Тема 5. Особенности и условия рыночного ценообразования
Цена в условиях рыночной экономики.
Предприятия в условиях рыночного ценообразования. Понятие рыночной (маркетинговой) среды предприятия.
Особенности и условия рыночного ценообразования.
Факторы, формирующие рыночные цены.
Организация, порядок и этапы работы по ценообразованию в условиях рынка.
При изучении темы студенты должны исходить из того, что цена в условиях рыночной экономики важнейший экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. Выгодна или невыгодна данная продукция предприятию, нужна или не нужна – это подтверждается рынком и только ценой реализации на рынке.
Следует уяснить основные направления анализа рыночной среды предприятия (микросреды и макросреды).
Необходимо знать условия рыночного хозяйствования и рыночного ценообразования, факторы спроса, определяющие цену на товар, которую предлагает покупатель, факторы потребительского выбора, определяющие конкурентность товара в спросе заменяющих товаров, факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик – продавцу, факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями.
Следует также разобраться в контролируемых и неконтролируемых предприятием факторах ценообразования.
Студенту рекомендуется разобраться в особенностях организации работы предприятия в обосновании и установлении цен, порядке таких работ, необходимости обоснования и прогнозирования цен в бизнес-плане. Следует знать параметры, необходимые для выработки ценовой стратегии предприятия.
Тема 6. Виды и особенности ценообразования на различных типах рынков и порядок установления цен.
Основные виды рыночного ценообразования.
Характер ценообразования на различных типах рынков.
Порядок ценообразования.
Информация, необходимая для принятия решения по ценам.
Формирование цены на конкретном рынке.
Студенту следует уяснить, что для лучшей реализации стратегии ценообразования и обоснования цен на товары предприятию необходимо определить целевые рынки, на которых оно буде работать, а также иметь представление о возможностях различных рынков и возможностях предприятия в удовлетворении рыночного спроса. Необходимо знать рыночные условия для целевых рынков, знать понятия «рынок продавца», «рынок покупателя», «рынок текущего спроса» и «рынок инвестиционного спроса». Студент должен представлять методы изучения рынка.
Студенту нужно изучить общие меры рыночного ценообразования и основные сферы рыночного ценообразования: свободное определение цен, договорно-контрактное ценообразование, ценообразование в условиях частичной или полной монополизации рынка, ценообразование, осуществляемое под непосредственным прямым государственным или муниципальным контролем.
Следует знать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором осуществляет деятельность предприятие. Студент должен ознакомиться с классификацией типов рынков. В зависимости от степени свободы конкуренции и образования цен различают четыре основных типа рынков: рынок свободной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренции, рынок чистой монополии.
Необходимо знать характеристику этих типов рынка, характер ценообразования на них, зависимости цены от спроса на каждом из этих рынков. При изучении темы особое внимание уделить особенностям формирования цены на конкурентном рынке. Знать понятия «рыночная цена», «цена спроса», «цена предложения», «закон спроса», «закон предложения», особенности установления рыночной цены в условиях свободной конкуренции, методы вычислений уравнений спроса и предложений.
Тема 7. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике.
Классификация ценовых стратегий.
Выработка и оценка стратегии предприятия в области ценообразования в условиях рынка.
При изучении темы следует исходить из того, что ценовая политика – часть маркетинговой рыночной политики предприятия, выбором ценовой политики определяется планирование выручки и прибыли предприятия от реализации товаров. Практика деятельности предприятия в условиях рынка выработала определенные отражения в области установления цен. Студенту необходимо знать типичные ценовые стратегии предприятий: сохранение стабильного положения на рынке, расширение доли рынка, максимизация прибыли, поддержание и обеспечение платежеспособности предприятия, завоевание лидерства на рынке, ценовая стратегия, направленная на расширение экспортных возможностей предприятия, стратегия монополистического ценообразования, стратегия демпинговых цен, стратегии ценообразования, основанные на соглашениях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Студент должен изучить порядок предварительной оценки ценовых стратегий предприятия.