Выбор оптимального сочетания методов обучения

Критерии выбора методов обучения

Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться учителем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. И если мы все-таки говорим о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

В дидактике установлена следующая закономерность: чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.

6. Соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и пр.

Сравнительные возможности методов обучения

Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, т. е. знать их сравнительные возможности.

При выборе методов обучения нельзя не учитывать особенности учеников. Методы воспитания и обучения изменяются, должны изменяться в зависимости от физических сил, жизненного опыта, запаса знаний и умений учащегося, его навыков к отвлеченному мышлению и т. п. При этом надо учесть возрастные особенности учеников. В начальных классах рациональнее отдать предпочтение рассказу и беседе, в средней группе классов – беседе-рассказу, а в старших классах наряду с названными методами можно использовать и лекции.

То же самое можно сказать и о наглядных методах: удельный вес их применения с учетом возрастных особенностей будет сокращаться от младших классов к старшим. При этом будет меняться и сам характер наглядности – от предметной ко все более схематической. Что касается практических методов, то степень их применения будет целиком зависеть от особенностей темы, а характер упражнений будет определяться программой.

Учителю придется учесть и возрастные особенности познавательной деятельности школьников. От младших к старшим классам запоминание будет изменяться по линии расширения логических приемов. Познавательная деятельность репродуктивного характера будет к старшим классам все шире заменяться проблемно-поисковой. Будет расти удельный вес разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом и будет меньше видов работы, связанных с непосредственным изложением учебного материала учителем на уроке.

В стимулировании учебной деятельности от младших к средним и старшим классам будет наблюдаться уменьшение роли стимулирования занимательностью и возрастание значения стимулов исходящих из преодоления познавательных затруднений.

Условно можно выделить несколько уровней принятия решения учителями о выборе методов обучения:

Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения
Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач, содержания, особенностей учеников и т. д.
Решение типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора
Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев

Вот почему так важно овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения[51].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПОДЛАСЫЙ И. П.

ПЕДАГОГИКА. НОВЫЙ КУРС.

КН. 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы.

Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости.

Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач.

Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:

1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.

2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

Как практически выбирают оптимальные методы обучения?

С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным.

Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется некоторое множество методов обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов.

Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.

Сегодня надежным помощником учителя при выборе оптимальных методов обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгновенно «профильтрует» методы сквозь сито конкретных условий обучения и посоветует педагогу остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям[52].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ГОЛУБ Б. А.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Выбор методов обучения, прежде всего, определяется целями обучения. Если четко продумана последовательность целей на уроке, значит, и методы должны соответствовать требованиям этих целей.

В не меньшей мере выбор метода зависит от особенностей содержания изучаемого материала, от специфики учебного предмета (уроки иностранного языка, или уроки физкультуры).

Выбор метода обучения зависит от возрастных особенностей учащихся (можно предложить двухчасовую обзорную лекцию старшеклассникам, но этого нельзя делать в младших классах) и от уровня их развития (даже уровень развития трех параллельных классов может быть разным, не говоря уже о классах выравнивания и т. п.). При выборе методов обучения необходимо учитывать и особенности мышления у учащихся разного возраста.

Выбор метода зависит от материальной базы учебного заведения (на уроках физкультуры - это спортзал и его оборудование, на уроках физики - это наличие приборов, это аудио средства в кабинете иностранного языка и т. п.).

При выборе метода необходимо учитывать географические и демографические особенности местности, где находится учебное заведение, особенности жизненного опыта учащихся. Необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей[53].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 6

1. Что следует понимать под методом обучения? Из предложенных ответов выберите правильный, доказав неполноту или ошибочность остальных.

– Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

– Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

– Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

– Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

Метод обучения — это способ сотрудничества учителя с учащимися.

2. Составьте перечень или классификацию коммуникативных методов обучения.

3. Возможно ли построение единой классификации методов обучения? Попробуйте найти ее основания.

4. Придумайте и опишите какой-либо свой метод обучения, например «метод прыжка», «метод близнецов» и т. п.

5. Немецкий педагог Г. Гаудинг (1860–1923) утверждал, что беседы представляют собой искусственный, типично школярский метод.

Правильно ли, спрашивает он, что вопросы задает тот, кто знает на них ответы, - учитель? Не должно ли быть наоборот: чтобы спрашивал ученик, а отвечал учитель? Не тормозится ли в этих условиях развитие самостоятельности учеников?

А что вы думаете по этому поводу?

6. Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения:

1) цель обучения;

2) уровень, которого необходимо достигнуть;

3) уровень мотивации обучения;

4) реализация принципов, закономерностей обучения;

5) объем требований и содержания, который необходимо реализовать;

6) количество и сложность учебного материала;

7) уровень подготовленности учащихся;

8) активность, интерес учащихся;

9) возраст;

10) работоспособность учащихся:

11) сформированность учебных навыков;

12) учебная тренированность и выносливость;

13) время обучения;

14) материально-технические условия обучения;

15) организационные условия обучения;

16) применение методов на предыдущих уроках;

17) тип и структура занятия;

18) взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда;

19) количество учащихся в классе;

20) уровень подготовленности педагога.

7. Составьте рецензии на классификации П. Ф. Каптерева, Ю. К. Бабанского и А. В. Хуторского: укажите сильные и слабые стороны классификаций, возможность их применения на практике.

8. Попытайтесь проанализировать одно из занятий по педагогике, опираясь на когнитивные и креативные методы А. В. Хуторского. Можно ли было обнаружить признаки применения этих методов на практических занятиях по тесе «Формы организации обучения»?

9. Сформулируйте требования, которые следует соблюдать при применения методов поощрения и наказания?

10. Будете ли вы принуждать к чему-либо и наказывать своего ребенка? Если будете, то при каких обстоятельствах и какими способами (приемами)?

11. Попытайтесь написать «ОДА (хвалебное слово) ПООЩРЕНИЮ». Не бойтесь пафосных слов и ярких выражений… Однако помните, что вам надлежит доказать справедливость своих комплементарных суждений!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов /
В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. – М. : Просвещение, 2006. – 574 с.

Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Соловков. – М. : Педагогика,1985. – 480 с.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX вв. / Сост. П. А. Лебедев. – М. : Педагогика, 1990. – 608 с.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. – М. : Педагогика, 1985. – 560 с.

Бабанский, Ю. К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабнский // Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – М. : Педагогика, 1989. – С. 416–434.

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. – М. : Просвещение, 1982. – 319 с.

Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2001. – 192 с.

Загрекова, Л. В. Дидактика : Учеб. пособие для студ. вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М. : Высшая школа, 2007. – 383 с.

Каменская, Е. Н. Педагогика : Учебное пособие / Е. Н. Каменская. –
М. : «Дашков и К°», 2007. – 320 с.

Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория обучения / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – С. 270–652.

Каптерев, П. Ф. Метод и его применение / П. Ф. Каптерев // Капте-
рев П. Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – С. 35–48.

Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.

Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 1. – М. : Педагогика, 1982. – С. 243–476.

Коменский, Я. А. Похвала истинному методу / Я. А. Коменский // Коменский Я. А. Избр. пед. соч. В 2 тт. Т. 2. – М. : Педагогика, 1982. –
С. 105–111.

Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студентов педвузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2007. – 352 с.

Лернер, И. Я. Метод обучения / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – С. 566–567.

Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М. : Прометей, 1992. – 528 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Роспедагентство, 1995. – 638 с.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : Учеб. пособие / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др. ; Под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 1998. – 512 с.

Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

Педагогика : Учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред.
Ю. К. Бабанского. – М. : Просвещение, 1983. – 608 с.

Педагогика : Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. ; Под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.

Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : Учебник для студентов педвузов: В 2-х кн. / И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

Ситаров, В. А. Дидактика : Учеб. пособие для студентов педвузов /
В. А. Ситаров ; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 368 с.

Смирнов, В. И. Учить с верным успехом : Учеб. пособие / В. И. Смирнов, Л. В. Смирнова. – М. : Логос, 2003. – 304 с.

Хуторской, А. В. Современная дидактика : Учеб. для вузов / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер,2001. – 544 с.

Хуторской, А. В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика / А. В. Хуторской. – М. : Международная педагогическая академия, 1988. – 266 с.

Щукина, Г. И. Методы обучения как компонент учебного процесса /
Г. И. Щукина // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1980. – С. 22–26.

Юркевич, П. Д. Методика и личность учителя / П. Д. Юркевич // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала
XX вв. ; Сост. П. А. Лебедев. – М. : Педагогика, 1990 – С. 177–182.

ГЛАВА 7.

Наши рекомендации