Система национальных счетов
Переход от централизованно планируемой к рыночной экономике обусловил необходимость перестройки статистического учета. Инструментом упорядочения информации о процессах, происходящих в рыночной экономике, стала система национальных счетов (СНС).
СНС пришла на смену балансу народного хозяйства, в течение ряда десятилетий выполнявшего в нашей стране функцию макростатической модели плановой экономики. СНС как система макроэкономических показателей начала развиваться в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, когда потребовалось вмешательство государства в процесс регулирования экономики. В ее основу были положены теоретические работы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», «Как оплатить расходы на ведение войны?». Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Р. Стоун, лауреаты Нобелевской премии Я. Тинберген, Р. Фриш и В. Леоньтьев, а также Дж. Хикс, П. Хилл и другие крупные экономисты-статистики.
После окончания Второй мировой войны система национальных счетов получила новый виток развития и была внедрена в статистическую практику Англии, Германии, США, Франции, скандинавских стран. Освоение СНС явилось результатом объединения двух направлений в макроэкономических расчетах — статистики национального дохода и моделирования экономического цикла рыночной экономики.
В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х гг. и в настоящее время служит инструментом для интеграции статистической информации, является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.
Основой СНС служит концепция хозяйственного кругооборота по замкнутой системе на основе жесткой увязки показателей, обеспечивающих балансовое равенство доходов и расходов по секторам экономики и экономике в целом. Иными словами, система национальных счетов — это статистическая система мониторинга с состоянием экономики страны, удовлетворяющая аналитические потребности для стран с различным уровнем экономического развития. Это позволяет считать СНС самой развитой информационной системой в мире, представляющей характеристику экономических процессов, протекающих в стране, ее регионах, секторах экономики.
СНС представляет собой систему взаимосвязанных показателей, разрабатываемых на основе согласованных классификаций, понятий, определений и правил учета. Вследствие этого она выступает в качестве координирующей структуры для всех разделов социально-экономической статистики.
В большинстве стран мира СНС широко используется органами власти всех уровней для анализа и принятия политических решений в области регулирования экономики. В показателях СНС находят отражение все новые аспекты экономической и социальной политики государства, система национальных счетов позволяет получать количественные оценки и на их основе анализировать воспроизводственные пропорции, отраслевую и институциональную структуру экономики, инвестиционный климат и финансовое состояние, уровень благосостояния населения, степень зависимости от внешнего мира, динамику развития экономики, влияние государственной политики или различных событий на поведение отдельных групп институциональных единиц и многое другое. Данные СНС могут использоваться и различного рода компаниями и корпорациями для оценки конъюнктуры рынка, выработки стратегии и практики в собственной экономической политике. СНС как метод исследования и как информационная база расчетов необходима научно-исследовательским организациям и высшей школе для разработки теоретических вопросов функционирования макроэкономики, для проведения сценарных расчетов поведения экономики в результате изменения различных факторов, для выработки рекомендаций правительственным органам, обучения студентов методам макроэкономического анализа. Наконец, в данных СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество для проведения сопоставимого анализа уровней развития стран, для определения размеров взносов (квоты) стран в фонды международных организаций на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:
· определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);
· установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);
· установление пропорций на первой стадии распределения доходов, между наемными работниками, предприятиями и государством;
· выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;
· определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;
· выявление размеров заимствования (кредитования) как по экономике в целом, так и по отдельным ее секторам;
· изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;
· установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;
· анализ влияния на экономику и различные макроэкономические переменные инфляционных процессов.
Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.
В СНС важнейшими являются следующие классификации:
- институционных единиц по секторам экономики;
- отраслей экономики;
- экономических операций;
- активов и пассивов;
- товаров и услуг;
- расходных органов государственного управления по назначению;
- налогов и субсидий.
Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:
1. не финансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации, т.е. структуры, занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг;
2. финансовые корпорации и квазикорпрации;
3. органы государственного управления;
4. домашние хозяйства;
5. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
6. внешнеэкономические связи ( остальной мир).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ.
2. Каримов И.А. Узбекистан свой путь обновления и прогресса.
3. Каримов И.А. Путь нашего народа это путь независимости, свободы глубоких реформ.
4. Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов. /Под ред. Назарова М.Г. - М.: Финстатинформ, 2002.
5. Национальные счета и экономические балансы. Практикум. /Под ред. Рябушкина Б.Т. - М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Национальное счетоводство. Учебник. /Под ред. Башкатова Б.И. -М.: Финансы и статистика, 2002.
7. Практикум по теории статистики. Учебное пособие. /Под ред. Шмойловой Р.А. - М.: Финансы и статистика, 2002.