Поиск оптимального сочетания

Как определить, чего вам хочется съесть именно сейчас? Попробуйте использовать нижеприведенную таблицу. Постарайтесь думать не в «терминах блюд», а в «терминах качеств» – горячее, сладкое, рассыпчатое, масляное – возможно, гречневая каша с сахаром и маслом. Прохладное, кислое, жидкое – кефир или летний кислый суп, а может быть, холод- ный чай с лимоном?

Глава 18

Принцип 5. У вас есть право есть… то, что вы хотите

Принцип Хомяка

Поиск оптимального сочетания - student2.ru

Существует убеждение, что основная причина переедания – наличие еды, пищевое изобилие. На самом деле исследования показывают, что причина ровно в обратном – она в депривации, в дискомфорте от лишения доступа к еде, в страхе человека перед голо- дом, дефицитом пищевых ресурсов. Множество исследований подтверждают этот тезис: и классический «голодный эксперимент» Анселя Кейса, в котором здоровых, без расстройств пищевого поведения, мужчин подвергали воздействию ограничивающей диеты, получив в результате клинических обжор, помешанных на еде, и ученые, 2 года прожившие в закрытом террариуме «Биосфера-2» без доступа к обычным продуктам, – никто из них на пресс-кон- ференции после окончания эксперимента не переставал говорить о еде, а один из участников за время эксперимента даже написал кулинарную книгу!

Моей любимой иллюстрацией тезиса о том, что депривация сильно повышает жела- тельность пищи, является эксперимент канала ВВС-2. В нем ученикам начальной школы предлагали во время перемены миски с сухофруктами – сушеным манго и изюмом. Когда сухофрукты можно было есть безо всяких дополнительных условий, в группе детей отчет- ливо выделялись подгруппы – кому-то больше нравилось манго, кому-то изюм – и во время

перемены дети устремлялись к миске с любимым лакомством. Тогда экспериментаторы ввели условие – манго можно было продолжать есть без ограничений, а вот изюм можно было есть только в течение нескольких минут и прекращать по сигналу звонка. Что произо- шло? Абсолютное большинство детей стали буквально «фанатами» изюма – даже те, что обнаруживали стойкую приверженность манго в нормальных условиях, более того, увели- чился объем потребления изюма – дети стали съедать больше, и скорость – дети стремились съесть его как можно быстрее.

Классические эксперименты в этой области были проведены Polivy и Herman из уни- верситета Торонто. Они описали диету как систему незыблемых правил-ограничений, нару- шение которых вызывает сильнейшую фрустрацию и чувство вины, благодаря чему возни- кает психологический эффект, названный ими «эффект-какого-черта».

Как только одно из правил оказывается нарушенным, формируется ощущение, что вся ограничивающая система терпит крах, и начинается переедание.

В итоге:

✓ переедание начинается в момент, когда человек попробовал запрещенную еду («какого черта!..»);

✓ переедание начинается в момент, когда превышен коридор заданной калорийности;

✓ переедание начинается в момент, когда человек думает, что нарушил правило или съел что-то запрещенное (даже если на самом деле это не так).

В книге «Религия стройности» теолог Michelle Lelwica называет диетическое поведе- ние современной формой религии, удовлетворяющей интенсивный духовный голод совре- менного человека, и приводит аргументы в пользу этого утверждения. Диетическое поведе- ние

✓ основывается на серии мифов (большинство из которых уже опровергнуты совре- менной наукой) о «пользе» стройности;

✓ строится на серии ритуалов, организующих и структурирующих жизнь современной женщины (что есть, во сколько есть, как это приготовить, где купить и т. д.);

✓ формирует нравственный кодекс, согласно которому нужно есть и жить (чтобы быть

«хорошим», достаточно есть правильно и подвергать свое тело физическим тренировкам оговоренного рода);

✓ укрепляет изнутри женское сообщество и тесные социальные связи между женщи- нами (группы в социальных сетях, посвященные диетическому поведению – самые много- численные и самые сплоченные, участницы соревнуются, поддерживают друг друга, делятся переживаниями – это работает как большая стихийная психологическая группа поддержки).

Поиск оптимального сочетания - student2.ru

Tribole и Reisch описывают диетический процесс как непрерывный «танец» на качелях между депривацией и чувством вины. В самом начале диеты, когда удерживаться от запре- щенного еще относительно легко, уровень депривации непрерывно возрастает – зато пере- живание вины остается относительно низким. Именно за счет этого формируется первич- ный психологический эффект диеты, комфортное ощущение «у меня все под контролем». Человек ощущает себя «хорошим» – ведь он не ест «плохой» еды и ведет себя «правильно». Постепенно уровень депривации повышается – удерживаться становится все труднее, и мы пробуем запрещенную еду. Ощущение себя «плохим» и чувство вины начинают возрастать, возникает эффект «какого черта», приводящий к перееданию. Депривация и чувство вины уравниваются. День ото дня вы чувствуете себя все хуже из-за нарушенных диетических правил, чувство вины постоянно возрастает, зато депривация находится на самом низком уровне – ведь вы едите все те запрещенные продукты, которых вам так хочется. Колебания этих качелей – постоянные переходы от диеты к приступу переедания и наоборот.

Единственный способ разорвать этот порочный круг – дать себе безусловное разре- шение есть все, что угодно. Все, что угодно и без обязательств («отработаю завтра в спорт- зале», «в понедельник – разгрузочный день»). Несмотря на то, что эта идея кажется пуга- ющей практически любому представителю современной культуры, в которой за питанием нужно обязательно «следить», это – единственный способ избавиться от приступов перееда- ния насовсем.

Итак, мы перестаем «следить» за питанием – потому что мы ни в чем его не подозре-

ваем.

Статистика гласит, что среднестатистический человек принимает около двух сотен

«пищевых решений» в день. Есть это или не есть, когда есть, с кем есть и где, чем запивать – все это наши пищевые решения. Судя по статистике, мы только и делаем, что думаем о еде. Давайте задумаемся, как именно мы о ней думаем.

Наши рекомендации