Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.

Семинар (от лат. «seminarium» - рассадник) – практическое учебное занятие, предполагающее коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных обучающимися самостоятельно. Он является средством развития у студентов культуры научного мышления и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.

Главная цель семинарских занятий – овладение студентами навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Задачи:

- развитие творческого профессионального мышления;

- познавательная мотивация;

- профессиональное использование знаний в учебных условиях (навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения);

- решение частных задач (повторение и закрепление знаний, контроль, общение);

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Реализуется общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Итак, семинарские занятия выступают как формы организации деятельности студентов и преподавателей, когда помимо общения межличностного, происходит взаимодействие познавательное, целенаправленное, образовательное, воспитательное.

Планы семинарских занятий.

Тема 1. От Руси к России.

1. Древняя Русь:социально-прлстическийстрой, экономические отношения.

2. Русские земли в 12-13 в.в.Особенности феодальной раздробленности на Руси.

3. Русь и Орда: проблема взаимовлияния.

Возвышение Москвы. Образование централизованного российского государства.

Тема 2. Россия в 16-18 в.в.

1.Становление самодержавия в конце 15 - начале 16в.

2. «Смутное время» в конце 16-начале 17в.

3. Политичаское развитие России в 17 веке.

4.Модернизация в России в 18 веке.

Тема 3. Буржуазное реформирование России в 18 –начале 20в.

1. Либерально-буржуазные реформы в 19 веке.

2. Политическое разкитие Российской империи в начале 20 века.

3. Российские реформы 1906-1916 г.г.

Тема 4. Российское государство в 1914-1930 г.г.

1. Россия в условиях I Мировой войны. Российские революции 1917 года.

2. Гражданская война в России (1918-1922г.г.).

3. НЭП.

4.Строительство социализма в СССР. Формирование тоталитарного режима.

Тема 5. Российское государство в середине 20 –начале 21 века.

1.СССH накануне и в период II Мировой войны.

2. СССР во 2-ой половине 20 века.

3. «Перестройка» и распад СССР.

4. Новая Россия.

Контрольные вопросы и тесты для модульных занятий.

Модуль 1. История как наука. Русские земли в 9 – 16 вв.

Теория и методология исторической науки.

Древняя Русь (IX-начало XII в.в.). Русские земли в период политической раздробленности.

Образование и развитие Российского государства ( II пол. XV-XVIIв.в.).

Вопросы модуля 1.

1.Сущность, формы и функции исторического знания.

2.Метод и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников.

3.Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

4.Подходы к истории: формационный и цивилизационный. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

5.Античное население в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян.

6.Основные этапы становления государственности Древней Руси.

7.Внешняя политика Киевской Руси.

8.Особенности социального строя Древней Руси.

9.Принятие христианства, распространение ислама.

10.Эволюция восточнославянской государственности в 11 – 12 вв.

11.Аграрные отношения Древней Руси.

12.Феодальная раздробленность на Руси в 12 – начало 13 вв.

13.Русские земли в 13 – 15 вв. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Русь и Литва в 14 – 15 вв.

14.Социально-политические изменения в русском государстве в 13 – 15 вв.

15.Возвышение Москвы. Образование единого Московского государства.

16.Формирование сословной системы организации общества в 12 – 17 вв.

17.Взаимоотношения России со средневековыми государствами Европы и Азии (12 – 17 вв.)

18.Проблема становления российского абсолютизма. Становление самодержавия в 16 в.

19.“Смутное время” в России начала 17 в.

20.Политическое развитие России в 17 в.

21.Крепостное право в России: становление и развитие.

Тесты к модулю 1.

Вариант 1.

1. Выберите верный ответ. Нестор при создании «Повести временных лет» ставит задачи

а). происхождение Руси, кто первым княжил в Киеве, как образовалось государство;

б). Кем являлись по происхождению Дир и Аскольд, как Вещий Олег получил киевский

престол, кто является предками Рюриковичей;

в). выявить истоки христианства на Руси, проследить соотношение христианских и

языческих традиций на Руси.

2. Установите последовательность. На Древнюю Русь нападали племена:

а). печенегов; б). половцев; в). хазар.

Наши рекомендации