Данные температурного зондирования атмосферы
Изобарическая поверхность | Тбилиси | |||||
январь | июль | |||||
Тср | Тmax | Tmin | Тср | Тmax | Tmin | |
0,2 | 13,1 | -6,4 | 23,8 | 34,7 | 10,1 | |
-2,3 | 10,6 | -17,6 | 17,2 | 28,2 | 7,8 | |
-9,4 | 4,6 | -26,1 | 7,4 | 15,9 | -1,6 | |
-25,1 | -11,6 | -41,8 | -8,8 | 1,9 | -21,9 | |
-36,6 | -24,0 | -49,9 | -19,0 | -10,6 | -33,9 | |
-51,3 | -38,5 | -63,4 | -30,6 | -20,5 | -46,3 | |
-59,2 | -45,3 | -73,7 | -45,1 | -30,0 | -63,9 | |
-57,8 | -42,8 | -73,3 | -63,5 | -42,9 | -76,2 |
Таблица 3
Изобарическая поверхность | Харьков | |||||
январь | июль | |||||
Тср | Тmax | Tmin | Тср | Тmax | Tmin | |
-9,6 | 9,8 | -25,1 | 20,7 | 30,5 | 13,2 | |
-7,1 | 15,6 | -24,4 | 10,8 | 20,2 | 3,1 | |
-13,4 | 16,5 | -37,7 | 1,2 | 7,4 | -7,6 | |
-28,8 | -16,0 | -47,9 | -14,0 | -8,0 | -25,9 | |
-40,0 | -30,1 | -53,3 | -25,7 | -19,3 | -39,6 | |
-53,2 | -41,7 | -65,7 | -40,9 | -32,1 | -52,6 | |
-59,3 | -43,4 | -75,2 | -50,6 | -40,3 | -63,8 | |
-58,2 | -47,9 | -75,3 | -52,5 | -44,0 | -64,6 |
По приложенным к заданию данным (табл. 2,3) на бланке аэрологической диаграммы (АД) строим графики, характеризующие распределение среднемесячной температуры воздуха, а также ее минимальных и максимальных значений в январе и июле от 1000гПа до 100гПа. Кривая распределения температуры воздуха по высотам называется кривой стратификации. Всего на бланке АД построено 12 кривых стратификации. С построенных кривых снимаем значения средней, минимальной и максимальной температур для высот 1, 5, 10, 15км и для предельно допустимых высот каждого полетного веса самолета ТУ-134 (табл. 4)
Таблица 4
Зависимость предельно-допустимой высоты
Самолета ТУ-134 от полетного веса
Gпол, Т | ||||
Hпред.доп, М |
Снятые с бланка АД значения температур
представлены в таблицах 5,6
Таблица 5
Данные для ввода в ЭВМ
Тбилиси | |||||||
Высота | Тca | январь | июль | ||||
Tcp | Tmax | Тmin | Tcp | Tmax | Tmin | ||
8,5 | -1,4 | 11,6 | -14,0 | 19,7 | 30,5 | 8,5 | |
-17,5 | -21,2 | -8,0 | -38,0 | -5,0 | 5,0 | -17,0 | |
-50,0 | -53,7 | -40,5 | -66,2 | -35,0 | -23,3 | -51,4 | |
-56,5 | -57,0 | -44,0 | -70,3 | -41,0 | -27,6 | -59,0 | |
-56,5 | -58,0 | -44,1 | -72,0 | -42,5 | -28,1 | -60,5 | |
-56,5 | -59,3 | -45,4 | -73,7 | -45,1 | -30,0 | -63,9 | |
-56,5 | -59,0 | -45,1 | -73,5 | -45,8 | -30,2 | -64,0 | |
-56,5 | -57,8 | -43,5 | -73,2 | -59,0 | -39,5 | -73,0 | |
G=39т | -56,5 | -59,2 | -44,7 | -72,6 | -43,4 | -29,4 | -57,8 |
Таблица 6
Киев | |||||||
Высота | Тca | январь | июль | ||||
Tcp | Tmax | Тmin | Tcp | Tmax | Tmin | ||
8,5 | -8,0 | 13,4 | -24,8 | 14,0 | 23,1 | 6,0 | |
-17,5 | -24,7 | -8,5 | -45,5 | -14,2 | -4,5 | -22,0 | |
-50,0 | -55,0 | -42,0 | -69,0 | -44,5 | -35,0 | -56,0 | |
-56,5 | -56,7 | -43,0 | -72,6 | -48,0 | -38,0 | -60,1 | |
-56,5 | -58,4 | -43,0 | -74,0 | -49,0 | -39,0 | -62,0 | |
-56,5 | -59,3 | -43,4 | -75,2 | -50,6 | -40,3 | -63,9 | |
-56,5 | -59,0 | -43,8 | -75,3 | -50,6 | -40,7 | -63,7 | |
-56,5 | -58,4 | -46,5 | -75,5 | -52,2 | -43,4 | -64,3 | |
G=39т | -56,5 | -61,3 | -41,5 | -78,4 | -47,6 | -36,6 | -65,4 |
Затем в ЭВМ рассчитаем отклонение средней (∆t ср), минимальной
(∆t min), и максимальной (∆t max) температуры от температуры в стандартной атмосфере (СА) на соответствующих высотах.
При этом ∆t = tфакт - tCA
Результаты расчетов представлены в виде таблиц для каждого пункта и месяца отдельно (таблицы 7,8,9,10)
Проанализируем построенные кривые стратификаций и результаты расчетов, и определим особенности температурного режима для аэропортов Киев(Борисполь) и Тбилиси за холодный и теплый периоды года.
Тбилиси, январь (табл. 7)
Минимальные и средние температуры на всех высотах ниже стандартных значений (кривые стратификации минимальной и средней температуры расположены на бланке АД слева от кривой, характеризующей изменение температуры воздуха с высотой а стандартной атмосфере – СА-81). Максимальное отклонение от температуры в СА отмечаются на высоте 1000м и равны
∆t min =-22,5°, ∆t ср = -9,9°. Минимальное отклонение на – на высоте 11000м и составляют ∆t min =-13,8°, ∆t ср = -0,5°. и в слое от 11800м до 16200м средняя температура имеет постоянный вертикальный температурный градиент, а кривая стратификации минимальной температуры отрицательный, т.е. наблюдается слои изотермии и инверсии соответственно. Тропопауза на высоте 11800м
Отклонения минимальной, средней и максимальной температуры | |||||||||
от значения температуры в стандартной атмосфере. | |||||||||
Тбилиси | Самолет: | Ту -134 | Месяц: | январь | |||||
HCA | Tca | Tmin | ∆Tmin | Tcp | ∆Tcp | Tmax | ∆Tmax | ||
8,5 | -14,0 | -22,5 | -1,4 | -9,9 | 11,6 | 3,1 | |||
-17,5 | -38,0 | -20,5 | -21,2 | -3,7 | -8,0 | 9,5 | |||
-50,0 | -66,2 | -16,2 | -53,7 | -3,7 | -40,5 | 9,5 | |||
-56,5 | -70,3 | -13,8 | -57,0 | -0,5 | -44,0 | 12,5 | |||
-56,5 | -72,0 | -15,5 | -58,0 | -1,5 | -44,1 | 12,4 | |||
-56,5 | -73,7 | -17,2 | -59,3 | -2,8 | -45,4 | 11,1 | |||
-56,5 | -73,5 | -17,0 | -59,0 | -2,5 | -45,1 | 11,4 | |||
-56,5 | -73,2 | -16,7 | -57,8 | -1,3 | -43,5 | 13,0 |
Таблица 7
Максимальные температуры до высоты 200м ниже стандартных, на
всех остальных высотах выше стандартных значений (кривая максимальных
температур выше 200м располагается справа от кривой СА-81). На высоте 200м максимальная температура равна температуре в СА (13,2°). Максимальное отклонение от температуры в СА +13,3° на высоте 11000м. От высоты 11800м до высоты 16200м максимальная температура увеличивается с высотой (слой инверсии). От земли до высоты 11800м максимальная температура понижается с высотой, но выше 9200м понижение максимальной температуры происходит медленнее. Вертикальный температурный градиент в слое от 9200м до 11800м равен ≈ 0,07 °/100м. Следовательно, тропопауза располагается на высоте 9200м. С высоты 11800м до 16200 наблюдается повышение температуры с высотой, т.е. слой инверсии.
Тбилиси, июль (табл. 8)
Таблица 8
Отклонения минимальной, средней и максимальной температуры | |||||||||
от значения температуры в стандартной атмосфере. | |||||||||
Тбилиси | Самолет: | Ту -134 | Месяц: | июль | |||||
HCA | Tca | Tmin | ∆Tmin | Tcp | ∆Tcp | Tmax | ∆Tmax | ||
8,5 | 8,5 | 0,0 | 19,7 | 11,2 | 30,5 | 22,0 | |||
-17,5 | -17,0 | 0,5 | -5,0 | 12,5 | 5,0 | 22,5 | |||
-50,0 | -51,4 | -1,4 | -35,0 | 15,0 | -23,3 | 26,7 | |||
-56,5 | -59,0 | -2,5 | -41,0 | 15,5 | -27,6 | 28,9 | |||
-56,5 | -60,5 | -4,0 | -42,5 | 14,0 | -28,1 | 28,4 | |||
-56,5 | -63,9 | -7,4 | -45,1 | 11,4 | -30,0 | 26,5 | |||
-56,5 | -64,0 | -7,5 | -45,8 | 10,7 | -30,2 | 26,3 | |||
-56,5 | -73,0 | -16,5 | -59,0 | -2,5 | -39,5 | 17,0 |
Кривая стратификации минимальной температуры дважды пересекает кривую стратификации, характеризующей изменение температуры воздуха с высотой а стандартной атмосфере – СА-81, т.е в слое от 1500м до 6400м минимальные температуры выше стандартных (кривая стратификации минимальных температур располагается справа от кривой СА), на всех остальных высотах ниже стандартных значений. Максимальные отклонения от СА наблюдаются на высоте 15000м и составляет ∆t min = -16,5°, а минимальное на высоте 1000м, на этой высоте кривая стратификации минимальной пересекает кривую СА. Кривая стратификации средней температуры располагается правее кривой СА за исключением слоя расположенного от высоты 13200м до 16200м, в этом слое температура ниже стандартной. Максимальное отклонение от СА на высоте 11000м ∆t ср =15,5°, минимальное на высоте 15000м ∆t ср = -2,5°. Слои инверсии и изотермии отсутствуют. Тропопауза располагается на высоте 11800м.
Максимальные температуры на всех высотах выше стандартных значений (кривые стратификации максимальной температуры расположены на бланке АД справа от кривой СА-81) Максимальное отклонение от температуры СА отмечаются: ∆tmax = +28,9° на высоте 11000м. Минимальное отклонение - ∆tmax = 17,0° на высоте 15000м. Слои инверсии и изотермии отсутствуют. Нижняя граница тропопаузы располагается на высоте 11800м.
Киев, январь (табл. 9)
Таблица 9
Отклонения минимальной, средней и максимальной температуры | |||||||||
от значения температуры в стандартной атмосфере. | |||||||||
Киев | Самолет: | Ту -134 | Месяц: | январь | |||||
HCA | Tca | Tmin | ∆Tmin | Tcp | ∆Tcp | Tmax | ∆Tmax | ||
8,5 | -24,8 | -33,3 | -8,0 | -16,5 | 13,4 | 4,9 | |||
-17,5 | -45,5 | -28,0 | -24,7 | -7,2 | -8,5 | 9,0 | |||
-50,0 | -69,0 | -19,0 | -55,0 | -5,0 | -42,0 | 8,0 | |||
-56,5 | -72,6 | -16,1 | -56,7 | -0,2 | -43,0 | 13,5 | |||
-56,5 | -74,0 | -17,5 | -58,4 | -1,9 | -43,0 | 13,5 | |||
-56,5 | -75,2 | -18,7 | -59,3 | -2,8 | -43,4 | 13,1 | |||
-56,5 | -75,3 | -18,8 | -59,0 | -2,5 | -43,8 | 12,7 | |||
-56,5 | -75,5 | -19,0 | -58,4 | -1,9 | -46,5 | 10,0 |
Кривые стратификации минимальных и средних температур располагаются на бланке АД слева от кривой СА-81. Это значит, что минимальные и среднее температуры на всех высотах ниже стандартных значений. От земли до высоты 1500м минимальная и средняя температуры повышаются с высотой – здесь наблюдаются слои инверсии. В слое от 11800 до 16200м в минимальных и средних температур вертикальный температурный градиент практически не меняется с высотой, здесь наклюется слои изотермии. Минимальные отклонения температуры от СА
∆t min = -16,1° и ∆t ср = -0,2° на высоте 11000м, максимальное отклонение
∆t min = -33,3° и ∆t ср = -16,5° на высоте 1000м. Высота тропопаузы 11800м.
Максимальные температуры выше стандартных значений на всех высотах. Максимальное отклонение температуры от СА-81 ∆tmax = -46,5° на высоте 15000м, минимальное ∆tmax = +4,9° на высоте 1000м. В слое от земли до высоты 3000м наблюдается повышение температуры с высотой, т.е слой инверсии. Высота начала тропопаузы 9200м.
Киев, июль (табл. 10)
Таблица 10
Отклонения минимальной, средней и максимальной температуры | |||||||||
от значения температуры в стандартной атмосфере. | |||||||||
Киев | Самолет: | Ту -134 | Месяц: | июль | |||||
HCA | Tca | Tmin | Tmin | Tcp | ∆Tcp | Tmax | ∆Tmax | ||
8,5 | 6,0 | -2,5 | 14,0 | 5,5 | 23,1 | 14,6 | |||
-17,5 | -22,0 | -4,5 | -14,2 | 3,3 | -4,5 | 13,0 | |||
-50,0 | -56,0 | -6,0 | -44,5 | 5,5 | -35,0 | 15,0 | |||
-56,5 | -60,1 | -3,6 | -48,0 | 8,5 | -38,0 | 18,5 | |||
-56,5 | -62,0 | -5,5 | -49,0 | 7,5 | -39,0 | 17,5 | |||
-56,5 | -63,9 | -7,4 | -50,6 | 5,9 | -40,3 | 16,2 | |||
-56,5 | -63,7 | -7,2 | -50,6 | 5,9 | -40,7 | 15,8 | |||
-56,5 | -64,3 | -7,8 | -52,2 | 4,3 | -43,4 | 13,1 |
Кривая стратификации минимальных температур расположена слева от кривой СА-81, т.е. на всех высотах минимальные температуры будут ниже стандартных значений. Максимальное отклонение минимальных температур от стандартных значений на высоте 15000м ∆t min = -7,8° , минимальное на высоте 1000м ∆t min =-2,5°. В слоеот 11800м до 16200м наблюдается незначительный вертикальный температурный градиент ≈ 0,01 °/100м, т.е. наблюдается слой изотермии. Высота начала тропопаузы 11800м.
Кривые стратификации средней и максимальной температур располагаются справа от кривой стандартной атмосферы, следовательно, средние и максимальные температуры будут выше стандартных значений. Максимальные отклонения от СА наблюдаются на высоте 11000м и составляют ∆t ср = +8,5°, ∆tmax = +18,5°, а минимальные на высоте 5000м ∆t ср = 3,3°, ∆tmax = +13,0°. Слои инверсии и изотермии отсутствуют. Нижний слой тропопаузы располагается на высоте 9200м.
2. ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМУЮ ВЫСОТУ И СКОРОСТЬ ПОЛЕТА
В данной главе проводится количественная оценка влияния температуры воздуха на предельно допустимую высоту (НПРЕД.ДОП.) полета и максимальную скорость полета самолета ТУ-134.
Анализ температурного режима на высотах и расчет полетного веса позволяют определить (НПРЕД.ДОП.), знание которой необходимо при принятии решения на обход мощно-кучевых и кучево-дождевых облаковсверху, при изменении эшелона для выхода из зон повышенной турбулентности, а также при выборе наивыгоднейшего эшелона полета.
Изменение предельно-допустимой ВЫСОТЫ полета (∆НПРЕД.ДОП.) за счет отклонения температуры от стандартных значений можно рассчитать по формуле:
∆НПРЕД.ДОП. = K(tф - tса), где
- tф - фактическая температура воздуха на уровне НПРЕД.ДОП.
- tса - температура на уровне НПРЕД.ДОП. в СА;
- K - коэффициент, показывающий, на сколько изменится НПРЕД.ДОП. при отклонении температуры от СА на 1°. Для самолетов с ТРД этот коэффициент равен 50м/1°.
По данным таблиц 7-10 был произведен расчет изменения НПРЕД.ДОП для каждого полетного веса самолета ТУ-134 в зависимости от температурного режима воздуха на высотах для теплого и холодного времени года в аэропортах Тбилиси и Киев. Результаты проведенных расчетов представлены в таблицах 11-14.
Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что НПРЕД.ДОП находится в обратной зависимости от температуры воздуха, т.е. при увеличении температуры воздуха НПРЕД.ДОП уменьшается, а при уменьшении температуры воздуха - увеличивается.
Таблица 11
Изменение предельно допустимой высоты полета в зависимости от | |||||||||
температурного режима воздуха на высотах | |||||||||
Тбилиси | Самолет: | Ту -134 | Месяц: | январь | |||||
G | Hca | Hmax | ∆Hmax | Hcp | ∆Hcp | Hmin | ∆Hmin | ||
-625 | |||||||||
-620 | |||||||||
-555 | |||||||||
-570 |
Таблица 12
Изменение предельно допустимой высоты полета в зависимости от | |||||||||
температурного режима воздуха на высотах | |||||||||
Тбилиси | Самолет: | Ту -134 | Месяц: | июль | |||||
G | Hca | Hmax | ∆Hmax | Hcp | ∆Hcp | Hmin | ∆Hmin | ||
-1445 | -775 | ||||||||
-1420 | -700 | ||||||||
-1325 | -570 | ||||||||
-1315 | -535 |
Таблица 13
Изменение предельно допустимой высоты полета в зависимости от | |||||||||
температурного режима воздуха на высотах | |||||||||
Киев | Самолет: | Ту -134 | Месяц: | январь | |||||
G | Hca | Hmax | ∆Hmax | Hcp | ∆Hcp | Hmin | ∆Hmin | ||
-675 | |||||||||
-675 | |||||||||
-655 | |||||||||
-635 |
Таблица 14
Изменение предельно допустимой высоты полета в зависимости от | |||||||||
температурного режима воздуха на высотах | |||||||||
Киев | Самолет: | Ту -134 | Месяц: | июль | |||||
G | Hca | Hmax | ∆Hmax | Hcp | ∆Hcp | Hmin | ∆Hmin | ||
-925 | -425 | ||||||||
-875 | -375 | ||||||||
-810 | -295 | ||||||||
-790 | -295 |
Предельно-допустимую высоту полета можно также определить графически. Для этого из РЛЭ самолета ТУ-134 нужно выбрать значения НПРЕД.ДОП в зависимости от полетного веса в условиях стандартной атмосферы (табл.4) и, используя эти высоты, построить на бланке АД специальные номограммы, которые покажут зависимость НПРЕД.ДОП от температуры воздуха.
Построение номограмм производится в следующем порядке:
1. На кривой стратификации СА-81 на АД находим точку (т.А), которая соответствует НПРЕД.ДОП в условиях СА для одного из полетных весов самолета ТУ-134 - например 11000м для С = 45т. На высоте 11000м в СА температура равна -56,5°С.
2. Задавая произвольные значения ∆t например = ±10° находим со- ответствующие значения НПРЕД.ДОП и по полученным координатам на бланке АД находим еще 2 точки (В и С). При отклонении температуры от стандартного значения на 1° НПРЕД.ДОП изменяется на 50м, а при отклонении на 10° НПРЕД.ДОП изменяется на 500м. Причем при повышении температуры НПРЕД.ДОП уменьшается, а при понижении температуры увеличивается. Следовательно координаты точек В и С будут:
- т.В t =-46,5° H= 10500 м
- т.С t = -66,5° H= 11500 м
3. Через полученные 3 точки А, В, С проводим прямую, которая отражает изменение НПРЕД.ДОП в зависимости от температуры для полетного веса 45т.
4. Затем на кривой стратификации СА-81 находим точки, которые соответствуют НПРЕД.ДОП для полетных весов 42т - 11400м, 39т - 11800м, 38т - 12000м и через эти точки параллельно построенной линии проводим номограммы для этих полетных весов.
Номограммы позволяют рассчитать НПРЕД.ДОП по любым кривым стратификации, построенным по данным радиозондирования на бланке АД.
С полученных номограмм снимаем значения НПРЕД.ДОП для каждого полетного веса - в холодное время года для минимальных и средних температур, в теплое время года для средних и максимальных температур. Результаты графического определения НПРЕД.ДОП представлены в таблицах 15 и 16.
Таблица 15
Изменение НПРЕД.ДОП в зависимости от температурного режима воздуха на высотах для аэродрома Тбилиси
Gпол, т | НПРЕД.ДОП ,м | ∆НПРЕД.ДОП ,м для G = 39 т | |||||
СА | январь | июль | |||||
tср | tmin | tср | tmax | tmin | tmax | ||
12 350 | 10 400 | ||||||
12 040 | 12 810 | + 1010 | -1850 | ||||
12 000 | 12 230 | 13 080 | 11 130 |
Таблица 16
Изменение НПРЕД.ДОП в зависимости от температурного режима воздуха на высотах для аэродрома Киев
Gпол, т | НПРЕД.ДОП ,м | ∆НПРЕД.ДОП ,м для G = 39 т | |||||
СА | январь | июль | |||||
tср | tmin | tср | tmax | tmin | tmax | ||
12 850 | 10 910 | ||||||
+ 1130 | -1160 | ||||||
12 000 | 12 280 |
Изменения ∆НПРЕД.ДОПдля полетного веса 39т рассчитаны для зимы по минимальной температуре, для лета по максимальной температуре.
При сравнении значений предельно допустимых высот, полученных графическим способам (табл. 15, 16) со значениями, рассчитанными аналитическим путем (табл. 7-10) видно:
В холодное время года предельно допустимые высоты, определенные графическим способом, и для средних и для минимальных температур, как в Тбилиси, так и в Киеве больше предельно допустимых высот, рассчитанных для этих же температур аналитическим способом
Для средних температур в холодное время года расхождения в предельно допустимых высотах, определенных разными способами, составляют от 25м для (G= 45,42т) и до 105м (для G= 38т) в Тбилиси и от 35м (для G = 42) до 110м для (G = 39т) в Киеве. В теплое время года расхождения в предельно-допустимых высотах составляют от 300м (для G = 42т) до 475м для (G = 45т) в Тбилиси и от 35м (G = 38т) до 115м (G = 45,42т) в Киеве.
Для минимальных температур расхождения в предельно-допустимых высотах, определенных разными способами, составляют от 150м (для G = 39т) до 230м для (G = 38т) в Тбилиси и от 180м (для G - 38т) до 575м (для G = 42т) в Киеве.
Для максимальных температур расхождения в предельно-допустимых высотах, определенных разными способами составляют от 480м (для G = 42т) до 565м (для G - 38т) в Тбилиси и от 325м (для G = 45т) до 350м для (G = 38,39т) в Киеве.
Для сравнения влияния температурного режима воздуха и полетного веса самолета на предельно допустимую высоту полета строим график (рис.3), который показывает изменение предельно допустимой высоты на маршруте Тбилиси - Киев за счет изменения вдоль маршрута минимальной и максимальной температуры и за счет изменения полетного веса. Всего на графике построено 4 кривых.
Кривые НПРЕД.ДОП = f (tmin) и НПРЕД.ДОП = f (tmax) построены по данным таблиц 17 и 18.
Кривая НПРЕД.ДОП = f (СА) показывает изменение НПРЕД.ДОПвдоль маршрута полета в стандартной атмосфере для полетного веса 39т. Так как в СА на одной и той же высоте в разных пунктах температура одинакова, то предельно допустимой высота в СА меняться не будет. Для полетного веса 39т это 11800м (табл.4).
Кривая НПРЕД.ДОП = f (tmin)показывает изменение НПРЕД.ДОПвдоль маршрута полета за счет изменения минимальной температуры на маршруте в холодное время года Из таблиц 5,6 видно, что tmin на уровне НПРЕД.ДОПдля полетного веса 39т в Тбилиси -73,7°, в Киеве -75,2°, в. Отклонения от температуры в СА равны соответственно -17,2° и -18,7°. НПРЕД.ДОПбольше
стандартной в Тбилиси на 1010м, в Киеве на 1130м. Минимальная температура в холодное время года понижается вдоль маршрута на 1,5°. За счет этого НПРЕД.ДОПуменьшается к концу маршрута на 120м.
Кривая НПРЕД.ДОП = f (tmax) показывает изменение НПРЕД.ДОПвдоль маршрута полета за счет изменения максимальной температуры на маршруте в теплое время года. Из таблиц 5,6 видно, что tmax на уровне НПРЕД.ДОПдляполетного веса 39т в Тбилиси -30,0° (отклонение от температуры в СА +26,5°), в Киеве -40,3°, (отклонение от температуры в СА +16,2°). Предельно допустимая высота меньше стандартной в Тбилиси на 1850м, в Киеве на 1160м,. Максимальная температура в теплое время года растет вдоль маршрута на 10,3°. За счет этого НПРЕД.ДОПуменьшается к концу маршрута на 690м.
Кривая НПРЕД.ДОП = f (G) показывает изменение НПРЕД.ДОПвдоль маршрута полета за счет уменьшения полетного веса из-за выработки топлива. Из таблицы 4 видно, что при уменьшении полетного веса с 39т до 38т, т.е. на 1т, НПРЕД.ДОПувеличивается на 200м. Протяженность маршрута Киев - Тбилиси 1450км, крейсерская скорость полета самолета ТУ-34 850км/ч, время полета 1 час 42 минут. Часовой расход топлива 3т/час. Следовательно, за время полета будет выработано 5200кг топлива и предельно допустимая высота увеличится на 1040м.
Рис.3. Изменение предельно допустимой высоты полета самолета ТУ-34 за счет изменения температуры и полетного веса за холодный и теплый месяцы
При комплексном анализе влияния полетного веса и температуры воздуха на предельно допустимую высоту полета видно, что в холодное время года предельно допустимая высота уменьшается к концу маршрута на 120м за счет увеличения температуры и увеличивается на 1040м за счет уменьшения полетного веса. В итоге предельно допустимая высота увеличивается к концу маршрута на 920м. В теплое время года предельно допустимая высота к концу маршрута уменьшается на 690м за счет роста температуры и на 1040м увеличивается за счет уменьшения полетного веса, таким образом, к концу маршрута предельно допустимая высота увеличивается на 350м.
Рассмотрим влияние температуры воздуха на максимальную скорость полета. Влияние атмосферы на максимальную скорость полета проявляется через сжимаемость и вязкость воздуха, которые увеличивают свое влияние с увеличением скорости полета. Критерием сжимаемости является скорость звука (а). Для характеристики условий обтекания самолета воздушным потоком используется число М, выражающее отношение скорости полета V к скорости звука. М = V/a
скорость звука равна а = 20,05 (м/с)
а = 72,2 (км/ч), где
Т- абсолютная температура воздуха (Т= t°С + 273,15)
Из этих формул видно, что скорость звука зависит только от температуры воздуха.
По мере увеличения скорости полета число М невозмущенного потока достигает определенного критического значения (Mкр.). При этом на обтекаемых частях самолета появляются местные сверхзвуковые скорости. При полете с Мкр резко изменяются аэродинамические характеристики самолета: коэффициент лобового сопротивления Сх резко возрастает, а коэффициент подъемной силы Су уменьшается. Эти изменения вызывают появление опасных вибраций, ухудшение управляемости самолета. Для обеспечения безопасности полетов в практике используются предельные значения Vпр. и Mпр..
Эти значения несколько меньше Vпр. и Mпр, и равны Mпр =
отсюда Vпр. = Mпр*a= Mпр*72,2
Значение чисел Mпр постоянны и занесены в РЛЭ каждого типа ВС. Их значения представлены в таблице 17.
Таблица 17