Методические рекомендации к семинарским занятиям
Практические занятия по дисциплине «Статистика» предназначены для усвоения студентами отдельных приемов и методов получения, обобщения и анализа статистических данных.
Практические занятия включают работу студентов под руководством преподавателя, коллективное обсуждение наиболее актуальных, сложных и спорных вопросов темы, рассмотрение разных вариантов в ходе решения задач.
Практическое занятие целесообразно начинается с проверки выполнения домашних заданий, устного опроса студентов и обсуждения теоретических вопросов. Затем студенты под руководством преподавателя решают типичные задачи по основным вопросам темы. В процессе устного опроса и решения задач необходимо обращать внимание на наиболее удачные и творческие ответы и решения, указывать на неправильные ответы, типичные ошибки, некорректные решения.
План
проведения практического занятия по теме:
«Предмет, метод и основные категории статистики как науки. Статистическое наблюдение, сводка и группировка статистических данных»
Учебные вопросы:
1. Решение типовой задачи на выявление групп территорий РФ по значениям данного признака, на расчёт предложенной системы аналитических показателей, на оформление этапов решения задачи в расчётной (разработочной) таблице и результатов – в заключительной (аналитической) таблице.
2.Сравнительный и графический анализ результатов, краткое изложение основных выводов в аналитической записке.
Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию
Практическое занятие посвящено правилам построения и оформления статистических таблиц.
Задача:
Необходимо построить групповую таблицу, выделив группы территорий с уровнем фондовооружённости (D7): -до 240 тыс. руб.; -240 тыс. руб. и более. В сказуемом рассчитать число территорий, средние значения признаков (простые - на 1 территорию и взвешенные, например, средняя выработка). Оформите таблицу с соблюдением известных правил. Проанализируйте результаты и выводы оформите в аналитической записке.
Приводятся данные по территориям района за год.
Числен-ность на-селения на 1.01. 2006 г., тыс. чел. | Среднегодовая численность занятых в экономике | Валовой регио-нальный продукт, млрд. руб. | Основные фонды в экономике, млрд. руб. | Выработка продукции в среднем на 1-го занятого в экономике, тыс. руб. | Приходится в среднем стоимости фондов на 1-го занятого в экономике, тыс. руб. | % занятых | выработка | фондовоор. | |||
Всего, тыс. чел. | В % к численности населения | ||||||||||
D1 | D2 | D3 | D4 | D5 | D6 | D7 | Х 12 | X 13 | X 14 | ||
1. | Брянская | 38,0 | 11,9 | 119,6 | 21,8 | 218,9 | 38,0 | 21,8 | 218,9 | ||
2. | Владимирская | 43,6 | 115,2 | 22,9 | 164,8 | 43,6 | 22,9 | 164,8 | |||
3. | Ивановская | 39,3 | 9,1 | 74,2 | 19,0 | 154,9 | 39,3 | 19,0 | 154,9 | ||
4. | Калужская | 43,8 | 10,9 | 94,9 | 23,0 | 200,6 | 43,8 | 23,0 | 200,6 | ||
5. | Костромская | 41,6 | 8,9 | 79,1 | 27,4 | 243,4 | 41,6 | 27,4 | 243,4 | ||
6. | Москва | 59,2 | 362,5 | 1222,8 | 71,8 | 242,1 | 59,2 | 71,8 | 242,1 | ||
7. | Московская | 36,1 | 100,6 | 489,3 | 43,1 | 209,9 | 36,1 | 43,1 | 209,9 | ||
8. | Орловская | 41,7 | 10,2 | 54,5 | 27,3 | 145,7 | 41,7 | 27,3 | 145,7 | ||
9. | Рязанская | 40,5 | 14,2 | 107,3 | 27,3 | 206,3 | 40,5 | 27,3 | 206,3 | ||
10. | Смоленская | 39,6 | 12,2 | 112,6 | 27,3 | 251,9 | 39,6 | 27,3 | 251,9 | ||
11. | Тверская | 39,6 | 17,7 | 162,7 | 28,1 | 257,8 | 39,6 | 28,1 | 257,8 | ||
12. | Тульская | 44,0 | 19,1 | 150,3 | 25,0 | 196,5 | 44,0 | 25,0 | 196,5 | ||
13. | Ярославская | 45,0 | 22,3 | 167,8 | 35,1 | 264,3 | 45,0 | 35,1 | 264,3 | ||
ВСЕГО | 45,5 | 615,6 | 2950,3 | 46,3 | 222,2 |
Домашнее задание: решение индивидуальной задачи на проведение группировки территорий РФ по значениям заданного признака, на расчёт системы показателей сводки. Оформление результатов в расчётной и в заключительной таблицах. Анализ полученных результатов и оформление аналитической записки с краткими выводами.
План
проведения практического занятия по теме:
«Статистическая группировка и сводка»
Учебные вопросы:
1. Решение задачи на выявление типов объектов изучения (территорий РФ; банков; страховых компаний; стран-участниц экспортно-импортных операций РФ) в соответствии с указанным принципом их разделения, на проектирование и расчёт системы аналитических показателей.
2.Оформление этапов решения задачи в таблицах разного вида.
3.Анализ результатов, их графическая иллюстрация, краткое изложение основных выводов в аналитической записке.
Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию
Практическое занятие посвящено правилам выполнения простой типологической группировки и расчёту системы показателей сводки
Домашнее задание: решение индивидуальной задачи на проведение простой типологической группировки. Проектирование и расчёт системы показателей сводки. Оформление результатов в таблицах. Анализ полученных результатов и их изложение в краткой аналитической записке.
План
проведения практического занятия по теме:
«Абсолютные и относительные статистические показатели. Метод средних величин»
Учебные вопросы:
1.Изучение правил выбора вида и формы средней в зависимости от вида изучаемого признака и его связи с признаками в условии задачи.
2.Решение общей задачи, самостоятельное решение типовой задачи.
Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию
Практическое занятие посвящено правилам построения и расчёту системы средних величин разного вида и формы.
Задача.
Приводятся сведения за год по регионам Европейской части России.
Задание:
Выполните расчёт средних значений каждого показателя, укажите вид и форму средней величины, приведите подробные формулы расчёта, проанализируйте полученные результаты.
Регионы | Численность занятых в экономике | Среднемесячный душевой доход населения, тыс. руб. | Стоимость валового регионального продукта в среднем на: | |||
Всего, млн. чел. | в % от численности населения | |||||
1-го занятого в экономике, тыс. руб. | 1 руб. стоимости основных фондов в экономике, коп. | |||||
W | R | L | M | C | ||
Прибрежный | 3,59 | 43,2 | 3,860 | 47,2 | 14,4 | |
Центральный | 3,15 | 40,5 | 4,105 | 54,9 | 15,2 | |
Восточный | 3,09 | 39,7 | 4,211 | 57,2 | 15,7 |
Домашнее задание: решение индивидуальной задачи и её оформление в соответствии со стандартными правилами.
План
проведения практического занятия по теме:
«Вариационный анализ»
Учебные вопросы:
1. Изучение методики расчёта системы показателей вариации по интервальному вариационному ряду; построение графиков вариационного ряда.
2.Оформление расчётной таблицы, анализ полученных результатов.
3.Анализ особенностей расчёта показателей вариации по ранжированному ряду с использованием пакетов прикладных программ (ППП) на персональном компьютере (ПК).
4.Расчёт относительных показателей структуры.
5.Расчёт и анализ системы показателей различия 2-х структур. График различий структур.
Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию
Практическое занятие посвящено расчёту показателей вариации по интервальному вариационному ряду, показателей структуры и оценки различий 2-х структур.
Задача 1:
Приводится распределение территорий РФ по величине среднедушевых денежных доходов в месяц, тыс. руб., P. Выполните расчёт системы абсолютных и относительных показателей вариации, значение показателей моды и медианы, коэффициента асимметрии. Постройте гистограмму и полигон, иллюстрирующие фактическое распределение. Проанализируйте результаты, выводы оформите аналитической запиской.
Группы территорий РФ по значению среднедушевого денежного дохода в месяц, тыс. руб., | Число территорий в группе, |
до 2,1 | |
от 2,1 до 2,9 | |
от 2,9 до 3,8 | |
от 3,8 и более | |
Итого |
Задача 2:
Структура экспорта и импорта РФ в 2005 году, млрд. $.
Группы стран | Экспорт | Импорт |
1. Страны СНГ | 10,7 | 8,3 |
2. Страны организации экономического содействия и развития (ОЭСР) | 42,4 | 16,6 |
3. Страны европейского союза | 24,0 | 11,1 |
4. Страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества | 12,6 | 4,8 |
5. Страны Европейской ассоциации свободной торговли | - | - |
6. Страны Центральной и Восточной Европы | 11,0 | 2,1 |
7. Страны Прибалтики | 2,8 | 0,3 |
Всего | 103,5 | 43,2 |
Задание:
1. Рассчитайте относительные показатели структуры.
2. Рассчитайте абсолютные и относительные показатели различий 2-х структур.
3. Постройте столбиковый график различий 2-х структур.
4. Проанализируйте полученные результаты, выводы оформите краткой аналитической запиской
Домашнее задание: решение индивидуальной задачи и её оформление в соответствии со стандартными правилами. Построение графиков вариационного ряда. Изложение результатов анализ в краткой аналитической записке.
План
проведения практического занятия по теме:
«Выборочный метод в статистике»
Учебные вопросы:
1.Изучение методики формирования выборочного множества способом механического отбора и методом жеребьёвки (с помощью таблицы случайных чисел или генератора случайных чисел).
2.Порядок расчёта средних и предельных ошибок выборки для значения средней величины и для значения доли.
3.Построение по результатам выборки доверительного интервала значений показателей генеральной совокупности.
4.Анализ факторов, определивших величину ошибок выборки, а также диапазон границ доверительного интервала значений генеральной средней и доли.
5.Оформление аналитической записки с краткими выводами.
Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию
По теме предусмотрено проведение двух практических занятий.
Практическое занятие 1 посвящено правилам организации собственно случайной выборки и оценка её результатов.
Задача 1:
Приводятся данные о поступлении налоговых платежей и других доходов (X) и о задолженности по налоговым платежам (Z) в бюджетную систему РФ по субъектам федерации, млрд. руб.
Задание:
По приведённым данным необходимо, используя простую случайную выборку, изучить значения и по всей генеральной совокупности.
С этой целью произвести 9%-ую собственно случайную выборку, используя: а) механический отбор и б) отбор по таблице случайных чисел.
Выполните расчёт средней возможной ошибки - или .
С вероятностью Р(t) = 0,954 и Р(t) = 0,986 рассчитайте предельную ошибку выборочных характеристик и предельной ошибки - или , а затем - доверительный интервал возможного значения каждого из признаков в генеральной совокупности.
В аналитической записке укажите, от каких факторов как зависят ошибки выборочных характеристик и подтвердите выводы результатами выполненной работы.
Субъекты РФ | Поступ-ления,X | Задолжен-ность, Z | Субъекты РФ | Поступ-ления,X | Задолжен-ность, Z |
1.Респ. Карелия | 41. Респ. Адыгея | ||||
2. Респ. Коми | 42. Респ. Дагестан | ||||
3. Архангельская обл. | 43. Респ. Ингушетия | ||||
4. Вологодская обл. | 44. Кабардино-Балкарская респ. | ||||
5. Мурманская обл. | 45. Карачаево-Черкесская респ. | ||||
6. г.Санкт-Петербург | 46. Респ. Северная Осетия | ||||
7. Ленинградская обл. | 47. Чеченская респ. | 0,0 | … | ||
8. Новгородская обл. | 48. Краснодарский край | ||||
9. Псковская обл. | 49. Ставропольский край | ||||
10. Брянская обл. | 50. Ростовская обл. | ||||
11. Владимирская обл. | 51. Респ. Башкортостан | ||||
12. Ивановская обл. | 52. Удмуртская респ. | ||||
13. Калужская обл. | 53. Курганская обл. | ||||
14. Костромская обл. | 54. Оренбургская обл. | ||||
15. г Москва | 55. Пермская обл. | ||||
16. Московская обл. | 56. Свердловская обл. | ||||
17. Орловская обл. | 57. Челябинская обл. | ||||
18. Рязанская обл. | 58. Респ. Алтай | ||||
19. Смоленская обл. | 59. Алтайский край | ||||
20. Тверская обл. | 60. Кемеровская обл. | ||||
21. Тульская обл. | 61. Новосибирская обл. | ||||
22. Ярославская обл. | 62. Омская обл. | ||||
23. Респ. Марий Эл | 63. Томская обл. | ||||
24. Респ. Мордовия | 64. Тюменская | ||||
25. Чувашская респ. | 65. Респ. Бурятия | ||||
26. Кировская обл. | 66. Респ. Тыва | ||||
27. Нижегородская обл. | 67. Респ. Хакасия | ||||
28. Белгородская обл. | 68. Красноярский край | ||||
29. Воронежская обл. | 69. Иркутская обл. | ||||
30. Курская обл. | 70. Читинская обл. | ||||
31. Липецкая обл. | 71. Респ. Саха | ||||
32. Тамбовская обл. | 72. Приморский край | ||||
33. Респ. Калмыкия | 73. Хабаровский край | ||||
34. Респ. Татарстан | 74. Амурская обл. | ||||
35. Астраханская обл. | 75. Камчатская обл. | ||||
36. Волгоградская обл. | 76. Магаданская обл. | ||||
37. Пензенская обл. | 77. Сахалинская обл. | ||||
38. Самарская обл. | 78. Калининградская обл. | ||||
39. Ульяновская обл. | |||||
40. Саратовская обл. |
Задача 2:
На предприятии проводится изучение внутрисменных потерь рабочего времени. Из 3675 рабочих предприятия случайно бесповторно обследован 441 человек. Установлено, что в среднем за рабочий день потери составили 24 минуты при среднем квадратическом отклонении минутам. Потери рабочего времени были выявлены у 265 человек из числа обследованных.
С вероятностью P(t)=0,9742 определите возможные пределы: а)средних потерь рабочего времени; б)доли рабочих, допустивших внутрисменные потери.
Задача 3:
Для определения качества профессиональной подготовки студентов проводится их выборочная аттестация Из 5200 студентов в порядке собственно случайной бесповторной выборки аттестуется каждый 10-й студент. Средний балл аттестации составил = 4,23. Среднее квадратическое отклонение составило =0,930.
С какой вероятностью P(t) можно утверждать, что средний балл аттестации всех студентов не превысит 4,33 и будет не ниже 4,13?
Задача 4:
На чаеразвесочной фабрике предполагается провести выборочное обследование качества продукции. Необходимо определить, сколько пачек чая из 30 тыс. выпускаемых за смену, следует подвергнуть собственно случайному выборочному контролю. По ранее выполненному обследованию установлено, что бракованные пачки составляют 5% от их общего числа. Новое обследование должно быть организовано так, чтобы предельная ошибка среднего процента бракованных пачек не превысила 1,5%, а вероятность выводов P(t) была не ниже 95%.
Домашнее задание 1: формирование по исходным данным индивидуальной задачи оригинальной выборки заданного объёма, используя методы жеребьёвки и механического отбора; расчёт оценок каждой выборки; построение доверительного интервала генеральных характеристик. Анализ результатов, оформление аналитической записки.
Практическое занятие 2 посвящено порядку решения типовых задач, возникающих при организации выборочного наблюдения – 2 часа.
Порядок решения типовых задач на расчёт ошибок выборки (№1), определения вероятности предельной ошибки (№2), нахождения объёма предполагаемой выборки (№3).
Домашнее задание 2: решение индивидуальной типовой задачи или №1, или №2, или №3. Оформление аналитической записки с краткими выводами.
План
проведения практического занятия по теме:
«Статистические методы моделирования связи социально-экономических явлений и процессов»
Учебные вопросы:
1.Решение типовой задачи на построение однофакторной группировки, расчёт эмпирических (табличных) показателей силы и тесноты связи.
2.Оценка полученных результатов через F-критерий Фишера.
3.Построение графиков поля корреляции и эмпирической линии регрессии.
4.Анализ полученных результатов, прогноз на основе табличных показателей силы связи.
Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию
Практическое занятие посвящено построению факторной группировки и анализ её результатов.
Задача:
Приводятся данные по 20 предприятиям отрасли:Y-выработка продукции на 1-го работника, тыс. руб. X-энерговооружённость труда 1-го работника, квт.
Задание:
Проведите изучение связи Y и X, используя аналитическую группировку с оптимальным числом интервалов. Выполните расчёт показателей силы (bj и Bсредняя) и тесноты η и η2)связи. Проанализируйте результаты, выводы оформите в аналитической записке.
№ п/п | Y | X | № п/п | Y | X |
9,8 | 4,8 | 8,8 | 3,9 | ||
6,7 | 2,8 | 10,0 | 5,0 | ||
12,4 | 7,0 | 12,1 | 6,2 | ||
6,9 | 3,8 | 11,0 | 5,1 | ||
11,8 | 5,5 | 6,8 | 2,7 | ||
7,3 | 3,0 | 7,0 | 2,9 | ||
8,4 | 3,4 | 12,0 | 6,1 | ||
10,7 | 5,2 | 7,5 | 3,3 | ||
11,1 | 5,4 | 8,0 | 3,4 | ||
7,3 | 2,9 | 9,2 | 3,8 | ||
Итого | 184,8 | ||||
Средняя | 9,24 | 4,31 | |||
Сигма | 1,9724 | 1,2782 |
Домашнее задание: по исходным данным индивидуальной задачи построить однофакторную группировку с оптимальным числом групп, рассчитать табличные показатели тесноты и силы связи, дать графическую иллюстрацию выявленной связи. Проанализировать полученные результаты и оформить их в краткой аналитической записке.
Планы
проведения практических занятий по теме:
«Индексный метод»
Учебные вопросы: