ГЕОМЕТРИЯ (Прямые, плоскости и углы в пространстве. Координаты и векторы. Многогранники, тела и поверхности вращения. Элементы вычислительной геометрии)
знать:
· различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве;
· основные правила и приемы изображения пространственных фигур на плоскости;
· формулы нахождения объемов и площадей поверхности основных пространственных фигур (пирамиды, призмы, тела вращения).
уметь:
· распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
· описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
· анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
· изображать на плоскости основные многогранники и тела вращения; выполнять чертежи по условиям задач;
· строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса;
· решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
· использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
· проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом |
Максимальная учебная нагрузка студента | |
Аудиторные занятия (уроки) | |
Самостоятельная работа | |
Форма промежуточного контроля | зачет |
Форма итогового контроля | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Приведенное ниже тематическое планирование предполагает комбинированную организацию проведения большинства уроков, то есть использование лекционных и семинарских форм работы.
№№ п/п | Темы дисциплины | Виды учебных занятий |
Уроки | ||
Развитие понятие о числе | ||
Корни, степени, логарифмы | ||
Элементы комбинаторики | ||
Прямые, плоскости и углы в пространстве | ||
Основы тригонометрии | ||
Координаты и векторы | ||
Функции, их свойства и графики | ||
Многогранники, тела и поверхности вращения | ||
Начала математического анализа | ||
Элементы вычислительной геометрии | ||
Элементы теории вероятностей и математической статистики | ||
Уравнения и неравенства | ||
Всего: |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. «Развитие понятия о числе»
Студент должен:
знать:
· определение действительного числа;
· понятие абсолютной и относительной погрешности приближений;
уметь:
· выполнять с заданной точностью арифметические действия;
· находить приближенные значения числовых выражений.
Расширение понятия числа: натуральные, целые, рациональные, действительные и комплексные числа. Число e. Приближенные вычисления. Приближенное значение величины и погрешности приближений.
Тема 2. «Корни, степени, логарифмы»
Студент должен:
знать:
· понятие корня натуральной степени;
· понятие степени с действительным показателем и ее свойства;
· способы решения иррациональных уравнений;
· определение логарифма числа, свойства логарифма;
· свойства и графики показательной и логарифмической функций;
· способы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств;
уметь:
· решать простейшие иррациональные уравнения;
· строить графики показательных и логарифмических функций с разными основаниями и на них иллюстрировать свойства функций;
· вычислять значения показательных и логарифмических выражений с помощью основных тождеств;
· решать несложные показательные и логарифмические уравнения;
· решать несложные показательные и логарифмические неравенства.
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства.Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.
Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений.
Степенная, показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств, простейших иррациональных уравнений.
Тема 3. «Элементы комбинаторики»
Студент должен:
знать:
· основные понятия комбинаторики;
· формулы для вычисления числа перестановок, размещений, сочетаний;
уметь:
· решать задачи на подсчет числа перестановок, размещений и сочетаний;
· решать задачи на перебор вариантов.
Основные понятия комбинаторики. Правило умножения и формулы для подсчета числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Тема 4. «Прямые, плоскости и углы в пространстве»
Студент должен:
знать:
· основные понятия стереометрии;
· аксиомы стереометрии и следствия из них;
· виды взаимного расположения двух прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве, способы задания плоскости в пространстве;
· основные теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей (без доказательства);
· понятие угла между прямыми, между прямой и плоскостью, между двумя плоскостями;
· понятие расстояния от точки до прямой и до плоскости, расстояния между параллельными и скрещивающимися прямыми, расстояния между параллельными плоскостями;
уметь:
· устанавливать в пространстве параллельность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей, используя признаки и основные теоремы параллельности;
· применять признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорему о трех перпендикулярах, признак перпендикулярности плоскостей для вычисления углов и расстояний в пространстве.
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.
Тема 5. «Основы тригонометрии»
Студент должен:
знать:
· определение радиана, формулы перевода градусной меры угла в радианную и обратно;
· определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа;
· основные формулы тригонометрии, перечисленные в программе курса;
· свойства и графики тригонометрических функций;
· понятие обратных тригонометрических функций;
· способы решения простейших тригонометрических уравнений;
уметь:
· строить графики тригонометрических функций;
· преобразовывать тригонометрические выражения, используя тригонометрические формулы;
· решать простейшие тригонометрические уравнения;
· решать несложные тригонометрические уравнения, сводящиеся к простейшим с помощью тригонометрических формул.
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов.Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
Тема 6. «Координаты и векторы»
Студент должен:
знать:
· понятие прямоугольной декартовой системы координат в пространстве;
· формулы расстояния между точками с заданными координатами и координаты середины отрезка;
· уравнение сферы;
· определение вектора, действий над векторами;
· свойства действий над векторами;
· понятие коллинеарных и компланарных векторов;
уметь:
· находить расстояние между точками с заданными координатами и координаты середины отрезка;
· составлять уравнение сферы;
· выполнять действия над векторами;
· раскладывать вектор на составляющие;
· вычислять длину вектора, угол между векторами;
· вычислять скалярное произведение векторов.
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.
Тема 7. «Функции, их свойства и графики»
Студент должен:
знать:
· определение числовой функции, способы ее задания;
· простейшие преобразования графиков функций;
· свойства функции, перечисленные в программе курса;
уметь:
· находить область определения функции;
· находить значение функции, заданной аналитически или графически, по значению аргумента и наоборот;
· по графику функции устанавливать ее важнейшие свойства (монотонность, ограниченность, четность, периодичность, непрерывность);
· применять геометрические преобразования при построении графиков.
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность, непрерывность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума и экстремумы. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция).
Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Тема 8. «Многогранники, тела и поверхности вращения»
Студент должен:
знать:
· понятие многогранника, его поверхности, понятие правильного многогранника;
· определение призмы, параллелепипеда; виды призм; определение пирамиды, правильной пирамиды;
· понятие тела вращения и поверхности вращения;
· определение цилиндра, конуса, шара, сферы;
уметь:
· изображать и вычислять основные элементы прямых призм, параллелепипедов и пирамид;
· строить простейшие сечения многогранников, указанных выше.
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
Сечения куба, призмы и пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере.
Тема 9. «Начала математического анализа»
Студент должен:
знать:
· определение числовой последовательности;
· понятие производной, ее геометрический и физический смысл;
· правила и формулы дифференцирования функций, перечисленных в программе дисциплины;
· уравнение касательной к графику функции в указанной точке, понятие углового коэффициента прямой;
· достаточные признаки возрастания и убывания функции, существования экстремумов;
· определение второй производной, ее физический смысл;
· общую схему исследования функций и построения графиков с помощью производной;
· правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке;
· определение первообразной;
· таблицу и правила вычисления первообразных;
· понятие определенного интеграла, его геометрический смысл;
· понятие криволинейной трапеции, способ вычисления площади криволинейной трапеции с помощью первообразной и определенного интеграла;
уметь:
· дифференцировать функции, используя таблицу и правила вычисления производных;
· вычислять значение производной функции в указанной точке;
· находить угловой коэффициент касательной, составлять уравнение касательной к графику функции в указанной точке;
· применять производную для нахождения промежутков монотонности и экстремумов функции;
· находить производную второго порядка, применять вторую производную для исследования функции;
· находить наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке;
· решать несложные прикладные задачи на нахождение наибольших и наименьших значений реальных величин;
· вычислять первообразные элементарных функций с помощью таблиц и правил;
· вычислять первообразную, удовлетворяющую заданным начальным условиям;
· вычислять определенный интеграл с помощью формулы Ньютона-Лейбница;
· находить площади криволинейных трапеций.
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей.Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции.
Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Тема 10. «Элементы вычислительной геометрии»
Студент должен:
знать:
· понятие объема и площади поверхности многогранника;
· формулы для вычисления объемов и площадей поверхностей многогранников;
· формулы для вычисления объемов и площадей поверхностей тел вращения;
уметь:
· находить объем прямой призмы, параллелепипеда, пирамиды;
· находить площади поверхностей призмы, параллелепипеда, пирамиды;
· изображать и вычислять основные элементы прямого кругового цилиндра, конуса, шара;
· вычислять площади осевых сечений тел вращения;
· находить объемы цилиндра, конуса, шара;
· находить площади поверхностей цилиндра, конуса, шара.
Объем и его измерение. Интегральная формула объема.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
Тема 11. «Элементы теории вероятностей и математической статистики»
Студент должен:
знать:
· основные понятия статистики (мода, медиана, размах, среднее арифметическое, частота);
· классическое и статистическое определение вероятности;
уметь:
· оценивать по относительной частоте событие и его вероятность;
· вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
· представлять с помощью таблиц, диаграмм и графиков частотное распределение данных;
· находить моду, медиану, размах, среднее арифметическое совокупности числовых данных.
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана, мода, размах. Понятие о задачах математической статистики.
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Тема 12. «Уравнения и неравенства»
Студент должен:
знать:
· понятие равносильности уравнений, неравенств, систем;
· основные способы решения рациональных, показательных, логарифмических, простейших иррациональных и тригонометрических уравнений;
· основные способы решения рациональных, показательных, логарифмических неравенств;
уметь:
· решать рациональные, показательные, логарифмические, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения;
· решать рациональные, несложные показательные, логарифмические неравенства.
Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и системы. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).
Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.