Выявление основной тенденции развития

Основная тенденция развития (тренд)- плавное и устойчивое изменение уровня явления во времени свободное от случайных колебаний. Тренд можно представить аналитически (в виде уравнения), либо графически.

Выявление основной тенденции развития называется также выравниванием временного ряда, а методы выявления основной тенденции – методами выравнивания [1].

Для определения формы тренда и расчёта его параметров на основе прил.2 составляется вспомогательная табл. 4.

Таблица 4

Вспомогательная таблица для построения линии тренда

Год Выпуск специалистов университетами, тыс. чел   Выявление основной тенденции развития - student2.ru   Выявление основной тенденции развития - student2.ru   Выявление основной тенденции развития - student2.ru   Выявление основной тенденции развития - student2.ru   Выявление основной тенденции развития - student2.ru   Выявление основной тенденции развития - student2.ru  
 
 
398,9 -5 -1994,50 401,80 -2,90 8,38  
463,8 -3 -1391,40 465,74 -1,94 3,78  
526,3 -1 -526,30 529,69 -3,39 11,51  
608,00 593,64 14,36 206,18  
661,3 1983,90 657,59 3,71 13,77  
711,7 3558,50 721,54 -9,84 96,79  
Итого: 2238,20 3370,00 0,00 340,41  

Выявление основной тенденции развития - student2.ru ,

Выявление основной тенденции развития - student2.ru , Выявление основной тенденции развития - student2.ru .

На основании данных табл. 4строим линию тренда (рис.2).

Выявление основной тенденции развития - student2.ru

Рис.2.Тренд выпуска специалистов университетами

Линия тренда отображает увеличение выпуска специалистов университетами РФ в период с 2006 по 2011 гг.

Корреляционно – регрессионный анализ

Важнейшей целью статистики является изучение объективно существующих связей между явлениями. В ходе статистического исследования этих связей необходимо выявить причинно-следственные зависимости между показателями, т.е. насколько изменение одних показателей зависит от изменения других показателей.

Корреляционная связь - это связь, где воздействие отдельных факторов проявляется только как тенденция (в среднем) при массовом наблюдении фактических данных [1].

На основе данных прил. 1 и 2 проведем связь между количеством высших учебных заведений и количеством студентов.

Для проведения корреляционного анализа построим вспомогательную табл. 5.

Таблица 5

Вспомогательная таблица для проведения корреляционно – регрессионного анализа



Год Х У
1292,5
1461,6
1503,9
1640,5
1643,4
1653,1

где Х - количество высших учебных заведений, а У – количество студентов, тыс. чел.

На основании данных табл. 5 строим линию тренда (рис.3).

Выявление основной тенденции развития - student2.ru

Рис.3. Тренд зависимости количества студентов от количества высших учебных заведений.

Вывод:

· Связь прямая, так как рост факторного признака (количества вузов) вызывает рост переменной (количества студентов).

· Существует тесная связь между количеством вузов и количеством студентов, так как коэффициент корреляции r=0,96109 ([r]>0,7)

· При прогнозном количестве высших учебных заведений Выявление основной тенденции развития - student2.ru , количество студентов составит Выявление основной тенденции развития - student2.ru тыс. человек.

Показатели вариации

Вариация - количественное различие значений одного и того же признака у отдельных единиц совокупности. Изучение вариации в статистической практике позволяет установить зависимость между изменением, которое происходит в исследуемом признаке, и теми факторами, которые вызывают данное изменение.

Вариация измеряется при помощи абсолютных показателей (размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия) и относительных показателей (коэффициент вариации и коэффициент осцилляции).

Расчеты производятся по прил. 5

Абсолютные показатели

ü Размах вариации определяется как разница между максимальным и минимальным значением признака.

Выявление основной тенденции развития - student2.ru

Выявление основной тенденции развития - student2.ru тыс. человек.

ü Среднее линейное отклонение представляет собой среднюю арифметическую из абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средних значений

Выявление основной тенденции развития - student2.ru

ü Среднее квадратическое отклонение

Выявление основной тенденции развития - student2.ru

Выявление основной тенденции развития - student2.ru Выявление основной тенденции развития - student2.ru

ü Дисперсия

Выявление основной тенденции развития - student2.ru 432 173,28

Относительные показатели

ü Коэффициент вариации показывает отклонение среднего квадратического отклонения от значения признака

Выявление основной тенденции развития - student2.ru

Так как коэффициент вариации больше 33%, то совокупность однородная.

ü Коэффициент осцилляции показывает отклонение размаха вариации от среднего значения признака

Выявление основной тенденции развития - student2.ru

Так как коэффициент осцилляции больше 33%, то совокупность однородная [1].

Заключение

На основе проведенных расчетов и анализа показателей системы высшего образования Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

ü выпуск специалистов высшими учебными заведениями увеличился в период с 2000 по 2005 гг.

ü линия тренда отображает зависимость количества студентов от количества высших учебных заведений.

ü на основе корреляционного анализа установлено, что между количеством вузов и количеством студентов существует тесная, прямая связь.

Проведенный анализ и оценка состояния высшего образования свидетельствуют о том, что сложившаяся в РФ система высшего образования, ориентированная на реализацию гарантированных законодательством прав человека в области образования, имеет высокую степень развития в настоящем и перспективы развития в будущем.

В РФ в 2011 году на 100000 человек населения приходится 803 человека с высшим образованием. В период с 2000 по 2005 года в РФ каждый год в среднем выпускалось 915 тыс. специалистов. В течение 2000-2005 гг. выпуск специалистов высшими учебными заведениями в России в среднем увеличился на 103,32 тыс. человек. Проанализировав данные табл. 1, можно сделать вывод, что наибольшее количество лет входит в группу №3, в которой количество человек, принятых в высшие учебные заведения, составляет не более 1411, 7 тыс. чел. Доля этой группы составляет 50% от общего числа групп.

Россия добилась существенных результатов в реформировании успешной во многих аспектах, но не гибкой, чрезмерно централизованной и консервативной системы образования, унаследованной от Советского Союза. В последние годы проводилась серьезная модернизация образования. Однако еще много предстоит сделать для устранения пробелов в стратегии образов модернизации, а так же для успешной реализации ряда ее важнейших направлений.

На первый план образовательной политики современной России на федеральном, так и на региональном уровнях выходит разработка прогнозов, сценариев, стратегий. Увы, до сих пор иногда стратегические документы пишутся лишь на основании согласия интересов и, в лучших случаях, - на основании экспертных обсуждений. Странно, что в обществе, которое стремиться построить экономику знаний, база знаний для выработки стратегий оставляет желать лучшего.

Однако эта ситуация меняется. В процессе стратегического планирования все большую роль начинают играть инновационные идеи, подкреплённые глубоким статистическим анализом и интеллектуально емкими разработками.

Вузы должны уже сегодня отреагировать на эту тенденцию. Необходимо держать курс на гуманизацию образования. Гуманитарная подготовка, в том числе для студентов технического профиля, представляется обязательной. Не менее важны естественнонаучные знания для гуманитариев.

По оценкам BusinesStat, в 2011 г оборот рынка коммерческого высшего образования России вырос на 7,2% и достиг 197,2 млрд руб. Наибольшая часть услуг коммерческого высшего образования оказывалась в государственных и муниципальных учебных заведениях, на которые в 2011 г приходилось 71% стоимостного объема рынка.

При этом натуральный объем рынка коммерческого высшего образования вырос всего на 0,92% и достиг 135,3 млн академических часов. Оборот рынка коммерческого высшего образования растет опережающими темпами по отношению к натуральному объему. Основным фактором роста выручки является повышение цен. В 2007-2011 гг средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования увеличилась на 41% и составила 51,9 тыс руб в год.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования в 2007-2011 гг выросла на 41,8% и составила 53,6 тыс руб в год. Средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования в негосударственных вузах выросла с 2007 по 2011 гг на 41,1% и составила 48,4 тыс руб в год. В среднем стоимость услуг коммерческого высшего образования в государственных и муниципальных учебных учреждениях на 10% выше, чем негосударственных.

Особым общественным спросом будет пользоваться эвристический склад мышления у специалистов любого профиля. Поэтому важнейшим направлением вузовской подготовки должно являться изучение самого человека и развитие его творческих возможностей. Все более будут востребованы специалисты в области управления.

Представляется оправданным курс на подготовку специалистов широкого профиля, обладающих фундаментальными знаниями, с высоким уровнем общей культуры. В этом смысле вузы можно рассматривать как очаги цивилизации будущего.

Список литературы

1. Годин, А.М. Статистика: учеб. для вузов. / А.И. Годин. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 457 с.

2. Елисеева, И.И. Общая теория статистики: учеб. для вузов. / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. – 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 654 с.

3. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: учеб. для вузов. / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 412 с.

4. Назаров, М.Г. Курс социально-экономической статистики: учеб. для вузов. /М.Г. Назаров. - 6-е изд., испр. и доп. – М.:ОМЕГА, 2007. – 987 с.

5. Неганова, Л.Н. Общая теория статистики: учеб. пособие/ Л.Н. Неганова. – М.: ПРИОР, 2007. – 95 с.

6. Салин, В.Н. Социально-экономическая статистика: практикум: учеб. пособие для вузов/ В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская, М.В. Вахрамеева, И.В. Воробьева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 190 с.

7. Харченко, Л.П. Статистика: учеб. для вузов/ Л.П. Харченко, В.Г. Ионин, В.В. Глинский, В.Г. Должекова. – М.: ИНФРА - М, 2008. - 443 с.

8. Шмойлова, Р.А. Теория статистики: учеб. для вузов/ Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 654 с.

9. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. М., 1999-2013. URL: http:www.gks.ru.(Дата обращения: 10.04.2013).

Приложения

Приложение №1

Наши рекомендации