V. методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарское занятие одна из важных форм обучения для студентов изучающих дисциплину «Трудовое право». Основное значение данных занятий состоит в закреплении лекционного материала, в осуществлении контроля преподавателем за ходом самостоятельной работы студента и за успеваемостью в освоении прочитанного на лекции и вынесенного на самостоятельную подготовку материала. Кроме этого семинарские занятия преследуют своей целью углубить, конкретизировать полученные знания, научить творчески мыслить, вести научно обоснованную полемику, полно и в доступной форме излагать и защищать собственную позицию. С каждого семинарского занятия слушатели должны уходить с новыми знаниями. Это достигается благодаря вопросам, раскрываемым как самими студентами, так и преподавателем.

Активное участие в семинарских занятиях обеспечивается подготовкой по прочитанным лекциям и изучением дополнительной литературы по теме семинарских занятий, где особую важность приобретает работа с научной литературой, нормативно правовыми актами, конспектирование.

Первостепенной составляющей при подготовке к семинарским занятиям выступает работа с учебной литературой. Важным является не «слепое» заучивание текста, а внимательное изучение, осмысление материала, разработка собственного плана выступления на занятии, обоснование собственной позиции по дискуссионным моментам. Такой подход к изучению предмета позволит слушателю курса не только воспроизвести содержание тех или иных категорий, но и раскрыть их основное содержание, суть.

При подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется обращаться к нормативно-правовым актам, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их. Особое внимание уделяется развитию способности студентов к поиску новых, разнообразных и неординарных решений проблем, самостоятельной работе.

Повышению качества изучения материала способствуют консультации и коллоквиумы (собеседования), которые преподаватель проводит в установленное на кафедре в соответствии с графиком время. Это форма контакта обеспечивает непосредственную связь между студентом и преподавателем (по ним преподаватель судит о трудностях, возникающих у студентов в ходе учебного процесса, о степени усвоения предмета, о помощи, какую надо оказать, чтобы устранить пробелы в знаниях).

Изучение дисциплины «Трудовое право» предполагает проведение двух основных видов учебных консультаций: текущие и предзачётные. Кроме этого есть и другие виды консультаций - индивидуальные собеседования, консультации для подготовки реферата, научного доклада.

Предзачётная консультация состоит из двух частей: ответов преподавателя на вопросы студентов (они предполагают четкость и ясность разъяснения сложных вопросов предмета); методических рекомендаций, как готовиться к зачету (повторение учебного материала, приведение его в определенную систему, изучение специальной литературы, составление логичного ответа на достаточно обширный вопрос предмета, знакомство студентов с критериями оценки их знаний).

При проведении семинарских занятий преподавателем производится учет успеваемости студентов. В течение семестра проводится текущий и промежуточный контроль, осуществляемый в виде контрольных работ, тестов (письменных или компьютерных), общих опросов. Если текущий контроль выявляет знания студентов по теме семинарского занятия, то промежуточный направлен на проверку и оценку глубины, качества усвоения учебного материала по определенному блоку проблем предмета. Данные виды контроля помогают сформировать целостную «картину» подготовки студента.

VI. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1. Коллективный договор в современных условиях, его значение (2часа)

1. Коллективный договор в современных условиях, его значение.

2. Соглашения о труде: понятия, виды, особенности.

3. Стороны коллективного договора и соглашения.

4. Содержание коллективного договора. Основные разделы и приложения.

5. Порядок заключения и проверка исполнения коллективного договора.

6. Ответственность за нарушение коллективного договора. Рассмотрение споров между сторонами коллективного договора.

Задачи

1. При заключении коллективного договора в одной из организаций возник вопрос о компенсации работникам за ежедневную многочасовую работу на компьютере и ксероксе. Работодатель отказывался от предложения выборного профсоюзного органа установить соответствующим работникам сокращенный рабочий день и предоставлять дополнительные отпуска, поскольку работа на компьютере и ксероксе не предусмотрена в действующем Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда от 25 октября 1974 г., работа в которых дает право на установление соответствующих льгот. Профсоюзный орган настаивал на том, что отсутствие в законодательстве регулирования спорного вопроса не исключает возможности его коллективно-договорного регулирования. Чья позиция является правильной? Почему? На основании, каких нормативных правовых актов?

2. В организации « Спектр» существуют три профессиональных союза, представляющих интересы своих членов. В связи с решением общего собрания работников трудового коллектива о заключении в организации

коллективного договора у выборных профсоюзных органов соответствующих профсоюзов возникли вопросы, по которым не было единства мнений. Они обратились к юрисконсульту организации с просьбой ответить на вопросы: С каким из трех профсоюзов работодатель должен вести переговоры и заключить коллективный договор? Может ли заключенный таким образом коллективный договор быть распространен на всех работников трудового коллектива? Какой ответ должен дать юрисконсульт?

3. В процессе обсуждения проекта коллективного договора, подготовленного совместной комиссией от имени двух профсоюзов, действующих в организации, один из профсоюзов отказался подписать коллективный договор в связи с тем, что в нем не были учтены специфические интересы представляемых им работников, и высказался за ведение отдельных переговоров от имени своих членов. Возник вопрос о порядке урегулирования возникшего разногласия. Предложите возможные варианты его решения.

Тест для самоконтроля

1. Коллективный договор это:

а) одностороннее соглашение;

б) двустороннее соглашение;

в) трех стороннее соглашение.

2. Колдоговор заключается сроком на:

а) 6 месяцев;

б) 1 год;

в) 3 года.

3. Сторонами коллективного договора являются:

а) работники;

б) профсоюзный комитет;

в) работодате6ль;

г) руководитель предприятия.

4. Содержание Колдоговор составляют условия:

а) преимущественно дополнительные по отношению к социальному законодательству;

б) о которых стороны договорились, не взирая на законодательство;

в) содержащиеся в законодательных актах.

5. Колдоговор:

а) проходит обязательную регистрацию в Регистрационной палате;

б) проходит уведомительную регистрацию в Управлении по труду и социальной защите населения;

в) не проходит регистрацию.

6. Если стороны не пришли к соглашению в установленные сроки:

а) Колдоговор применяется в т ой части, где отсутствуют разногласия, и продолжают обсуждение;

б) начинается процедура разрешения коллективного спора

продолжают искать компромисс.

7. Контроль над исполнением условий колдоговора осуществляют:

а) стороны;

б) представители сторон;

в) налоговая инспекция.

Темы рефератов

1. Принципы разработки и заключения соглашений и коллективных договоров.

2. Социально-партнёрские отношения в современной России.

Основная литература

1. Трудовое право: учеб. Под ред. О.В.Смирнова, И.О.Снегирёвой, М.: 2008

Дополнительная литература

1. Трудовое право Росси. Практикум. Юстицинформ; Правоведение. 2011г./www/ knigafund.ru

2. Трудовое право:курс лекций.Учебник. КосаренкоН.Н. изд-во Волтерс Клубер. 2010г. ./www/ knigafund.ru

3. Трудовое право. Конспект лекций. Соловьёв А.А. А-Приор. 2010г. ./www/ knigafund.ru

4. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный). Спрактическими разъяснениями и постатейными материалами. Борисов А.Б. Книжный мир.2011г. ./www/ knigafund.ru

Наши рекомендации