Анализ прибыли и рентабельности. Данный раздел включает общий анализ финансовых результатов
Данный раздел включает общий анализ финансовых результатов, анализ прибыли от продаж или прибыли от реализации определенного вида продукции и анализ показателей рентабельности.
Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями оценки работы предприятия и характеризуют эффективности его деятельности. В то же время прибыль является источником расширения производства, модернизации оборудования, пополнения оборотных средств и т.д. Поэтому анализ прибыли и рентабельности является важнейшей задачей.
Анализ прибыли начинается с изучения уровня, динамики и структуры финансовых результатов. Анализ проводится по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 18. Анализ динамики и структуры финансовых результатов
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение, руб. | ||||
руб. | % | план, руб. | факт | пред. году | плану | ||
руб. | % | ||||||
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС и акциза Затраты на производство и реализацию продукции включая коммерческие расходы Прибыль (убыток) от продаж Сальдо прочих финансовых результатов Прибыль до налогообложения Налог на прибыль Чистая прибыль |
В анализе необходимо исследовать изменение прибыли до налогообложения по отношению к плану и предыдущему году, указать причины изменения по составляющим; рассмотреть изменение структуры, указать наличие относительной экономии или перерасхода по затратам и налогу на прибыль. Если имеется значительный убыток по операционным и внереализационным результатам, необходимо отдельно рассмотреть причины его формирования.
Так как прибыль от реализации продукции имеет, как правило, наибольший удельный вес и является наиболее важной составляющей финансовых результатов, то далее проводится факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом по предприятию, по цеху или основному виду продукции.
На изменение прибыли от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:
- физический объем реализованной продукции;
- структура реализованной продукции;
- себестоимость производства и реализации продукции;
- среднереализационные цены на продукцию.
Для анализа необходимо рассчитать недостающие показатели:
- стоимость реализованной продукции отчетного года в ценах предыдущего года или плана:
В2, ц1 = ∑V2i*Ц1i ,(30)
где В2, ц1- выручка отчетного года в ценах предыдущего года;
V2i – физический объем реализованной продукции i-го вида в отчетном году;
Ц1i – цена за единицу продукции i-го вида в предыдущем году.
- фактически реализованную продукцию по себестоимости предыдущего года или плана:
С2, с1 = ∑V2i*С1i ,(31)
где С2, с1 – себестоимость реализованной продукции отчетного года по удельной себестоимости предыдущего года;
С1i – себестоимость единицы продукции i-го вида в предыдущем году.
Исходные показатели и результаты расчета сводятся в таблицу 19.
Таблица 19. Данные для анализа влияния факторов на изменение
прибыли от реализации, руб.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | |
по ценам и себестоимости предыдущего года | по ценам и себестоимости отчетного года | ||
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов) Затраты на производство и реализацию продукции Прибыль от реализации |
Оценка влияния факторов на прибыль от реализации продукции проводится следующим образом:
1. Влияние на прибыль изменения физического объема реализованной продукции (∆ПV ) рассчитывается по формуле:
∆ПV = (Пр1 * Тр V) / 100 – Пр1 , (32)
где Пр1 – прибыль от реализации продукции предыдущего года, руб.;
Тр V – темп роста объема реализованной продукции, рассчитанный как отношение стоимости реализованной продукции отчетного года в ценах предыдущего года к стоимости реализованной продукции предыдущего года, %
2. Влияние на прибыль структурных сдвигов в объеме реализованной продукции (∆Пстр) определяется по формуле:
∆П стр = Пр2, ц1,с1 – Пр1 – Пq , (33)
где Пр2, ц1,с1- прибыль фактически реализованной продукции в отчетном году в ценах и себестоимости предыдущего года, руб.
3. Влияние на прибыль от реализации продукции изменения себестоимости (∆Псеб) :
∆П себ = С2, с1 – С2 , (34)
где С2, с1 – себестоимость реализованной продукции отчетного года по удельной себестоимости предыдущего года, руб.;
С2 – фактическая себестоимость отчетного года, руб.
4. Влияние на прибыль среднереализационных цен на продукцию (∆Пц) рассчитывается по формуле:
∆Пц = В2 – В2, ц1 ,(35)
где В2 – фактическая выручка отчетного года, руб.;
В2, ц1 – выручка фактически реализованной продукции отчетного года в ценах предыдущего года.
В анализе необходимо дать характеристику влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции, уделив особое внимание влиянию факторов, зависящих от предприятия.
Прибыль является абсолютной характеристикой финансовых результатов деятельности предприятия, в то время как показатели рентабельности отражают относительную эффективность деятельности предприятия.
Анализ рентабельности начинается с изучения динамики показателей рентабельности, основными из которых являются:
1. Общая рентабельность капитала (Rк):
Rк = Пб/К, (36)
где Пб – прибыль до налогообложения;
К – средняя величина капитала, рассчитанная как среднеарифметическое от стоимости капитала на начало и конец года.
2.Рентабельность продукции (затрат) (R):
R = Ппр / С * 100, (37)
где Ппр – прибыль от продаж;
С – затраты на производство и реализацию продукции.
3. Рентабельность продаж (Rпр):
Rпр = Ппр / В * 100, (38)
где В – выручка от продаж.
4. Рентабельность производственных фондов (Rпф):
Rпф = Пб / (F + Об.С) * 100 , (39)
где F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
ОбС – среднегодовая стоимость оборотных средств.
В анализе изучается динамика показателей рентабельности (таблица 20).
Таблица 20. Динамика показателей рентабельности, %
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение |
1.Общая рентабельность капитала 2.Рентабельность продукции (затрат) - ( по видам продукции) 3.Рентабельность продаж, в т.ч. - (по видам продукции) 4. Рентабельность производственных фондов |
В выводах следует дать характеристику изменения показателей, указав причины снижения рентабельности.
Для выявления взаимосвязи эффективности деятельности предприятия с результатами финансово-хозяйственной деятельности проводится факторный анализ общей рентабельности капитала исходя из следующей факторной зависимости:
Rк = Пб/В * В/ОбА * ОбА/КП * КП/К = Rпр*Коб*Кт*УдКП , (40)
где ОбА – средняя стоимость оборотных активов;
КП – средняя стоимость краткосрочных пассивов;
Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных активов;
Кт – коэффициент текущей ликвидности;
УдКП – удельный вес краткосрочных пассивов в стоимости капитала.
Таблица 21. Исходные данные для факторного анализа общей рентабельности капитала
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение |
Прибыль до налогообложения, руб. Выручка от продаж, руб. Средняя стоимость капитала, руб. Средняя стоимость оборотных активов, руб. Средняя стоимость краткосрочных пассивов, руб. Общая рентабельность продаж, % Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, об. Коэффициент текущей ликвидности, ед. Удельный вес краткосрочных пассивов, % |
Оценку влияния факторов можно провести способом абсолютных разниц.
По результатам факторного анализа следует дать характеристику причин изменения эффективности использования капитала, связанных с управлением прибыльностью продукции и оборачиваемостью оборотных активов, ликвидностью и финансовой устойчивостью предприятия.