредиенты итальянских блюд - чеснок, мускатный орех и каперсы; оливки и орехи придают восхитительный привкус многим кушаньям.
К большому удивлению туристов, пицца не является главным блюдом национальной кухни и пользуется популярностью главным образом у туристов.
Февраль - месяц карнавалов, которые проходят почти в каждом городе. Самые знаменитые - в Венеции и Виареджо.
Для карнавального бала маски делают из папье-маше, хотя настоящая венецианская маска сделана из обработанной специальным образом тонкой кожи. Таких в уличных лавках сейчас не найдешь. В Венеции есть всего несколько мастеров, которые изготавливают маски по старинным рецептам, они считаются произведением искусства и стоят очень дорого. Маску и костюм для бала можно арендовать, обойдется это от 50 до 250 тысяч лир. Если же вы пожелаете сделать костюм на заказ, то верхнего предела стоимости наряда просто не существует.
Венецианский карнавал масок - самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сома жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы. Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Словно яркий луч солнца врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.
6.Производственные риски.
В 2008 году уровень безработицы составил 7% , превысив уровень безработицы 2007 года, составлявший 6,4%
Уровень безработицы в Италии продолжает расти: в первом триместре количество безработных составило 7,1 %.
На Юге Италии положение хуже всего: уровень благосостояния - один из самых низких, в первом триместре уровень безработицы достиг 13%, что в 3 раза больше уровня безработных на Севере (4%), и в два раза превышает уровень безработицы в центральной Италии (6,1%). На Юге Италии среди безработных в основном женщины. В то же время выросло и количество ищущих работу: в первом триместре число мужчин, ищущих работу, увеличилось на 7.5%. число женщин, отправившихся искать работу, увеличилось на 16,8% - в основном поисками работы занимается Юг Италии. Средняя заработная плата эмигранта — 856 евро в месяц, что на 26.9% ниже средней заработной платы гражданина Италии.
Итальянская компания DR Motor приступила к сборке внедорожников Chery Tiggo 3 из машинокомплектов, поставляемых из Китая.
Германо-американский гигант DaimlerChrysler производит автомобили Chrysler, Dodge, Jeep, Maybach, Mercedes-Benz. Lamborghini (Италия)
7.Комерческие риски
Италия вышла в лидеры среди европейских стран по числу легковых четырехколесных автомобилей на душу населения, сообщает ИТАР-ТАСС. Как свидетельствует статистика, на каждые 100 жителей Апеннинского полуострова приходятся в среднем по 60 автомобилей. Эти данные, обнародованные сегодня информационным агентством АНСА. получены в результате исследования, проведенного итальянской национальной Ассоциацией транспорта. Подсчеты показали, что первое место по числу машин в стране принадлежит столичной области Лацио (69 автомобилей на каждую сотню жителей). Напомним, что в Украине еще сражаются за показатель 150 авто на 1000 жителей (или 15 на 100 человек), поэтому нашему авторынку еще есть куда расти. Показательно, что при такой концентрации в Италии не наступил транспортный коллапс. Государство на юге Европы. На севере граничит со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км), на востоке - со Словенией (232 км), на северо-западе - с Францией (488 км). Средний доход гражданина Италии составляет 18.324 евро в год, Падение продаж авто в Европе продолжается вот уже 2 месяцев подряд. Однако в марте европейцы купили в полтора раза больше новых автомобилей, чем в феврале 2009 года. И хотя в марте продажи также снизились, однако падение существенно замедлилось. В январе падение составило 27%, в феврале - 18,3%, а в марте - всего 9% (по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА). В марте положительную динамику продаж удалось показать шести европейским странам. Среди них крупнейшие рынки Европы – Италия Для стимулирования спроса на автомобили каждому покупателю, которые обменяют свои старые машины с высоким уровнем выбросов вредных веществ на новые, не загрязняющие экологии.
Законодательство Италии предоставляет особый режим предпринимательской деятельности ряду таможенных зон, наиболее крупной из которых является зона свободного порта г. Триеста.
Последней предоставляются следующие основные преимущества для обращения товаров и предпринимательской деятельности:
- ввоз в зону свободного порта товаров, поступающих морским путем, независимо от пункта назначения, происхождения и рода товара (за исключением случаев применения норм санитарного характера или соблюдения требований безопасности) не сопровождается оплатой пошлин или иных сборов, за исключением случаев платы за предоставленные услуги;
- владелец товара не ограничен во времени подачи документов для его таможенного оформления в случае дальнейшего перемещения товара как в виде транзита для отправки в третьи страны, так и импорта на рынок ЕС;
- товары, поступающие в зону свободного порта наземным транспортом для последующего вывоза с территории ЕС, считаются экспортированными в момент ввоза, вследствие чего могут отгружаться в любое время (за исключением случаев передачи товаров по требованию владельца на складское хранение при необходимости получения особых налоговых льгот);
- при импорте товаров на рынок ЕС через свободный порт Триеста владельцы товаров получают право на рассрочку оплаты таможенных пошлин и налогов (налог на доходы, НДС и пр.) максимальным сроком до 180 дней с взиманием за это процентных платежей по особо низкой ставке, периодически устанавливаемой Минфином Италии.
Анализ экономических рисков
Польша
1. Территориальные риски;
Площадь - 312 680 кв. км. Большую часть Польши занимают обширные открытые равнины с невысокими холмами, которые простираются о запада на восток. На крайнем юге страны находятся лесистые горы. Северная Польша - это край бесчисленных озер и торфяных болот. Высшая точка пик Риси (2 499 м.) На западе Польша граничит с Германией, на северо-востоке с Литвой, восточная граница является общей с Белоруссией, а юго-восточная с Украиной, на юго-западе - Чехия. Северная часть суши омывается Балтийским морем. Через территорию проходят две крупных водных артерии реки Висла и Орда.
2. Транспортные риски:
В Польше на грузовые автомобили приходилось 50% всего грузооборота, на железные дороги - 38%, остальное - на морской и речной транспорт. За 2008 было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом - 96 млн., трубопроводным - 34 млн., морским - 24 млн., речным - 8 млн. т. Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров, столько же железнодорожный транспорт. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с 27% в 1985 до 40% 2007. К концу 2007 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля.
Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, до 200 судов. Порты в Гданьске и Гдыне обрабатывают около 56% всех морских грузов, а в Щецине - большую часть остальных.
3. Отраслевые писки:
Согласно исследованиям 2006г. вход на рынок автомобилестроения достаточно легок, возможно это благодаря созданию единой международной информационной системы IMDS. в которую вошел польский автопром и еще более 20 представителей мирового автопрома, но следует заметить, что уровень конкуренции очень большей и выдержать его крайне сложно. Следует также учесть, что они уже достаточно давно на рынке автомобилестроения.
4. Политические риски;
Форма правления Польши - многопартийная республика. В настоящее время наблюдается нестабильность в секторе экономике, но впрочем как и по всему миру. Происходит различные колебания, так что данное время не лучшее для открытия своих представительств наверное в большинстве стран мира. Но ели взять время с 1991 года, то наблюдается поддержка правительства в сфере автомобилестроения, разработан Закон о иностранных инвесторах, а также Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый и марте 1996, снял ограничения ни иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. долл., в первой половине 2005- 5 млрд. долл. С 1990 до июля 2005 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. долл. - самая большая сумма прямых иностранных капиталовложений среди всех стран Восточной Европы.
5. Культурные риски:
Государственным языком Польши является польский. Поляки славянский народ со своими правилами, требующие уважения к своим традициям. Большинство населения считает, что иностранцы должны им тоже следовать, так как находятся на их территории. Основная религия - христианство. Денежная единица - польский злотый, доллар является легко конвертируемой валютой в стране. ПОЛЯКИ легко идут на контакт. Социальные исследования показали, что являются легко обучаемой нацией. Доля населения, знающего английский язык достаточно высокая по стране.
6. Производственные риски:
Нередко до 2002г. иностранные инвесторы испытывали значительные трудности из-за недостатка рабочей силы, обладающей необходимым уровнем подготовки и опыта. В особенности остро ощущается нехватка на местом рынке труда специалиста но новейшим технологиями. В результате, иностранным работодателям приходилось инвестировать также в подготовку кадров и/или импорт квалифицированного персонала из-за границы. I lo на сегодняшний день Автомобилестроение является одной из наиболее развитых отраслей экономики ПНР. Число занятых на 650 предприятиях равняется примерно 150 тыс., а их совокупный оборот в 2008 г. достиг 80 млрд. зл. (21 млрд. евро). На долю автомобилестроения приходится примерно 7% прямых инвестиций в ПНР.
Абсентизм и недостаточная мотивация - результат нехватки рабочей силы в 70-х и в начале 80-х годов, заметно ослабевают перед лицом растущей безработицы. Снятие ограничений на размеры заработной платы на предприятиях с иностранным капиталом и более высокая заработная плата на этих предприятиях заметно повышают их привлекательность для потенциальных работников.
Вознаграждение работника в основном состоит из ежемесячной заработной платы, выплачиваемой в злотых. Также возможны натуральные выплаты, а кроме того - доплаты за использование собственного транспорта, на питание, медицинское обслуживание и т.п. Условия работы могут быть оговорены в контракте, который должен соответствовать законодательству о труде, контракт должен быть составлен в письменной форме и содержать следующую информацию: описание рабочих обязанностей, должность, дату начала трудовой деятельности, размеры заработной платы и срок действия контракта.
Контракты могут заключаться как на определенный период времени, так и на неопределенный период. Контракт может также включать условие о 3-месячном испытательном сроке.
7. Коммерческие риски:
Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с 27% в 1985 до 40% 2005. В 2005 г. их продажи на польском рынке равнялись 235,5 тыс. ед., что примерно на 26% меньше, чем в предыдущем году. Особенно быстро падал спрос на автомобили малого и среднего класса, однако к концу 2007 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля.
Согласно оценке, в 2009 г. продажи автомобилей в Польше впервые с 1999 г. вырастут на 8,5% и достигнут 255 тыс. ед.
Снижение спроса на новые автомобили в Польше обусловлено, во-первых, высоким уровнем продаж подержанных машин (в 2005г. - почти 871 тыс. ед.). Во-вторых, это ухудшившиеся условия списания корпоративного автопарка и, наконец, в-третьих, высокие цены на новые автомобили, которые в Польше почти равны ценам в ФРГ.
В 2005 г. продажи более крупных автомобилей (oberen Marktsegment) выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом; это, прежде всего, касается машин "BMW" и "DaimlerChrysler". В январе - июне 2006 г. спрос на автомобили "Mercedes" класса "S" в Польше находился на таком же высоком уровне, как и в предыдущем году.
В 2005 - 2006 гг. фирменная структура продаж легковых автомобилей иностранных компаний в Польше характеризовалась следующими данными (I - 2005 г., II и III - январь - октябрь 2005 г. и 2006 г.; ед.):
Польша соседствует с на западе с Германией, на северо-востоке с Литвой, восточная граница является общей с Белоруссией, а юго-восточная с Украиной, на юго-западе -Чехия. Также у страны есть выход к морю, что является положительным показателем для транспортировку и сообщения между станами.
Порядок стран-экспортеров такой: Германия (34,6%), Россия (6,8%), Италия (5,3%), Нидерланды (4,8%), Франция (4,4%) и Великобритания (3,8%).
В 2005 г. объем экспорта Польши составил 27,2 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта - 38,9 млрд. долл. В
1998 стоимость экспорта превысила стоимость импорта.
В Польше в прошлом году было изготовлено 869.536 легковых автомобилей и мини-грузовиков, что на 21,6 процента больше, чем в 2006 году. Институт "Samar" исследующий развитие автомобильной отрасли и ситуацию на автомобильном рынке Польши, утверждает, что это - лучший результат польского автомобилестроения за последние годы.
Наибольший в Польше производитель легковых автомобилей - фирма "Fiat Auto Poland". В 2007 году с конвейера в городе Тихи сошло 346177 машин, что на 22,9 процента больше, чем в предыдущем году. Изделия этого предприятия составляют 50,75 процента продажи на польском автомобильном рынке. Поляки охотно покупают изготовленные в их стране "Фиат-Панда" (71,4 процента объемов производства) и недавно запущенный в производство "Фиат-500" (19 процентов).
Второй по объемам производства легковых автомобилей в Польше является фирма "Opel Polska", которая на заводе в Гливицах изготовила в прошлом году 187.265 машин. Однако наибольшие темпы роста в 2007 году записаны на "FSO" - Варшавском заводе легковых автомобилей, владельцем которого является украинский концерн "АвтоЗаЗ". На "FSO" изготовили 153.310 машин, что означает рост объемов производства но сравнению с 2006 годом на 201,5 процента. Автомобили "Ланос", которые изготавливает это предпрятие, обеспечивают более 20 процентов продаж на польском рынке легковых автомобилей.
В текущем десятилетии структура выпуска автотранспортных средств в Польше характеризуется следующими данными (ед.):
Ведущие позиции в польском автомобилестроении занимают компании "Fiat Auto Poland", "Volkswagen", "General Motors (Opel)" и "FSO".В ближайшей перспективе в Польше начнется выпуск машин "Ford Ka", "Seal Inca" ("Volkswagen") и "Chevrolet A veo".
В автомобилестроении Польши сейчас реализуется ряд инвестиционных проектов. Наиболее крупные из этих проектов включают сооружение предприятия "Bridgestone" по выпуску шин (необходимые инвестиции - 200 млн. евро, 759 занятых) в особой экономической зоне Pomorska, предприятие "Toyota' (145 млн. евро) в особой экономической зоне Walbrzyska, а также завод "MAN Nut/fahrzcuege" (90 - 100 млн. евро) по выпуску шасси и комплектующих для автобусов. Продукция автомобилестроения ПНР в значительной степени предназначается для экспортных поставок. Их общая сумма в 2006г равнялась примерно 14 млрд. евро, причем около 30% продукции поставляется в ФРГ.
Почти 97 процентов выпущенных в Польше автомобилей отправлено на экспорт.
Великобритания
Территориальные риски
Географическое положение:
Государство расположено на северо-западе Европы, на Британских островах (острове Великобритания, северной части острова Ирландия). На острове Великобритания находятся Англия, Шотландия и Уэльс. Северная Ирландия расположена в северной части острова Ирландия. На севере государство граничит с Ирландией, на западе омывается Атлантическим океаном, на востоке — Северным морем, на юго-востоке — проливом Ла-Манш, отделяющим остров Великобритания от Европейского континента. Общая площадь территории страны 244 100 км2 (площадь суши — 241 590 км2), включая Шотландские острова.
Транспортные риски
Великобритании имеет разветвлённую сеть автомагистралей, железных дорог, морских и внутренних судоходных маршрутов, а также авиационных трасс. Транспортные услуги составляют около 8% ВПП Соединённого Королевства. В их предоставлении, включая смежные отрасли, занято около 1,4 млн. чел.
Правительство Великобритании считает транспортную инфраструктуру стратегически важным сектором экономики страны, последовательно реализуя долгосрочную программу её развития («Future of Transport» White Paper) на период до 2011 г. Общая стоимость программы оценивается в 180 млрд.ф.ст. (50 млрд.ф.ст. планируется привлечь от частных инвесторов).
Железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог состоит из двух независимых частей, расположенных в Великобритании (16,2 тыс.км) и Северной Ирландии (0,3 тыс.км). Первая с 1994 г. соединена с ж/д сетью континентальной Европы через туннель, проложенный под Ла-Маншем (Channel Tunnel). В Лондоне и некоторых крупных городах хорошо развиты внутригородские сети железных дорог.
Железные дороги Великобритании считаются самыми старыми в мире. В стране имеется пять основных скоростных магистралей (West Coast, East Coast, Midland, Great Western и Great Eastern), расходящихся лучами из Лондона и соединённых с региональными ж/д ветками.
Автомобильный транспорт. Высокоразвитая автодорожная сеть Великобритании делает автомобильный транспорт наиболее популярным средством передвижения.
Главные радиальные автотрассы (общая протяжённость более 50 тыс.км) и скоростные автострады (более 3,5 тыс.км) соединяют основные административные центры (Лондон, Эдинбург, Белфаст) и пролегают через крупные индустриальные города страны (Ливерпуль, Бирмингем, Лидс, Манчестер и др). Кроме того, в Соединённом Королевстве существует около 400 тыс.км автомобильных дорог национального и местного значения, которые интегрированы в сеть основных автомагистралей.
Авиационный транспорт. Авиационные транспортные услуги Великобритании включают в себя коммерческую перевозку пассажиров и грузов как внутри страны, так и за рубежом.
Крупнейшим аэропортом в стране является Хитроу (третий в мире по количеству пассажиров), через пять терминалов которого проходит более 67 млн. авиапассажиров в год. Грузовой терминал аэропорта принимает ежедневно самолёты 20 авиаперевозчиков, наиболее крупным из которых является «DHL Express Worldwide».
Вторым по величине аэропортом в стране остаётся Гатвик (8 место в мире по загруженности). При наличии одной взлётно-посадочной полосы он ежегодно обслуживает 34 млн. авиапассажиров.
Другими важными аэропортами в Великобритании являются Международный аэропорт в Кардиффе (Cardiff International Airport), Уэльс, Аэропорт Эдинбурга (Edinburgh Airport) в Шотландии и Международный аэропорт Белфаста (Belfast International Airport) в Северной Ирландии.
Наиболее крупным британским оператором аэропортов является компания«Вritish Airport Authority (BAA), основным активом которого является аэропорт Хитроу.
Авиатранспорт остаётся наиболее популярным средством передвижения для путешествий из/в Великобританию — услуги авиалиний при международных переездах используют почти 80% британцев и 74% приезжих из за рубежа.
Более половины авиапассажирских перевозок в Соединённом Королевстве осуществляется 40 британскими авиакомпаниями. Наиболее крупные - «British Airways» (ВА) «easyJet» и «Virgin Atlantic». На ВА приходится более 60% грузовых перевозок, выполняемых британскими авиалиниями.
Морской транспорт. Внутренние водные пути в стране составляют порядка 5 тыс.км. В инфраструктуру отрасли входит более 70 морских и 200 речных торговых портов.
Почти 95% (по физическому объёму) или 75% (стоимостного объёма) грузов попадает в Соединённое Королевство морским путём. Основными портами (по приёму и обработке груза) являются Гримсби и Имминхэм, Лондон и Саутгемптон.
Также через порты Соединённого Королевства осуществляют навигацию 446 судов, зарегистрированных в других государствах, и 202 судна под зарубежными флагами, но зарегистрированные в Великобритании (2005 CIA estimate).
Паромное судоходство выполняется с близлежащими государствами такими, как Франция, Республика Ирландия, Бельгия, Нидерланды, Испания и Норвегия. Морские паромы выполняют рейсы и внутри страны, соединяя Англию и Шотландию с Северной Ирландией и островом Мэн, Саутгемптон с островом Уайт, а также другие менее значимые маршруты. Круизные поездки выполняются из Соединённого Королевства по всему миру, большей частью в порты Средиземного моря и Карибского региона.
Политические риски
Политическое устройство:
Великобритания — член ООН, ЕС, НАТО, Британского Содружества наций. Великобритания — парламентарная монархия. Глава государства — король (королева). Монарх санкционирует законопроекты, пользуется правом помилования, жалует титулы и звания, однако обладает лишь номинальной властью. Высший орган законодательной власти — парламент, состоящий из палаты общин (630 депутатов) и палаты лордов (1000 светских и духовных пэров). Высший орган исполнительной власти — кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. В административном отношении Великобритания состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций): Англия (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большой Лондон), Уэльс (8 графств), Шотландия (9 районов и 3 островных территории), Северная Ирландия (26 округов). Особый режим установлен для острова Мэн и Нормандских островов. Зависимые территории Великобритании: Англия, Бермуды, Британские территории Индийского океана, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские острова, Гибралтар, Джерси, Гернси, остров Мэн, Монтсерат, острова Питкерна, остров Святой Елены, острова Южная Джорджия и Южные Сандвичевы острова, острова Терке и Кайкос. Зависимыми территориями до сих пор именовались заморские владения Великобритании; не являясь полностью самостоятельными государствами, они обладают значительной степенью самоуправления, включая собственные законодательные собрания. Столица — Лондон (9,1 млн. чел.). Крупные города: Бирмингем (2,4 млн. чел.), Манчестер (2,1 млн. чел.), Глазго (1,5 млн. чел.), Ливерпуль (1,5 млн. чел.), Лидс (1,3 млн. чел.), Шеффилд (1,2 млн. чел.), Ньюкасл (1 млн. чел.), Эдинбург (700 тыс чел,), Белфаст (550 тыс. чел.), Кардифф (400 тыс. чел.). Главные порты страны: Абердин, Белфаст, Бристоль, Кардифф, Дувр, Глазго, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Плимут, Саутгемптон. Главные политические партии: Консервативная партия. Лейбористская партия, Партия либеральных демократов, Шотландская национальная партия.
Культурные риски
Население:
Численность населения 60 000 тыс. чел. (2001 г.). Средняя плотность — около 242 чел. на 1 км2. Этнический состав: англичане — 78%, шотландцы — 9%, ирландцы — 5%, валлийцы (уэльсцы) — 1,5%. Официальный язык — английский.
Религия: Около 87% верующих - христиане. Подавляющее большинство (57%) населения принадлежит к англиканской церкви, распространена также католическая церковь. Англичане чрезвычайно толерантны к людям других вероисповеданий и убеждений.
Кухня: Для английской кухни характерно достаточно консервативное приготовление пищи практически без использования соусов и острых специй. Очень популярны рыбные и овощные блюда, а также жареное в различном виде мясо. Национальный напиток - чай, его пьют обычно с молоком и сахаром. Несколько отличаются от английской валлийская (уэльская) и шотландские кухни - более "яркие" и пряные. Очень рекомендуется попробовать бараньи отбивные с соусом из лимона, кориандра, йогурта и мяты, знаменитые британские стейки и бифштексы, разнообразнейшую копченую рыбу, горячие оладьи с маслом и сдобные лепешки и, конечно, бессчетное количество видов пудингов. Особенно хороши кексы, бисквиты, печенья и шафранные булочки.
Спиртные напитки также достаточно традиционны - пиво, виски и джин всех видов, а также знаменитые эль и сидр.
Дороги и правила вождения: Великобритания - страна с левосторонним движением. Сеть автомобильных дорог отличного качества покрывает всю территорию страны. Использование ремней безопасности обязательно для всех сидящих в машине. Ограничение скорости вне населенных пунктов - 60-100 км/час, в населенных пунктах - 40-60 км/час, на скоростных шоссе -100-120 км/час.
Правила вождения автомобилей в Великобритании очень жесткие. Полисмен вправе на месте выписать штраф в размере до 30 фунтов за курение в салоне, громкую музыку, разглядывание карты, смену компакт-дисков в проигрывателе, прием пищи, распитие прохладительных напитков, агрессивное поведение в отношении пассажиров и так далее. Санкции за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии (выше 0,5 промилле) весьма жесткие.
На территории Великобритании введены также штрафы за пользование мобильным телефоном во время управления автомобилем. Нарушителям грозит штраф в размере 30 фунтов стерлингов. Спорить с полисменом или доказывать свою правоту не только бессмысленно, но и опасно -размер наказания в таком случае может быть резко увеличен.
Образование: В Великобритании насчитывается более 3000 учебных заведений, принимающих иностранных студентов. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования - государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения).
Дошкольное образование можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Часто родители отдают детей в ясли в возрасте 3-4 лет. В частных школах в подготовительные (или начальные) классы принимают детей с 5 лет. Иностранные учащиеся поступают в школу с 7 лет (чаще всего - в школу-пансион), а в возрасте 11-13 лет сразу переводятся в средние классы той же частной школы.
Все государственные и частные школы Великобритании учат детей по меньшей мере до 16 лет и готовят их к получению общего свидетельства о среднем образовании. В 16 лет учащиеся могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. Иностранные студенты часто начинают свое образование в Англии именно с A-levels. Высшее образование (higher education) включает в себя программы по получению степени бакалавра, последипломные программы и степень MBА. Лучшие университеты: University of Cambridge, University of Oxford, London Business School, City University.
Производственные риски
Изменения в импорте прежде всего связаны с увеличением доли машин и оборудования. Рост импорта машин связан не только со снижением конкурентоспособности британских изделий, но и с углублением специализации, которая в свою очередь способствует росту ввоза машин и оборудования.
В географическом отношении во внешней торговле продолжилась тенденция повышения доли промышленно развитых стран и снижение доли развивающихся стран. Доля промышленно развитых стран в британском экспорте поднялась с 73% в 1970 г. до 82% в 1992 г. Членство Великобритании в Общем рынке оказало значительное влияние на направление товарных потоков. Примерно 60% всех экспортных поставок идет в страны ЕС (1972 г. - 33%), где ведущими импортерами выступают ФРГ (15%), Франция, Нидерланды. Среди других западных стран крупнейшим экспортным рынком британских компаний выступают США, куда идет свыше 10% экспорта.
Снижение удельного веса развивающихся стран в экспорте отмечалось по всем основным товарным группам. На их долю приходится 17% экспортной торговли. Крупнейшими торговыми партнерами выступают Саудовская Аравия, Индия, Гонконг.