Образовательный потенциал Казахстана
Мировой опыт показывает, что именно классические университеты способны стать двигателями развития общества. Только в них даются широкие базовые знания при оптимальном сочетании естественно - научных и гуманитарных дисциплин, воспитывается креативное мышление, способность не только к усвоению, но и к формированию новых нравственных, культурных, интеллектуальных и материальных ценностей. Это достигается не только за счет высокого качества собственно образования, но и его органического соединения с наукой, фундаментальными исследованиями. Уместно вспомнить высказывание одного из президентов США: «В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты».
В связи с участием в Болонском процессе стоит вопрос об официальном признании казахстанских дипломов в странах Европы. Ставить так вопрос, к сожалению еще рано. Не все это четко понимают. Само по себе официальное участие страны, в Болонском процессе не обеспечивает автоматического признания дипломов. Он дает только большие возможности интеграции, образно говоря, открывает двери в Европу. А чтобы добиться международного признания, должен потрудится каждый конкретный вуз - обеспечить совместимость своих учебных программ с зарубежными, освоить современные образовательные технологии, выстроить и сертифицировать систему управления качеством.
Оставшийся нам в наследство от советской системы исскуственный разрыв между образованием и наукой ликвидируется крайне медленно и продолжает висеть тяжким грузом на высшей школе. А ведь высокое качество подготовки специалистов, как однозначно показывает мировой опыт, возможно только в тесном единении процессов образования и научного исследования-ведущие университеты мира одновременно являются и ведущими центрами развития науки. А у нас, как и в других вузах страны, это слабое звено. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы его укрепить. В этом находим понимание на высшем уровне руководства страны. В частности, большие надежды возлагаем на решение задач, поставленных лавой государства на сентябрьском совещании по науке в прошлом году, где, пожалуй, впервые за многие годы прозвучал тезис о том, что ведущие университеты должны стать основной базой научно - инновационного развития Казахстана. Сейчас на рассмотрении парламента находится проект закона «О науке». Главное в его приеме, чтобы не получилось по крылатой фразе Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Казахстанская статистика - по крайней мере, та ее часть, что выставлена в открытый доступ - весьма оптимистичная и рапортует о почти неуклонном росте студентов с 1990 года. 287 тысяч ....280 тысяч.... 318 тысяч... 440 тысяч... 514 тысяч.... 590 тысяч.... 775 тысяч (2005/06)... 633 тысячи (2008/09) и 610 тысяч (2009/10 учебный год). Отчислять за неуспеваемость - дурной тон: как, а средней школе преподаватели побаиваются ставить «двойки», так и из вуза лоботрясов изгонять не с руки. 80% студентов сами (или их родители) платят за свое высшее образование, а за прочих раскошеливается государство. Потеря каждого из них - это прямой удар со стороны преподавателя по бюджету своего вуза. Практически преступление.. Поэтому вожделенными дипломами обзаводятся в итоге почти все желающие, без потерь. Об отчислениях статистика умалчивает.
Примечательно, что в престижных советских вузах для отчисленных (или бросивших учебу) студентов была весьма велика: до диплома недотягивала порой половина первокурсников. Доля таких студентов в ФРГ (Abbrecherquote) и сегодня весьма тщательно анализируется экспертами: кто на каком курсе, какую специальность прекратил изучать и почему. Например, за 2006 год германские университеты покинули 20% обучающихся (данные Deutscher Instituts - Verlag). Альма-матер без диплома чаще всего бросали несостоявшиеся математики и спецы по естественным наукам (28%), студенты языковых (27%) и инженерных (25%) специальностей. Почти без потерь добирались до окончания учебы медики (5% бросивших учебу). Разумеется, никто там даже не рискует упрекнуть преподавателя за то, что тот «не дотянул», «недоучил»студента. Это - естественная убыль. В некоторой степени это показатель эффективности работы отборочных комиссий, гимназий, которые готовят абитуриентов. У самих молодых людей тоже меняются жизненные приоритеты: женятся, выходят замуж, ситуация на рынке труда или в семье, наконец, заставляет их изменить свои планы. Но число отсеявшихся - никак не соотносится с качеством преподавательского труда. Это ведь не конвейер по производству «мерседесов», где никак нельзя выпустить 67 авто. Если запустили в производство 100 автомашин. Кстати, в нынешном году Abbrecherquote составила 33%: университеты и институты (Fachhochschule) каждого третьего выставили за дверь!
Несмотря на все старания чиновников от образования, открыть вуз в Казахстане до недавних пор было непросто, а очень просто. Не сложнее, чем сесть на корточках у остановки и насвай продавать, или чебуречню открыть в подворотне. Все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно.
- Вот, к примеру, говорят, надо сократить университеты. Все время хочется спросить: кто давал лицензии вот этим университетам в трехкомнатных квартирах? — задает риторический вопрос корреспонденту «Новой газеты» ректор Алматинского института энергетики и связи, профессор Гумарбек Даукеев. - Скажите: кто давал? На каком основании теперь мучаются, не могут их закрыть. Исправить вообще очень сложно. Наделали ошибок, а теперь их надо исправлять, но вмиг это не получится. У нас бывает, что за четыре года студенты обучаются по трем типовым учебным планам. Система образования - это очень инерционная сфера.
Объявлен очередной прием документов на «Болашак». Всего за рубежом прошло обучение около 5000 молодых казахстанцев. Из нынешних претендентов на получение президентской стипендии планируется отсеять более тысячи счастливчиков. Каждый год обучение обойдется государству в сумму около 10 тысяч долларов. Это весьма небольшая сумма по европейским и американским меркам. Наши ребята во время учебы за рубежом живут весьма скромных, практически спартанских условиях. Вернувшись в Казахстан, они ожидают манны небесной и персонального кабинета. Анкетирование выпускников «Болашака» 2008-09 гг. показала, что три четверти опрошенных «выразили готовность работать в сфере государственного управления». В ожидании «достойного предложения» они готовы сидеть, сложа руки, очаровавшись иллюзией полного знания. Но ведь полученные навыки очень быстро утрачиваются и устаревают: время не стоит на месте, познания в обществе углубляются и развиваются.
Последствия мирового кризиса повлекли за собой некоторые факторы, влияющие на развитие в секторе образования, - это снижение экономической активности потребителей и заказчиков образовательных услуг, падение платежеспособного спроса, сокращение бюджета в сфере образования.