Анализ экономических рисков. Территориальные риски

Индия

Территориальные риски

Столица - город Ныо- Дели Географическое положение - Индия расположена в Южной Азии, на полуострове Индостан.

Индия - седьмая по площади страна мира. Контур Индии похож на треугольник, вершина которого омывается Индийским океаном, а основанием служат Гималайские горы, самые высокие в мире.

На востоке - граничит с Непалом, Бутаном, Бангладеш и Бирмой (Мьянмой). На западе - граничит с Пакистаном и Афганистаном. На севере - граничит с Китаем. На юге омывается Индийским океаном. Общая площадь около 3 млн. 287 тыс. 263 кв. км.

Государственное устройство - федеративная республика. Состоит из 25 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения. Как бывшая британская колония Индия входит в Британское Содружество.

Самые большие города Индии это Мумбаи (ранее Бомбей), Дели. Колката (ранее Калькутта), Ченнай (ранее Мадрас), Бангалор. Хайдарабад и Ахмадабад Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент.

Население - около 1,1 млрд. человек. Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах, хотя за последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения.

Климат - климат Индии на юге ближе к экваториальному; на севере — к тропическому.

Мягкий и ровный тропический климат имеет два муссонных периода: Первый — июнь и июль; второй — октябрь; «высокий сезон» - декабрь - апрель, в муссонный период самая высокая эффективность аюрведических процедур. Самые низкие температуры не ниже 22 градусов, летние не выше — 33 градусов.

Ландшафт - Индия занимает полуостров Индостан. В Северной Индии находятся снежные пики и долины Гималаев и огромная Индо-Гангская равнина (по ней протекают реки Инд и Ганг), которая отделяет Гималаи от южного полуострова и тянется от Аравийского моря до Бенгальского залива. На крайнем юге расположены песчаные пляжи.

Только 10% территории страны покрыто лесами, и лишь 4% территории находится под охраной государства в национальных парках и заповедниках.

Транспортные риски

Дороги. Около 90% покрытия находится в отличном состоянии .Государство заказывает частной компании строительство дороги. После окончания строительства дорога несколько лет (по договоренности) остается в частном ведении и проезд по ней платный. Т.е. частник имеет возможность отработать вложенные деньги.

Дороги чаще всего узкие, но ездят по ним рисково со всем размахом,движение там левостороннее. Правил дорожного движения не существует.Боковых зеркал на машинах нет – слишком близко разъезжаются.

В больших городах ограничен въезд грузовиков с 9:00 до 21:00. В защиту экологии, все грузовые машины и автобусы перевели на газ

Сеть железных дорог Индии, наследие времен колонизации, -самая протяженная в мире (62 000 км) и до сегодняшнего дня является основным средством передвижения внутри страны.

Сеть автомобильных дорог протянулась на 2 млн км, однако связывает между собой далеко не все населенные пункты. Большое экономическое значение имеет внутреннее судоходство протяженностью 16 800 км.

Наиболее важные для гигантского торгового флота Индии порты находятся в Калькутте, Мумбае и Кандле. Международные аэропорты находятся в Ныо-Дели, Мумбае, Мадрасе. Калькутте и Бангалоре.

Отраслевые риски

Индия является четвертым по величине производителем легковых автомобилей в Азии и занимает пятое место по объему выпуска коммерческого транспорта среднего и тяжелого классов в мире.

В 2001 - 2006 гг. среднегодовые темпы прироста выпуска автомобилей в Индии равнялись 18,2%. А, по информации компании «PriceWaterhouseCoopers», в 2007 г. по темпам роста автомобилестроения Индия уступала лишь КНР и Словакии.

Динамика и структура выпуска автомобилей в Индии в 2001-2006 гг. характеризуются следующими данными (табл.1):

Табл.1 Динамика и структура выпуска автомобилей в Индии в 2001-2006 гг., тыс. ед.

Всего Легковые Машины для коммерческого использования Многоцелевые  
2001/02 гг. 669,7 500,3 105,7 63,8
2002/03 гг.- 723,3 557,4 114,5 51,4
2003/04 гг. 989,6 782,6 146,3 60,7
2004/05 гг. 1209,9 960,5 182,0 67,4
2005/06 гг. 1308,9 1045,9 196,4 66,7

Основными индийскими производителями автомобилей являются компании «Hindustan Motors», «Mahindra & Mahindra», «Tata Motors Ltd», а с 1981г. также «Maruti Udyog Ltd». В предыдущем десятилетии в связи с либерализацией национальной экономики и делицензированием сектора легковых машин в индийском автомобилестроении значительно укрепились позиции ведущих иностранных фирм за счет создания совместных предприятий. В 2005г. основное место в продажах легковых и легких грузовых машин в Индии занимала продукция компании «Maruti» (более 45% в 2005 г.). Следующие места со значительным отрывом занимали компании «Hyundai» и «Tata» (около 15%), а также «Mahindra & Mahindra» (более 10%). В 2005 г. поставки легковых и легких грузовых машин компанией «Maruti» превысили 550 тыс. ед., у «Tata» данный показатель равнялся 300 тыс., «Hyundai» - примерно 250 тыс. и «Mahindra & Mahindra» - около 130 тыс. ед.

Основные рынки сбыта включают Шри-Ланку, Алжир, ЮАР, Великобританию и Италию. Производство легковых, грузовых автомобилей, двух- и трехколесной техники, а также комплектующих и запасных частей является одной из крупнейших отраслей промышленности Индии. В ней непосредственно занято около 450 тыс., а косвенно 10 млн. человек.

Отрасль ориентирована, в первую очередь, на удовлетворение внутренних потребностей страны в средствах автомобильного транспорта. Расширение индийского авторынка связано, в первую очередь, с приходом на него мировых автомобилестроительных компаний, таких как General Motors, Toyota, Volvo, BMW, Volkswagen, Nissan и др. Объем производства индийского автопрома в период с апреля 2006 г. по январь 2007 г. составил более 10 млн. ед. (из них 270 тыс. — тракторы). Рост производства по сравнению с прошлым годом составил более 20%. Продажи легковых автомобилей на внутреннем рынке увеличились на 22%, автомобилей неиндивидуального пользования (commercial vehicles) — на 30%, трехколесной техники - на 17%, мотоциклов и мотороллеров (scooters) - на 13%.

Прогнозируется, что к 2010 г. индийские производственные мощности по выпуску легковых машин примерно на 1 млн. ед. превысят потребности внутреннего рынка, что приведет к дальнейшему росту экспортных поставок.

Политические риски В Индии зародились такие религии как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. Индийский национализм

Хиндутва— многочисленное движение проповедующее индуистский национализм. По некоторым данным опирается на поддержку 35-40 % населения Основные идеи:

• «Индусы» — это те, кто считают Индию (Бхарат) своим отечеством (питрибхуми) и святой землёй (пуньябхуми).

• Подчеркивание исторического геноцида индусов со стороны вторгшихся в Индию мусульман и христиан и призыв прекратить влияние этих вторжений.

• Призыв к восстановлению «Хинду Раштры» («Нации индусов») и «защите индусов и возрождении индуистской культуры»

• Осуждение Правительства Индии за его пассивность в разрешении вопроса этнических чисток кашмирских индусов кашмирскими мусульманскими сепаратистами

Среди политических дебатов продолжилась приватизация частных компаний и открытие отдельных секторов экономики для частного и иностранного капитала.

Культурные риски

Кухня

Индийская кухня характеризуется большим разнообразием региональных стилей и изысканным использованием кухонных кореньев, трав и приправ. Основным продуктом питания в регионах является рис (в особенности на юге и на востоке) и пшеница (преимущественно на севере)

ЭБизнсс-стика

АЛКОГОЛЬ. Не все пьют алкогольные напитки по религиозным соображениям. Однако умеренное употребление алкоголя — обычное явленно. В стране популярны виски и пиво. БЕСЕДА(темы) Спорт, торговля и новости вообще. Стоит избегать политических и религиозных тем. БЛАГОДАРНОСТЬ. В общепринятой европейской форме.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ. Важный момент. Свыше 80% — представители индуизма, свыше 10% -мусульмане. Кроме того представлены шиизм, христианство, буддизм, джайнизм и парсы. ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ.Важны при знакомстве. Должны быть обязательно на английском языке. Чем выше указанный в визитной карточке титул (должность), тем легче Вам будет в бизнесе. ВРЕМЯ. Высшее руководство предприятий и администрация сравнительно пунктуальны, но не всегда. От продавца требуется пунктуальность, расписание покупателей — хозяев может часто меняться, растягиваться на недели. Рабочее время: понедельник — суббота 10.00-17.00. Банки: с понедельника по пятницу 10.00-14.00. в субботу 10.00-12.00 Магазины: понедельник— пятница: 10.00-17.00. В Бомбее суббота -выходной.

МЕНЕДЖМЕНТ. На государственных предприятиях крайне бюрократический . В частном секторе очень авторитарный и сосредоточенный в одних руках.

ОДЕЖДА. На официальных мероприятиях — темный костюм, в остальных случаях - свободная Форма одежды.

ПОДАРКИ.В соответствии с положением принимающего подарок. Принимаются с удовольствием. СИМВОЛЫ. Например, свастика — священный символ индусов. ТАБУ. Мясо священных животных. ЧАЕВЫЕ. Обычно 10%.

Язык - в Индии два государственных языка - английский и хинди. Также существует около 250 местных диалектов. Предпочтения

Индусы предпочитают маленькие машинки с малым расходом бензина. Считается непристойно выехать на грязной запылившейся машине. Все автомобили расписаны, разрисованы в ручную (цветочки, птички, свастика)...

Ты не можешь приобрести машину без страховки. Она стоит примерно 200$, но включает в себя все возможные виды страхования: от угона, от пожара, от аварий, от поломки и т.д. Если за год у тебя ничего не случилось, то на следующий год ты доплачиваешь, примерно, 20$ и страховка продолжается.

Религия - 83% населения исповедует индуизм, 12% — ислам, остальные — джайнизм, буддизм, сикхизм и христианство.

Производственные

Безработица

В крупных городах Индия отмечен высокий уровень безработицы: в 2003 году в городах уровень безработицы составлял 4%. Для сравнения: в том же 2003 году в сельской местности уровень безработицы среди мужчин был равен 2%, а среди женщин -1%.

Соотношение трудоустроенного населения к общему жителей составляло 54% среди мужчин и в городах, и в сельских районах Индии.

Среди женщин, проживающих в сельских районах, соотношение равно 24%, плюс 8% женщин, которые в течение года были заняты на временной работе.

Что касается женщин, проживающих в городах страны, соотношение равно 12%, плюс 3% на временной работе.

Коммерческие риски

Согласно статистическим данным, в 2004—2005 годах. 27,5 % населения находилось ниже уровня бедности. Несмотря на заметный экономический прогресс, четверть населения страны живет ниже установленного государством прожиточного минимума, который равняется 0,40 долларам США в день.

Согласно статистическим данным, в 2004—2Q05 годах. 27,5 % населения находилось ниже уровня бедности.

Зарплата обычного рабочего составляет около $100 в месяц. Высококлассные специалисты, такие как инженеры-программисты, зарабатывают в год около $9000, бухгалтеры - $5000, продавцы ~ $4000, промышленные рабочие - $1700 в год. Впрочем, в будущее индусы смотрят с оптимизмом: ежегодно их зарплаты увеличиваются на 20%.

Нужно отметить, что пенсию в Индии платят только государственным служащим,

В Индии насчитывается около 7 автомобилей на 1 тыс. жителей, т. е. по этому показателю страна находится на одном из последних мест в мире. В то же время в Индии в настоящее время наблюдается непрерывный рост располагаемых доходов населения и укрепление позиций среднего класса. Кроме того, в Индии растет группа населения в возрасте 20 - 60 лет, представители которой считаются потенциально наиболее активными покупателями автомобилей. По мнению экспертов, в Индии существует значительно более высокая заинтересованность в приобретении автомобилей по сравнению с другими развивающимися странами Азии. Непрерывному росту спроса на автомобили в Индии способствуют расширение номенклатуры предлагаемых машин, улучшение условий кредитования покупок, низкие процентные ставки по кредитам, а также снижение налогов на автовладельцев.

Номинальный доход на душу населения составляет 977 долларов США, что ставит страну на 128 место в мире по этому показателю. Доход на душу населения согласно паритету покупательной способности составляет 2700 долларов (118-е место в мире).

Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % среди женщин и 75,3 % среди мужчин). Половой состав населения характеризуется превышением количества мужчин над количеством женщин. Мужское население составляет 51,5 %, а женское — 48,5 %.. Средний возраст населения Индии составляет 24,9 лет.

Валюта

Национальная валюта Индии - индийская рупия, международное обозначение - INR, на ценниках перед цифрой обычно пишут Rs. В одной рупии 100 пайсов. Монеты, номинированные в пайсах, называются "малыми" (small).

Лучше всего в Индию брать с собой доллары США или дорожные чеки. Валютные правила в Индии довольно либеральные. Поменять деньги можно в отделениях банков, обменных пунктах крупных торговых центров, высококлассных отелей. Пункты обмена валюты есть прямо в аэропорту, при многих иностранных и коммерческих банках, а также в некоторых отделениях госбанков. В них же установлены банкоматы, работающие с основными международными расчетными карточками. Валюты других стран меняют не во всех банках и по менее выгодному курсу. Воспользоваться электронными кредитными картами (MasterCard, American Express, Visa) можно при расчетах в дорогих магазинах отелях или ресторанах.

При обмене в банках необходимо иметь при себе паспорт с действительной визой. Обменять обратно индийские рупии на твёрдую валюту можно и при выезде из страны - до 25% от официально обмененной вами суммы (по предъявлении справок от банков, выдаваемых при обмене, которые действительны в течение 3-х месяцев).

1 доллар СЩА = 49,94 индийских рупий.

Наши рекомендации