Первичные распределения доходов населения
Счет первичного распределения доходов состоит их двух последовательных счетов: счета образования доходов и счета распределения первичных доходов. Основное его предназначение - показать, каким образом первичные доходы распределяются среди институциональных единиц и секторов. Счет первичного распределения доходов показывает распределение валовой добавленной стоимости в виде первичных доходов между важнейшими факторами производства - трудом и капиталом, а также между органами государственного управления. Счет отражает также потоки первичных доходов между внутренней экономикой и сектором остальной мир. Показатель валового национального дохода отличается от показателя ВВП на величину чистых первичных доходов, выплаченных сектору остальной мир, в частности в виде процентам по внешним займам. С этой точки зрения показатель валового национального дохода представляет большой аналитический интерес. Счет первичного распределения доходов ( primary distribution of income account) отражает формирование производственных доходов с учетом чистых факторных доходов, полученных из-за рубежа. Балансирующая статья счета первичного распределения доходов - сальдо валовых первичных доходов, которое показывает сумму первичных доходов, остающихся у каждого сектора после того, как учтены все затраты, связанные с производством. Когда косвенные налоги определяют структуру первичного распределения доходов в составе ВНП, то они условно причисляются к ним. Каждой стадии процесса воспроизводства ( стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счет образования доходов характеризует движение добавленной стоимости на стадии первичного распределения доходов. Сюда относятся: образование и первичное распределение доходов в отраслях материального произ-ва; их перераспределение, осуществляемое социа-листич. Включает в качестве составной части показатели государственного бюджета. Система статистических показателей, характеризующих экономическую деятельность, представлена в С НС в виде счетов и балансовых таблиц. Каждой стадии процесса воспроизводства ( стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Платежи и отчисления в фонд перераспределения охватывают платежи предприятий и учреждений в финансово-кредитную систему ( госбюджет, банки, сберегательные кассы, Госстрах, соцстрах) в виде отчислений от прибыли, взносов налога с оборота, подоходного налога с колхозов и кооперации, начислений на социальное страхование, процентов за кредит и др. ( графа 1 и 2), сбережения и налоговые платежи населения, его взносы в общественные организации, оплату услуг ( графа 3) и пр. Поступления из фонда перераспределения включают ресурсы, направляемые через финансово-кредитную систему на финансирование капитального строительства и процесса произ-ва, на содержание учреждений непроизводственной сферы ( просвещение, здравоохранение, общее управление, оборона), а также средства, получаемые населением в виде пенсий, пособий, стипендий и др. В результате первичного распределения доходов и их перераспределения определяется величина конечных доходов, используемых для накопления и потребления. Сумма их равна величине национального дохода, поступившего в первичное распределение. Думается, нельзя отвергать любое представление о конечной справедливости с помощью ссылки на правила игры. Но в то же время периодически повторяющееся выравнивание исходных позиций невозможно с точки зрения эффективности. Исходя из этого полное принятие складывающегося на рынке первичного распределения доходов может быть столь же нравственным, как и их произвольное массовое перераспределение. В сферу бюджетного перераспределения вовлекаются почти все участники общественного производства: либо как субъекты формирования доходов бюджета ( налогоплательщики и другие субъекты), либо как бюджетополучатели. Налогоплательщик и бюджетополучатель может быть одним и тем же лицом ( например работник бюджетного учреждения), однако в большинстве случаев это - разные лица. В этом и состоит суть и смысл перераспределительной функции бюджета: осуществляя изъятие денежных средств у одних субъектов и направляя другим, государство тем самым регулирует и выравнивает уровни доходов первичных звеньев, отраслей и секторов экономики, территорий и социальных групп и тем самым смягчает диспропорции, возникающие в процессе Первичного распределения доходов и финансовых ресурсов. В перераспределительной функции бюджета особенно ярко проявляется его императивный характер. В условиях рыночной экономики значение распределительной ( перераспределительной) функции бюджета не ослабевает.