Строение и состав атмосферы. температура атмосферы

Цель занятия:

– обобщить и расширить знания о составе и строении атмосферы, ее значении на Земле;

– изучить особенности нагревания атмосферы;

– провести анализ карты изотерм июля и января.

Оборудование: физическая карта РФ, физическая карта мира, физическая карта Калужской области, атласы для начальной и средней школы по природоведению и географии соответственно, контурные карты, таблицы «Отражение и поглощение солнечных лучей», «Распределение изотерм по земному шару», «Нижние слои атмосферы», «Строение атмосферы», «Нагревание воздуха над сушей и водой», «Слои атмосферы», учебно-методическая литература.

Вопросы для обсуждения:

  1. Строение атмосферы. Характеристика слоев.
  2. Состав атмосферы. Значение составляющих газов.
  3. Солнечная радиация.
  4. Термическая ступень, термический градиент, инверсия температуры.
  5. Суточный ход температуры.
  6. Особенности распределения изотерм июля и января.

Основная литература:

  1. Атласы по физической географии.
  2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 182-221.
  3. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 80-88.
  4. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 90-96.
  5. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 71-112.
  6. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 143-150
  7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.207-221.
  8. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. пед. высш.уч. зав.: в 2ч. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – ч.1. – 288 с.: ил.

Домашнее задание:

Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1988. – стр.62-64 №№ 15, 25.

Вода в атмосфере

Цель занятия:

– изучить особенности изменения атмосферной, влажности;

– обобщить и расширить знания о различных видах осадков, облаков, условий их образования;

Оборудование: физическая карта мира, атласы для начальной и средней школы по природоведению и географии соответственно, контурные карты, таблица «Нагревание воздуха над сушей и водой», учебно-методическая литература.

Вопросы для обсуждения:

1. Испарение и испаряемость воды; зависимость испарения от различных факторов.

2. Влажность воздуха. Точка росы.

3. Конденсация и сублимация водяного пара. Осадки.

4. Туман, облака, дождь, снег, град: виды, механизмы образования.

Домашнее задание:

Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1988. – стр. 67-68 №№ 31, 32, 34, 38.

Основная литература:

  1. Атласы по физической географии.
  2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 223-284.
  3. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 88-106.
  4. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 96-107.
  5. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 112-176.
  6. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 151-172
  7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с. 221-244.
  8. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. пед. высш.уч. зав.: в 2ч. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – ч.1. – 288 с.: ил.

Самостоятельная работа к Лабораторной работе по естествознанию

(землеведению) № 7

Строение и состав атмосферы. температура атмосферы.

Вода в атмосфере

Вопросы для изучения:

  1. Типы годового хода температуры
  2. Механизм образования атмосферных осадков.
  3. Типы суточного и годового хода осадков.
  4. Коэффициент увлажнения.
  5. Приборы для измерения осадков и влажности.

Основная литература:

1. Атласы по физической географии.

2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 182-221, 223-284

3. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 80-106.

4. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 90-107.

5. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 71-176.

6. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 143-150, 151-172

7. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. пед. высш.уч. зав.: в 2ч. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – ч.1. – 288 с.: ил.

8. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.207-244.


Лабораторная работа по естествознанию

(землеведению) № 8

Наши рекомендации