Выявление основной тенденции развития
Основная тенденция развития (тренд)- плавное и устойчивое изменение уровня явления во времени свободное от случайных колебаний. Тренд можно представить аналитически (в виде уравнения), либо графически.
Выявление основной тенденции развития называется также выравниванием временного ряда, а методы выявления основной тенденции – методами выравнивания [1].
Для определения формы тренда и расчёта его параметров на основе прил.2 составляется вспомогательная табл. 4.
Таблица 4
Вспомогательная таблица для построения линии тренда
Год | Выпуск специалистов университетами, тыс. чел | |||||||
398,9 | -5 | -1994,50 | 401,80 | -2,90 | 8,38 | |||
463,8 | -3 | -1391,40 | 465,74 | -1,94 | 3,78 | |||
526,3 | -1 | -526,30 | 529,69 | -3,39 | 11,51 | |||
608,00 | 593,64 | 14,36 | 206,18 | |||||
661,3 | 1983,90 | 657,59 | 3,71 | 13,77 | ||||
711,7 | 3558,50 | 721,54 | -9,84 | 96,79 | ||||
Итого: | 2238,20 | 3370,00 | 0,00 | 340,41 |
,
, .
На основании данных табл. 4строим линию тренда (рис.2).
Рис.2.Тренд выпуска специалистов университетами
Линия тренда отображает увеличение выпуска специалистов университетами РФ в период с 2006 по 2011 гг.
Корреляционно – регрессионный анализ
Важнейшей целью статистики является изучение объективно существующих связей между явлениями. В ходе статистического исследования этих связей необходимо выявить причинно-следственные зависимости между показателями, т.е. насколько изменение одних показателей зависит от изменения других показателей.
Корреляционная связь - это связь, где воздействие отдельных факторов проявляется только как тенденция (в среднем) при массовом наблюдении фактических данных [1].
На основе данных прил. 1 и 2 проведем связь между количеством высших учебных заведений и количеством студентов.
Для проведения корреляционного анализа построим вспомогательную табл. 5.
Таблица 5
Вспомогательная таблица для проведения корреляционно – регрессионного анализа
Год | Х | У |
1292,5 | ||
1461,6 | ||
1503,9 | ||
1640,5 | ||
1643,4 | ||
1653,1 |
где Х - количество высших учебных заведений, а У – количество студентов, тыс. чел.
На основании данных табл. 5 строим линию тренда (рис.3).
Рис.3. Тренд зависимости количества студентов от количества высших учебных заведений.
Вывод:
· Связь прямая, так как рост факторного признака (количества вузов) вызывает рост переменной (количества студентов).
· Существует тесная связь между количеством вузов и количеством студентов, так как коэффициент корреляции r=0,96109 ([r]>0,7)
· При прогнозном количестве высших учебных заведений , количество студентов составит тыс. человек.
Показатели вариации
Вариация - количественное различие значений одного и того же признака у отдельных единиц совокупности. Изучение вариации в статистической практике позволяет установить зависимость между изменением, которое происходит в исследуемом признаке, и теми факторами, которые вызывают данное изменение.
Вариация измеряется при помощи абсолютных показателей (размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия) и относительных показателей (коэффициент вариации и коэффициент осцилляции).
Расчеты производятся по прил. 5
Абсолютные показатели
ü Размах вариации определяется как разница между максимальным и минимальным значением признака.
тыс. человек.
ü Среднее линейное отклонение представляет собой среднюю арифметическую из абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средних значений
ü Среднее квадратическое отклонение
ü Дисперсия
432 173,28
Относительные показатели
ü Коэффициент вариации показывает отклонение среднего квадратического отклонения от значения признака
Так как коэффициент вариации больше 33%, то совокупность однородная.
ü Коэффициент осцилляции показывает отклонение размаха вариации от среднего значения признака
Так как коэффициент осцилляции больше 33%, то совокупность однородная [1].
Заключение
На основе проведенных расчетов и анализа показателей системы высшего образования Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
ü выпуск специалистов высшими учебными заведениями увеличился в период с 2000 по 2005 гг.
ü линия тренда отображает зависимость количества студентов от количества высших учебных заведений.
ü на основе корреляционного анализа установлено, что между количеством вузов и количеством студентов существует тесная, прямая связь.
Проведенный анализ и оценка состояния высшего образования свидетельствуют о том, что сложившаяся в РФ система высшего образования, ориентированная на реализацию гарантированных законодательством прав человека в области образования, имеет высокую степень развития в настоящем и перспективы развития в будущем.
В РФ в 2011 году на 100000 человек населения приходится 803 человека с высшим образованием. В период с 2000 по 2005 года в РФ каждый год в среднем выпускалось 915 тыс. специалистов. В течение 2000-2005 гг. выпуск специалистов высшими учебными заведениями в России в среднем увеличился на 103,32 тыс. человек. Проанализировав данные табл. 1, можно сделать вывод, что наибольшее количество лет входит в группу №3, в которой количество человек, принятых в высшие учебные заведения, составляет не более 1411, 7 тыс. чел. Доля этой группы составляет 50% от общего числа групп.
Россия добилась существенных результатов в реформировании успешной во многих аспектах, но не гибкой, чрезмерно централизованной и консервативной системы образования, унаследованной от Советского Союза. В последние годы проводилась серьезная модернизация образования. Однако еще много предстоит сделать для устранения пробелов в стратегии образов модернизации, а так же для успешной реализации ряда ее важнейших направлений.
На первый план образовательной политики современной России на федеральном, так и на региональном уровнях выходит разработка прогнозов, сценариев, стратегий. Увы, до сих пор иногда стратегические документы пишутся лишь на основании согласия интересов и, в лучших случаях, - на основании экспертных обсуждений. Странно, что в обществе, которое стремиться построить экономику знаний, база знаний для выработки стратегий оставляет желать лучшего.
Однако эта ситуация меняется. В процессе стратегического планирования все большую роль начинают играть инновационные идеи, подкреплённые глубоким статистическим анализом и интеллектуально емкими разработками.
Вузы должны уже сегодня отреагировать на эту тенденцию. Необходимо держать курс на гуманизацию образования. Гуманитарная подготовка, в том числе для студентов технического профиля, представляется обязательной. Не менее важны естественнонаучные знания для гуманитариев.
По оценкам BusinesStat, в 2011 г оборот рынка коммерческого высшего образования России вырос на 7,2% и достиг 197,2 млрд руб. Наибольшая часть услуг коммерческого высшего образования оказывалась в государственных и муниципальных учебных заведениях, на которые в 2011 г приходилось 71% стоимостного объема рынка.
При этом натуральный объем рынка коммерческого высшего образования вырос всего на 0,92% и достиг 135,3 млн академических часов. Оборот рынка коммерческого высшего образования растет опережающими темпами по отношению к натуральному объему. Основным фактором роста выручки является повышение цен. В 2007-2011 гг средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования увеличилась на 41% и составила 51,9 тыс руб в год.
В государственных и муниципальных высших учебных заведениях средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования в 2007-2011 гг выросла на 41,8% и составила 53,6 тыс руб в год. Средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования в негосударственных вузах выросла с 2007 по 2011 гг на 41,1% и составила 48,4 тыс руб в год. В среднем стоимость услуг коммерческого высшего образования в государственных и муниципальных учебных учреждениях на 10% выше, чем негосударственных.
Особым общественным спросом будет пользоваться эвристический склад мышления у специалистов любого профиля. Поэтому важнейшим направлением вузовской подготовки должно являться изучение самого человека и развитие его творческих возможностей. Все более будут востребованы специалисты в области управления.
Представляется оправданным курс на подготовку специалистов широкого профиля, обладающих фундаментальными знаниями, с высоким уровнем общей культуры. В этом смысле вузы можно рассматривать как очаги цивилизации будущего.
Список литературы
1. Годин, А.М. Статистика: учеб. для вузов. / А.И. Годин. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 457 с.
2. Елисеева, И.И. Общая теория статистики: учеб. для вузов. / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. – 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 654 с.
3. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: учеб. для вузов. / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 412 с.
4. Назаров, М.Г. Курс социально-экономической статистики: учеб. для вузов. /М.Г. Назаров. - 6-е изд., испр. и доп. – М.:ОМЕГА, 2007. – 987 с.
5. Неганова, Л.Н. Общая теория статистики: учеб. пособие/ Л.Н. Неганова. – М.: ПРИОР, 2007. – 95 с.
6. Салин, В.Н. Социально-экономическая статистика: практикум: учеб. пособие для вузов/ В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская, М.В. Вахрамеева, И.В. Воробьева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 190 с.
7. Харченко, Л.П. Статистика: учеб. для вузов/ Л.П. Харченко, В.Г. Ионин, В.В. Глинский, В.Г. Должекова. – М.: ИНФРА - М, 2008. - 443 с.
8. Шмойлова, Р.А. Теория статистики: учеб. для вузов/ Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 654 с.
9. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. М., 1999-2013. URL: http:www.gks.ru.(Дата обращения: 10.04.2013).
Приложения
Приложение №1