Концептуальный подход к формированию системы управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала

По данным Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области, экономика региона, ориентированная на инновационное развитие, в среднесрочной перспективе будет испытывать потребность в конкурентоспособных работниках.

Заявленная на 2011 год потребность организаций области, принявших участие в мониторинговом обследовании Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области, в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах составляет 10176 человек, на 2012 год – 10206 человек. Такой уровень потребности организаций области в подготовке кадров установился в 2005 году и практически не снижался на протяжении шести лет, не смотря на проявления глобального финансового и экономического кризиса в нашей стране и Владимирском регионе. По прогнозу Некоммерческого партнёрства «Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР)» на вновь создаваемых в области производствах в период 2010 – 2015 гг. потребность в кадрах увеличится более чем в 6 раз, в период 2015 – 2020 гг. – в 2,5 раза, в период 2020 – 2027 гг. – ещё в 1,5 раза, что отражено на рис.19.

Вместе с тем, по прогнозам специалистов, в области будет наблюдаться снижение численности трудоспособного населения вследствие завершения трудовой деятельности лицами, достигшими пенсионного возраста, демографического кризиса 1990-х гг., изменившего параметры процесса естественного воспроизводства населения, резкого снижения рождаемости и роста смертности, установившегося отрицательного естественного прироста населения, наблюдаемого на протяжении восемнадцати лет. Численность трудоспособного населения в 2015 году по сравнению с 2009 годом снизится на 10,7 % и составит 796,7 тыс. человек.

Концептуальный подход к формированию системы управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала - student2.ru

Рис.19 Прогноз численности занятых в новых производствах, создаваемых во Владимирской области, на период 2010 – 2027 гг. (по оптимальному сценарию)

Примечание. Подготовлено по материалам Некоммерческого партнёрства «Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР)».

В условиях недостатка трудовых ресурсов в целом, дефицит интеллектуальных, конкурентоспособных кадров примет характер серьёзной проблемы.

В перспективе будет прослеживаться дифференциация территорий по уровню востребованности инновационных работников. Рост числа инновационно-активных предприятий, развитие опережающими темпами инновационной инфраструктуры прогнозируется по линии формирующегося мегаполиса классического типа Москва – Владимир – Нижний Новгород (главной экономической оси области). Соответственно, в пределах этой зоны значительно возрастёт потребность в работниках нового типа, кадрах самой высокой квалификации. Наибольшую потребность в рабочих кадрах и специалистах будут испытывать инновационно-активные организации областного центра – г. Владимира и второго по величине города области – Коврова.

Острый дефицит в рабочих кадрах высокой квалификации уже сейчас испытывают инновационно-активные предприятия машиностроения и металлообработки, стекольной, текстильной и швейной промышленности, сельского хозяйства.

Проблема кадрового обеспечения может стать существенным препятствием для успешной реализации на территории области масштабных инновационно-инвестиционных проектов по созданию новых обрабатывающих производств, в том числе, по подвидам экономической деятельности: «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (при активном участии ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ООО «УК «Металлургический холдинг», Neuson – Ecotec Palfinger); «производство машин и оборудования» (при содействии итальянской компании «Геоклима» и фирмы «СИМЕНС»); «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (при поддержке компании Century Trade, компании «Прайсвотерхаус Куперс БВ», предприятия Магнети Марелли); «производство транспортных средств и оборудования» (при участии ЗАО «УНКОНТЕХ», ООО «Амурсервис», французской фирмы «Инерджи», компании «Форессия», предприятия «ДЮРА Аутомотив Системс ГмбХ»); «химическое производство» (при содействии фирмы «СОУДАЛ», Lyondell Basell Industries); «текстильное и швейное производство» (по инициативе ООО «Текстиль М», ЗАО «Славянка Текстиль», «Юмак Иплик») и др.

Ключевыми объектами научно-инновационной сферы региона являются Конструкторское бюро «Арматура» - филиал ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» (ГКНПЦ), ФГУ «Федеральный центр охраны здоровья животных», ОАО НПП «Магнетон», ЗАО Научно-технический центр «Владипор», ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии» (ВНИИВВиМ), ЗАО «Баромембранная технология», ФГУП ВНИИ «Сигнал», ЗАО Фармацевтическая фирма «Лекко», ФГУП «Государственный научно-исследовательский испытательный лазерный центр (полигон) Российской Федерации (ГосНИИЛЦ РФ) «Радуга» имени И.С. Косьминова; ОАО «Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей» (НИКТИД), ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский, конструкторский и проектно-технологический институт органических удобрений и торфа» (ВНИКПТИОУ), ОАО «Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения» (НИПТИЭМ), ГНУ «Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (ВНИИСХ), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья» (ВНИИСИМС).

Ряд инновационно-активных организаций вовлечены в федеральные целевые программы (ФЦП): «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, как национального достояния России на 2006 – 2010 годы. Агропромышленный комплекс» (ГНУ «ВНИИВВиМ»); «Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы» (КБ «Арматура» - филиал ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева); «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 – 2010 годы и на период до 2015 года» (ФГУП «ГосНИИЛЦ РФ «Радуга» имени И.С. Косьминова). В дальнейшем, принятие решения по включению организаций области в федеральные целевые программы будет во многом зависеть от состояния кадровой системы, индивидуального человеческого капитала и инновационного потенциала работников.

В целях получения конкретных количественных показателей, отражающих потребности инновационно-активных предприятий, организаций и учреждений области в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, необходимо проведение работы по совершенствованию методики отраслевого заказа на подготовку кадров, которая должна предусматривать дифференциацию организаций по уровню инновационной активности.

Следует констатировать, что в области ещё не отработан механизм устойчивого функционирования системы РИ ЧК и ВК инновационной экономики (рис.20).

Концептуальный подход к формированию системы управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала - student2.ru

Рис.20 Механизм устойчивого функционирования системы РИ ЧК и ВК инновационной экономики региона

Учреждения профессионального образования, реализующие отраслевой заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов не получают дополнительной поддержки со стороны государства, выпускникам не всегда предоставляются гарантии трудоустройства по полученным профессиям и специальностям. На предприятиях, в организациях и учреждениях часто не обеспечивается создание надлежащих условий для реализации перспективными работниками индивидуальных программ профессионального и карьерного роста, дальнейшего личностного развития, не уделяется должного внимания совершенствованию системы стимулирования и мотивации труда персонала, решению вопросов социального обеспечения и внедрения трудосберегающих технологий, что негативным образом отражается на состоянии человеческого капитала. Особую остроту принимает проблема организации преемственности на производстве.

В отсутствии действенной ГПРЧК региона, может сложиться парадоксальная ситуация, характеризуемая дефицитом эффективных работников при наличии дипломированных специалистов по факту. С одной стороны, она будет вызвана тем, что для представителей старшего поколения сотрудников инновационно-активных предприятий сужаются возможности приобретения квалификации, в частности, связанной с освоением в короткие сроки техники нового поколения и современных информационных технологий и позволяющей им поддерживать конкурентоспособность. С другой стороны, что нами уже подчёркивалось ранее, существует проблема адаптации молодых специалистов на производстве.

Работа по сохранению и усилению инновационной активности в регионе требует заимствования значительных интеллектуальных ресурсов. Осуществляемые на региональном уровне меры государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе направленные на рациональное использование человеческого капитала и сохранение кадров науки и инноваций, в виде предоставления грантов, премий и стипендий молодым дарованиям и перспективным работникам не всегда дают ожидаемые результаты. Следовательно, для развития инновационной экономики региона необходимы более действенные решения. стиженние целей ей и реализации специальных программ и проектов, комплексных мероприятийонной сфер региона, кад

В период глобальных преобразований, в постоянно меняющихся условиях внутренней и внешней среды, управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое обеспечивается за счёт поиска новых путей и направлений развития, активизации имеющихся резервов, выбора альтернатив.

Основной проблемой, стоящей перед субъектом управления является недостаточно высокая интенсивность и результативность инновационной деятельности, несоответствие уровня инновационной активности заданным Стратегией социально-экономического развития Владимирской области параметрам. Возникновение проблемы во многом связано с консервацией имеющихся резервов развития и отсутствием эффективной системы управления инновационной деятельностью в регионе.

К внутренним факторам, вызывающим появление данной проблемы, следует отнести недостаточно высокую мобильность, инертность управленческих структур; консерватизм взглядов; низкую инвестиционную активность в научно-инновационной сфере региона; критически низкий уровень предпринимательской активности в инновационной среде; недостаточную мотивацию труда работников предприятий, организаций и учреждений, имеющих определённый инновационный потенциал; пренебрежение принципами рационального использования имеющихся ресурсов; недостаточно высокий объём и качество проводимых исследований и разработок с выходом на инновации; неготовность хозяйствующих субъектов к изменениям.

К внешним ситуационным факторам, которые достаточно трудно преодолимы, мы относим несовершенство нормативно-правовой базы регулирования инновационной деятельности в стране; недостаточное развитие всероссийского рынка инноваций; незрелость национальной инновационной системы; недостаточное государственное финансирование научных исследований; ослабление государственной поддержки развития российской системы образования; невысокий уровень организации деятельности по распространению положительного опыта регионов, связанного с продуцированием инноваций, трансфером высоких технологий, формированием региональных инновационных систем; утрата в постсоветский период важных хозяйственных связей между предприятиями, разделёнными границами суверенных государств; изменение, кардинальным образом, социально-демографической ситуации в стране; ослабление генофонда нации.

Следует констатировать, что наиболее значимые внутренние и внешние факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности в регионе, связаны с человеком, сферой его интересов и приоритетов, внутренними резервами развития, образованием, интеллектуальным потенциалом, работоспособностью. Поэтому решение выявленной проблемы мы в большей степени связываем с развёртыванием деятельности по сохранению и приумножению человеческого капитала, интеллектуальному воспитанию подрастающего поколения, повышению уровня профессионализма и компетентности работников, обеспечению ключевых участков трудовой деятельности конкурентоспособными кадрами.

Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему «изнутри», в связи с вызвавшими её событиями и изменениями, как во внутренней, так и во внешней среде, способствует выработке адекватных управленческих решений с целью исключения или снижения остроты проблемы.

Точное определение проблемы необходимо для установления сферы управленческого воздействия, контура системы, уровня, на котором, преимущественно, должны приниматься меры по её разрешению.

Опыт целого ряда российских регионов, в том числе республик Адыгея, Башкортостан, Татарстан; Московской, Тульской, Саратовской, Ростовской, Омской, Новосибирской областей, где определены концептуальные основы государственной кадровой политики, позволяет сделать вывод о возможности решения проблемы недостаточно высокой интенсивности и результативности инновационной деятельности предприятий, организаций и учреждений, вызванной, главным образом, снижением качества человеческого капитала организаций научно-инновационной сферы, отсутствием механизма максимально эффективного задействования в инновационном процессе кадров и их воспроизводства на уровне субъекта Российской Федерации. Бесспорно, кратный эффект позволит достичь организация решения данной проблемы при всесторонней поддержке Федерального центра и аппарата Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, интеграции управленческих воздействий на различных уровнях публичной власти, не исключая и уровень местного самоуправления.

Перспективы создания региональной инновационной системы во многом связаны с развитием деятельности по сохранению и приумножению человеческого капитала, повышению качества общеобразовательной подготовки будущих специалистов, формированию и реализации перспективными работниками индивидуальных программ профессионального и личностного роста, внедрению трудо- и здоровьесберегающих технологий на производстве, рациональному использованию людских ресурсов, организации межрегионального и внутрирегионального рекрутинга высококвалифицированных кадров.

В связи с переводом экономики региона на инновационный путь развития, сопровождающимся ростом наукоёмких производств, переориентацией предприятий на выпуск высокотехнологичной продукции, повышением уровня интеллектуализации труда, в отдельных случаях, интеграцией умственного и физического труда ожидается ревизия рабочих мест. Неминуемо произойдёт высвобождение работников с низким инновационным потенциалом, не выдержавших конкуренции, что повышает риски возникновения новых социальных потрясений. В отсутствии действенных механизмов воспроизводства интеллектуальных ресурсов будет наблюдаться дефицит высококвалифицированных, эффективных работников. Высока вероятность наступления ситуации, при которой не представляется возможным обеспечение кадрами требуемой квалификации создаваемых инновационных производств. В этих обстоятельствах повышается значимость наших предложений по формированию системы управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала.

На наш взгляд заслуживает внимания система управления инновационным развитием кадрового потенциала социально-экономической системы (ИР КП СЭС), предложенная И.В.Вотяковой[103]. Данная система управления направлена на достижение поставленной цели ИР КП СЭС: формирование и эффективное использование квалифицированных кадров, повышение их конкурентоспособности. Основной задачей системы, по замыслу автора, является концентрация усилий, позволяющих целенаправленно выполнять мероприятия по эффективному использованию накопленного кадрового потенциала социально-экономической системы. В общей системе фактически действуют две подсистемы: подсистема обеспечения эффективности использования кадрового потенциала и подсистема профессионального инновационного развития кадрового потенциала. В рамках первой подсистемы предусмотрено формирование информационно-аналитической службы, к основным функциям которой автор относит анализ влияния внутренних и внешних факторов среды, мониторинг состояния рынка труда, определение качественной потребности в кадрах. В рамках второй подсистемы осуществляется организация профессиональной подготовки кадров и оценка результативности реализации образовательных программ, что, несомненно, является достоинствами предлагаемой системы управления. Вместе с тем автором не предусмотрено реализации программ и проектов, направленных на обеспечение воспроизводства интеллектуальных кадров, развитие профориентационной деятельности, взаимодействие с образовательными учреждениями, проводящими допрофессиональную подготовку, т.е. обойдены вопросы «накопления» человеческого капитала социально-экономической системы. Кроме того, чётко не прописан механизм кадрового обеспечения производства. Отсутствует постановка проблемы создания надлежащих условий для реализации перспективными работниками индивидуальных программ профессионального и карьерного роста, личностного развития, не акцентируется особого внимания на необходимость совершенствования организации переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров и создания механизмов оперативного реагирования на изменение состояния внутренней и внешней среды. Рассматриваемая система управления в большей степени ориентирована на уровень конкретной организации (хозяйствующего субъекта), не смотря на то, что автор прилагает усилия по придаче ей универсального характера.

На уровне субъекта Российской Федерации необходимо формирование такой системы управления инновационной деятельностью, которая бы способствовала созданию надлежащих условий для жизни и работы людей, вовлечëнных в инновационный процесс, воспроизводства человеческого капитала.

Система управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала создаётся в целях повышения эффективности регионального управления, кадрового обеспечения приоритетных отраслей промышленности, поддержки предприятий, формирующих новые рабочие места, стимулирования инвестиционной и деловой активности.

Формирование такой системы управления позволит усовершенствовать процесс разработки, внедрения и коммерциализации инноваций, повысит результативность инновационной деятельности, а, следовательно, создаст предпосылки для выхода региона на качественно новый уровень развития.

Глобальный финансовый и экономический кризис, уравнявший в стартовых возможностях многие страны для совершения технологического прорыва, предоставил Российской Федерации шанс задействовать в этих целях имеющиеся резервы, мобилизовать ресурсы развития, главным образом, интеллект и способности человека к творчеству. Для стран, ставящих перед собой амбициозные задачи, единственно правильным решением должно быть выстраивание системы управления инновационной деятельностью на любом уровне управления на основе интенсификации кадровых ресурсов инноваций. Повышение эффективности использования данных ресурсов будет способствовать формированию новой экономики – «экономики с доминирующей интеллектуальной составляющей»[104]. Инвестиции в человека, в деятельность по сохранению и развитию интеллектуального потенциала нации, сделанные именно сегодня, многократно повышают вероятность для нашей страны завоевать желаемые позиции в мире уже в среднесрочной перспективе.

Таким образом, работа по формированию системы управления инновационной деятельностью в регионе направлена на решение задач модернизации экономики, совершенствование региональной модели управления в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Формируемая система управления призвана способствовать созданию благоприятной среды для расширения научно-исследовательского сектора, обеспечению устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы.

Основополагающим принципом управления инновационной деятельностью в регионе должно стать рациональное использование и приумножение человеческого капитала.

Создание благоприятных условий для жизни и работы на территории Владимирской области эффективных работников умственного труда, будет способствовать повышению результативности инновационной деятельности и окажет позитивное воздействие на процесс формирования нового имиджа региона.

Наши рекомендации