Личный архив ветерана Великой Отечественной войны Ионова Владимира Васильевича
Конференция
«Ленинград. Война. Блокада»
РаботаДемещенко Марины,ученицы 8 «А» класса
«Живые голоса блокады. Рассказывает автор дневника пионерского отряда»
(руководитель Прийменко Елена Валерьевна)
Ру
Санкт – Петербург 2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт работы стр. 3-4
Введение стр. 5-6
«Живые голоса блокады» стр. 7-15
Вывод стр. 16
Заключение стр. 17
Библиография стр. 18
Паспорт работы
Тема:
«Живые голоса блокады»
Номинация:
Исследовательская работа «Детство, опалённое войной»
Автор:
Демещенко Марина
Руководитель:
Прийменко Елена Валерьевна
Актуальность работы:
На сегодняшний день патриотическое воспитание актуально как никогда. Близится юбилейная дата Великой Победы. Всё меньше остаётся очевидцев тех событий. Всё чаще стараются переписать историю, уменьшая значение этой победы в мире. Реальные встречи и беседы с ветеранами – это бесценный опыт и знания, полученные непосредственно от очевидцев событий. Это безусловный образец для подражания, образец для воспитания в себе такого же чувства беззаветной любви к своей Родине, героизма, мужества и стойкости вопреки всему.
Методы исследования:Эмпирические: интервьюирование
Теоретические: изучение экспоната музейной экспозиции, статистики, документов.Логические: анализ, синтез, обобщение, выводы.
Объект исследования:
Дневник пионерского отряда
Ожидаемый результат:
· Систематизированный рассказ об экспонате школьного музея – дневнике пионерского отряда.
· Интервью «Живой голос блокады» с автором дневника, ветераном ВОв – Ионовым Владимиром Васильевичем.
· Публицистическая статья «Если мы войну забудем, вновь придет война».
Цель исследования:
· передача от поколения к поколению духовных ценностей, исторических знаний.
Задачи исследования:
· обобщение информации, полученной в процессе общения с автором дневника, ветераном ВОв;
Гипотеза исследования: Пока реликвия «молчит» она всего лишь раритет, но когда она начинает «говорить» с нами, становится ли она живым голосом истории?
ВВЕДЕНИЕ
Говорят, что историю записывают люди и творят её тоже люди. И мы не исключение, поскольку являемся полноправными участниками исторического процесса. Жизнь подарила нам исключительный подарок. Мы - то поколение, которое ещё имеет возможность общаться с ветеранами, слушать их воспоминания, работать с архивами их семей, то есть непрерывно ощущать связь поколений.
Иногда можно услышать «Опять война! Опять блокада! А может нам о них забыть?», и тогда хочется ответить совсем другими строками стихотворения Ю.Воронова: «Чтоб снова на земной планете не повторилось той войны, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!»
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде помимо взрослого населения оставалось почти 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город. Эти ребята пережили особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Посмотрите сегодня на детские рисунки того времени. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракулями с небольшим овальным предметом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: «Это война, и это - война, а посередине булка. Больше не знаю ничего».
Они были такими же блокадниками, как взрослые…
Всё это будет потом…
А сейчас я хочу вернуться в июнь 41 года. Тёплые летние дни. Радостные ребячьи голоса, предвкушение весёлого отдыха в пионерском лагере под Ленинградом в посёлке Сиверскийпосле трудного учебного года. И дневник, который предложил вести вожатый отряда, чтобы ничего не стёрлось из памяти. Мог ли он тогда предположить, что радости будет ровно 15 дней, что 22 июня 1941 года в дневнике появится запись о начале войны, а сам дневник, долгие годы хранящийся на полке станет самым дорогим экспонатом школьного музея. И ничего, ни одного слова, ни одной буковки не сотрётся из памяти. Жизнь подарит вожатому Владимиру длинный путь и светлую память и благодаря этой памяти кусочки картона, исписанные убористым детским почерком «заговорив» с нами станут не просто раритетом, а «живым голосом истории»…
«Живые голоса блокады»
«Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном…»
Илья Резник
Блокадным детям сейчас за семьдесят. Мы - то поколение, которому ещё есть, у кого спросить, кому сказать спасибо… Часто одинокие, старики с охотой соглашаются поговорить, ведь в современной жизни так мало времени у нас, молодых, сесть и послушать, а им так необходимо наше внимание.
Вот так было и в том случае, о котором я хочу рассказать.
В нашем школьном музее хранится дневник пионерского отряда.
Этот дневник принесла женщина – жительница блокадного Ленинграда, когда в школе проходило награждение ветеранов, приуроченное к шестидесятилетию Великой Победы. Собственно говоря, я не сразу обратила внимание на серенький картонный альбом, стоящий на стенде музея. Было вокруг огромное множество, на мой взгляд, более интересных вещей. Знать бы мне тогда какую тайну хранит этот экспонат. Сколько раз я буду к нему возвращаться, с каким интересным человеком я познакомлюсь.
Изучая тексты дневника, я отметила, что в нём постоянно упоминались имена вожатых Анечки Решетовой и Володи Ионова. На форзаце альбома я рассмотрела полустёртую запись: «В.В. Ионов, 736 ** **» Ни на что, особо не надеясь, я набрала номер и задала вопрос: « Как номер телефона связан с дневником?» - мужской голос ответил: «Этот дневник вёл я. Моя жена Ниночка подарила его школьному музею». Вы можете себе представить, я разговаривала с вожатым Володей! Скажете: «Так не бывает!» А вот было!
4 октября мы должны были пойти с Еленой Валерьевной домой к Владимиру Васильевичу. Но каково было наше удивление, когда первого октября ветеран пришёл к нам сам. И опять, я не могу не восхититься мужеством этого человека и его ответственностью, 4 октября Владимир Васильевич должен был лечь в госпиталь, но не выполнить, то, что он обещал, не мог. Вот так состоялась наша встреча.
С самой первой минуты нашего общения Владимир Васильевич завладел нашим вниманием. Время как будто перестало существовать. Представьте себе, что, не смотря на свой довольно почтенный возраст – 91 год, вожатый Володя вспомнил имена всех 39 пионеров. Дальше я привожу его рассказ так, как я его запомнила:
«Родители моих подопечных работали на карбюраторно - арматурном заводе имени В.В. Куйбышева. В 1941 году ребятам было 12 – 13 лет. Лагерь наш располагался в замечательном месте под Ленинградом – посёлке Сиверский. В довоенное время это живописное место рядом с рекой Оредеж, недалеко от города Гатчина, называли пионерской здравницей, так как помимо нашего пионерского городка, в посёлке были ещё пионерский лагерь «Дружба» и лагерь «Юный кировец».
И я, и Анечка попали на должности вожатых лагеря по комсомольским путёвкам Куйбышевского райисполкома, так как нас рекомендовали педагоги Вагановского хореографического училища, где мы учились.
Идея вести дневник отряда принадлежала мне, но занятость не позволяла самому часто брать ручку в руки, и поэтому чаще дневник вела Чеголина Валя.
Начиная с 6 июня 41 года, в дневнике она описывала каждый день смены. Валя заносила в него наиболее яркие события. Вот некоторые из её записей:
« Наступила долгожданная минута, ребята входят в лагерь… Все разгоревшимися глазами ищут свой павильон, в котором им предстоит жить. Мы вбежали в свой павильон и быстро выбрали понравившиеся койки, начали потихоньку обустраиваться. Горнист объявил «тихий час», но, не смотря на то, что мы прошагали до лагеря 6 километров и вроде как устали не спал никто, все оживлённо болтали…»
«Сегодня мы оформляли полосу препятствий, мы находились в распоряжении нашего физрука, мальчики рыли окопы, длинной 10 метров, девочки убирали футбольное поле…»
«Отряд был на занятиях по пению – оценка ОТЛИЧНО!»
Помню, что 8 июня состоялось первое собрание отряда. В отряде было 39 человек. Председателем отряда ребята выбрали Никулина Юру, а секретарём - Чеголину Валю. Отряды в лагере делились на звенья, не был исключением и наш многочисленный отряд. После недолгих дебатов решили бросать жребий, чтобы никому не было обидно. Накрутили бумажек с цифрами, сложили их в панамку и тянули жребий по очереди. Так отряд разделился на 4 звена.
В первое звено попали Петрова Мира, Чеголина Валя, Кузьмина Зоя, Лёвина Муся, Жуликов Валя, Нилов Коля, Полухин Геня, Старостина Тамара.
Погосов Миша, Тюрина Лида, Мартынова Галя, Телегина Галя, Кулешов Женя, Степанов Коля, Тхоржицкий Юра, Киреева (имя, к сожалению, забыто) - ребята из второго звена.
В третьем звене оказались Волынский Витя, Ройтман Клара, Парфёнова Тамара, Варфаламеева Тоня, Бурджиев Юра, Гладилин Илья, Матвеев Женя, Глазунова Зина.
Из четвёртого звена могу вспомнить только Васильева Руслана, Шефтман Нему, Ковалёва Женю, Ермакова Вову»
Не правда ли - удивительно? Ведь с момента знакомства с ребятами прошло 73 года.
Вот так я познакомилась с пионерами второго отряда.
К сожалению, время неумолимо и мы никогда уже не увидим, как выглядела Анечка Решетова, белое пятно на старой фотографии навсегда сохранит эту тайну. Но по записям ребят понятно, что Аня - увлечённый своей работой, любимый и уважаемый в отряде вожатый.
Безмятежно и насыщено проходило лето в пионерском лагере. Вот как об этом рассказал Владимир Васильевич:
«День лагерной жизни начинался в восемь часов утра, со звуками горна. В девять часов бодрые, жизнерадостные, ребята садились завтракать, а затем поотрядно шли в лес на прогулку, или в соседний колхоз помогать в полевых работах, или кататься на лодках. После обеда обязательным был тихий час. А затем с четырех до пяти каждый использовал время по своему усмотрению. После отдыха начиналась работа кружков. Мальчики нашего отряда были большие любители футбола. Их команды непобедимы. Они выигрывали у всех, с кем встречались. Стрельба – не менее любимое занятие, и потому к началу стрельб многие футболисты спешили на занятия в стрелковый кружок. Кружков в лагере много: тут и хоровой, и сольное пение, и фото, и рукоделие, и кружок авиамоделистов. В десять часов вечера – отход ко сну»
Валечка очень старалась сразу заносить события в альбом. Чаще других мальчиков она упоминала в записях Нилова Колю, видимо, мальчик нравился Вале, да и как можно быть равнодушной, если Коля - самый добрый, весёлый, активный пионер отряда. Даже на фотографии его улыбка притягивает взгляд.
Записывая 21 июня в дневник рассказ о походе в лес, мы веселились, вспоминая, как рассматривали рыжую белку на сосне, как старались обогнать друг друга, собирая цветы для гербария, и не предполагали, какое трагическое событие ждёт нас впереди…
22 июня 1941 года запись в дневник вносил я (Валя повредила палец при прополке гороха на участке и не могла писать). Этот день как будто застыл в моей памяти, и хочется о нём не помнить, но, получается, забыть – значит предать память. Как сейчас помню, утром мы подготавливались к походу. Я повёл отряд к реке на купание, но на подходе к пляжу нас остановила Анечка, и нам пришлось вернуться в павильон.Там мы слушали речь товарища Молотова. Товарищ Молотов рассказал, что фашисты вероломно напали на Советский Союз. Идти в поход нам не пришлось, а день был более суетным, чем остальные.
Тогда мы ещё не предполагали, что впереди будут долгие 4,5 года разрушающей войны, 900 дней Ленинградской блокады. Я представить не мог, что из 39 ребят, радующихся пионерскому лету, в живых останутся только трое…»
Последняя запись в дневнике сделана 2 июля 1941 года, о том, что лагерь срочно расформировывается, а ребята уезжают в Ленинград. 5 июля первые фашистские бомбы упали в районе лагеря…
Владимир Васильевич долго просился на фронт добровольцем. В 1942 году он был призван в ряды Красной армии, служил в батальоне разведки. Он прошёл всю войну; был тяжело ранен осенью 1944 года в бою за освобождение Польши. Дошёл до Берлина.
Когда вожатый и ребята прощались 2 июля в лагере, они договорились, что после войны встретятся в Ленинграде во дворе 306 школы на Верейской улице. Из 39 человек на встречу пришли только трое: Нилов Николай, Погосов Михаил и Тхоржицкий Юра… Анечка погибла в блокадном Ленинграде во время бомбёжки, многие ребята, оставаясь в осаждённом городе, умерли от голода.
«Эх, как хочется спать, спать, есть, есть… спать, есть, спать, есть… А что еще человеку надо? Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе. Боюсь, что и дневник-то этот не придется мне закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть». (Из дневника Юры Рябинина)
Сейчас Владимир Васильевич остался один. Жена и сын умерли. Чтобы скрасить своё существование, он пишет стихи. Добрые, на мой взгляд, немножко нескладные, но в них всё ещё живы и Мира, и Валечка Чеголина, и Юра Никулин, и Анечка…
Думаю, вы поймёте, почему работу свою я заканчиваю строками из стихотворения Александра Надсона, которые обращены ко всем тем, у кого в жизни тесно переплелись детство и война:
В волосах серебряные нити
Столько лет, а сны всё не цветные,
Их война давно лишила детства,
Что гремела на полях России.
Кровь и смерть, воронки от снарядов,
Как игрушки - стреляные гильзы,
Всё осталось в памяти не детской
В той далёкой, страшной, чёрной жизни.
Вас война давно лишила детства,
Постаревшие теперь с годами дети,
Всё, что было – в памяти навечно
Трудно с этим жить на белом свете…
ВЫВОД
В военных реликвиях большой исторический материал не только отдельного человека, семьи, но и страны. Это нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Наибольшую ценность приобретает реликвия, которая передаётся из поколения в поколение с историей о своём происхождении, создании, с биографиями людей, сопричастными раритету. Только тогда реликвия не безмолвствует, а говорит с нами, и мы слышим живые голоса истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности военного и блокадного быта. Если мы сохраним реликвии, хранящие память о героизме и отваге, доблести и самоотверженности защитников Родины и передадим эту память потомкам, мы, россияне, станем сильнее и богаче душой, а Россия всегда будет великой и непобедимой державой.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Личный архив ветерана Великой Отечественной войны Ионова Владимира Васильевича.
Интернет- ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://historynotes.ru/blokada-leningrada/