Рекомендации по выполнению и защите курсовой работы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
АЛЕКСЕЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ
ДИСЦИПЛИН
Методические рекомендации
по подготовке и защите
Курсовой работы по дисциплине
«Статистика»
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
«Финансы и кредит»
Квалификация выпускника - бакалавр
Форма обучения –очная, заочная
Алексеевка, 2014
УДК 311(075.8)
ББК 60.60я73
К 89
Печатается по решению
редакционного совета
Алексеевского филиала Белгородского государственного
национального исследовательского университета
Авторы-составители:
И.С. Кузнецова,доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алексеевского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат физико-математических наук;
А.В. Белозерских, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алексеевского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат педагогических наук
Рецензенты:
Ткачёва Н.В.,кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алексеевского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета;
Николаева Е.М.,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алексеевского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета
Кузнецова И.С., Белозерских А.В.
Методические рекомендации по подготовке и защите курсовой работы по дисциплине «Статистика» для студентов направления 38.03.01 Экономика, профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит; профиль Финансы и кредит/
И.С. Кузнецова, А.В. Белозерских. –Воронеж: издательство «Истоки», 2014. –46 с.
В методических рекомендациях изложены основные положения по содержанию, организации, выполнению и оформлению курсовых работ по дисциплине «Статистика». Предназначены для студентов направления 38.03.01 Экономика, профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит; профиль Финансы и кредит.
УДК 311(075.8)
ББК 60.60я73
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 12
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. 24
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 28
5. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32
ВВЕДЕНИЕ
Общая теория статистики дает специалистам базу для понимания закономерностей развития и изменения явлений и процессов социально- экономической жизни общества. Умение работать с информацией, владение навыками упорядочивания различного рода данных, их анализ, оценка тенденций развития явлений и процессов, формулировка выводов и интерпретация полученных результатов отличают высококлассного компетентного специалиста в сфере экономики.
Написание курсовой работы преследует следующие цели:
- учебную, которая заключается в том, что автор работы должен показать широкое и полное усвоение текущего учебного материала, глубокое знание библиографии по избранной теме;
- исследовательскую, которая состоит в выявлении умения анализировать конкретные факты, обобщать их и делать обоснованные и правильные выводы.
Курсовая работа должна представлять собой завершенное исследование, в котором анализируются проблемы в исследуемой области, и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. Работа должна носить творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации и содержать теоретические выводы и практические рекомендации.
В задачи курсовой работы входят:
- углубление и закрепление знаний по теоретическим, методологическим и аналитическим вопросам статистического анализа;
- закрепление методологии сбора и обработки статистической информации;
- развитие навыков самостоятельной работы с научной, справочной и нормативной литературой;
- овладение методами проведения статистического анализа и обобщения результатов исследования по избранной теме.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является одним из основных этапов самостоятельной работы студентов, представляет собой учебно-исследовательскую работу по различным научным направлениям.
В ходе выполнения курсовой работы студент должен сформировать и развить следующие компетенции:
1. Общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
2. Профессиональными компетенциями (ПК):
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно, на основе подбора и изучения учебной специальной литературы, официальных документов, статистических сборников и практических материалов предприятий, организаций и учреждений.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен:
1) Знать:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат | |
ОК-1 | 3-1 | понимает роль и значение информации в развитии современного общества и экономических знаний | |
3-2 | способен объективно воспринимать, систематизировать и анализировать информацию о социально-экономических явлениях и процессах, ставить цели и определять пути их достижения | ||
ОК-4 | 3-1 | имеет понятие о социально-экономических проблемах и процессах в обществе | |
3-2 | имеет представление о механизме анализа, диагностики и прогноза социально-экономических процессов и проблем | ||
ОК- 13 | 3-1 | знаком с основными этапами процессов сбора, обработки и хранения информации | |
3-2 | иметь представление об основных программных продуктах и баз данных необходимых для статистического анализа | ||
ПК-4 | 3-1 | имеет представление о процессах систематизации, обобщения и анализа информации для решения экономических задач | |
3-2 | знает порядок сбора, обработки и анализа статистической информации | ||
ПК-5 | 3-1 | имеет представление об этапах, методах и инструментах статистического анализа социально-экономических явлений и процессов | |
3-2 | понимает значение оценки и интерпретации информации в статистическом исследовании социально-экономических процессах | ||
ПК-6 | 3-1 | знает основы моделирования, теоретического и экспериментального исследования , | |
3-2 | имеет представление о критериях оценки показателей при их интерпретации | ||
ПК-8 | 3-1 | знает алгоритмы анализа и оценки данных отечественной и зарубежной статистики | |
3-2 | имеет представление о методах выявления и измерения тенденций развития социально-экономических явлений и процессов | ||
ПК-9 | 3-1 | имеет представление об источниках (официальных сайтах) отечественной и зарубежной информации | |
3-2 | понимает механизм подготовки информационного обзора (аналитического отчета) | ||
2) Уметь:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | У-1 | умеет анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию |
У-2 | применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения | |
ОК-4 | У-1 | использует методы анализа и диагностики социально- экономических процессов и проблем |
У-2 | применяет методы прогнозирования развития социально- экономических процессов и проблем | |
ОК-13 | У-1 | использует на практике знаниями о процессах сбора, обработки и хранения информации |
У-2 | умеет пользоваться основными программными продуктами и базами данных необходимых для статистического анализа | |
ПК-4 | У-1 | использует методами сбора, систематизации, обобщения и анализа информации для решения экономических задач |
У-2 | применяет методы количественного анализа и оценки социально-экономических явлений | |
ПК-5 | У-1 | осуществляет выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей |
У-2 | умеет анализировать и интерпретировать показатели оценки социально-экономических явлений и процессов | |
ПК-6 | У-1 | использует методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования в оценке социально- экономических исследованиях |
У-2 | умеет применять критерии оценки показателей при интерпретации результатов исследования | |
ПК-8 | У-1 | использует алгоритмы анализа и оценки данных отечественной и зарубежной статистики |
У-2 | применяет методы выявления и измерения тенденций развития социально-экономических явлений и процессов | |
ПК-9 | У-1 | умеет пользоваться источниками (официальными сайтами) отечественной и зарубежной информации |
У-2 | умеет применять методы моделирования в теоретических и экспериментальных исследованиях |
3) Владеть:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат | |
ОК-1 | В-1 | способен формулировать, систематизировать и представлять информацию | |
В-2 | имеет опыт целеполагания и нахождения способов достижения целей | ||
ОК-4 | В-1 | готов к выявлению и исследованию социально- экономических процессов и проблем | |
В-2 | владеет механизмом анализа, диагностики и прогноза социально-экономических процессов и проблем | ||
ОК- 13 | В-1 | владеет навыками сбора, обработки и хранения информации | |
В-2 | способен применять основные программные продукты и базы данных в ходе проведения статистического анализа | ||
ПК-4 | В-1 | владеет процессами систематизации, обобщения и анализа статистической информации | |
В-2 | готов к сбору, обработке, анализу информации и оценке социально-экономических явлений | ||
ПК-5 | В-1 | владеет этапами, методами и инструментами статистического анализа социально-экономических явлений и процессов | |
В-2 | способен к самостоятельному оцениванию и интерпретации информации в статистических исследованиях социально-экономических процессов | ||
ПК-6 | В-1 | владеет основами моделирования, теоретического и экспериментального исследования | |
В-2 | способен применять критерии оценок показателей в ходе их интерпретации | ||
ПК-8 | В-1 | владеет навыками сравнительного статистического анализа и оценки данных отечественной и зарубежной статистики | |
В-2 | владеет методами выявления и измерения тенденций развития социально-экономических явлений и процессов | ||
ПК-9 | В-1 | готов к поиску и применению источников отечественной и зарубежной информации | |
В-2 | владеет понятиями социально-экономических проблем и общественных процессов | ||
Содержание и последовательность выполнения курсовой работы носят индивидуальный характер и контролируются руководителем, но можно рекомендовать вести работу по следующей схеме:
Формулировка цели и задач курсовой работы по выбранной теме. Изучение современных научных концепций по данной проблеме, дается общая характеристика объекта исследования. Написание теоретической главы.
Сбор материалов на объекте по программе, включающей изучение отчетов, нормативных документов. Экономическая характеристика объекта исследования.
Обработка статистических данных, расчет необходимых показателей структуры и динамики, обоснование зависимостей показателей от выбранных факторов.
Обобщение результатов анализа. Написание аналитической главы.
Написание заключения.
Редактирование и окончательное оформление курсовой работы.
Сдача курсовой работы на проверку, подготовка к защите.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Порядок выбора темы
Тема курсовой работы должна соответствовать учебной программе курса и разрабатываться на конкретных материалах исследуемых объектов. Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно на основе рекомендуемого кафедрой примерного перечня тем, исходя из своих научных интересов. При выборе темы следует исходить из научных интересов, имеющихся знаний, а также из возможностей полного сбора литературы и практических материалов по проблеме.
Выбранные студентами темы курсовых работ обсуждаются и утверждаются на кафедре «Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин». При этом по каждой теме курсовой работы определяются научные руководители.
Подход к выбору темы курсовой работы и ее разработке, рекомендуется построить так, чтобы выполненная работа могла послужить основой или частью научного доклада на студенческой конференции, а также подготовки выпускной квалификационной работы студента.
2.2. Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа должна иметь следующую структуру:
Содержание
Введение
1. Теоретическое обоснование выбранной темы
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
3. Экономико-статистический анализ объекта исследования
4. Экономическое обоснование результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
Содержание отдельных разделов и их объем должны быть примерно следующими:
Во введении (2-Зстр.) необходимо обоснованность актуальность выбранной темы, ее значение в процессе познания социально-экономических процессов. Во введении формулируется цель работы и задачи, необходимые для ее достижения, указываются используемые источники литературы и официальные документы, а также дается краткая характеристика структуры работы.
Теоретическое обоснование темы (5-7 стр.)
В данном разделе рекомендуется рассмотреть сущность проблемы, теоретическое и практическое ее решение по материалам литературных источников. При этом следует сравнить точки зрения подходов и решений отечественных и зарубежных специалистов по изучаемой проблеме. Анализ существующих точек зрения необходимо дать с позиции объективного отражения процессов реформирования экономики, показать их развитие в современных условиях.
Экономическая характеристика объекта исследования (3-5 стр.)
Если в качестве объекта исследования выступает конкретное предприятие, то необходимо указать местоположение предприятия и анализ обобщающих показателей, характеризующих его размер за 3 года:
объем валовой продукции;
объем товарной продукции;
среднегодовая стоимость основного и оборотного капитала;
себестоимость продукции;
затраты на 1 руб. товарной продукции;
среднесписочная численность персонала;
производительность труда;
среднемесячная заработная плата;
величина полученной прибыли (убытков);
уровень рентабельности.
Здесь же должны быть изложены особенности функционирования данного предприятия.
Если в качестве объекта исследования выступает регион (страна), то необходимо представить краткую социально-экономическую характеристику объекта за последние 3 года. Перечень показателей определяется студентами самостоятельно.
Экономико-статистический анализ объекта исследования(10-15 стр.)
В данной части курсовой работы проводится статистический анализ исследуемого явления с использованием максимально возможного числа статистических методов. При этом должны быть строго соблюдены условия и основные принципы их применения.
Она должна состоять из нескольких глав (как правило, две-три), а внутри глав могут быть рассмотрены несколько самостоятельных вопросов, обособленных отдельными параграфами.
Главы курсовой работы должны быть конкретными, детально раскрывающими существо рассматриваемого экономико-статистического анализа на примере объекта исследования
Экономическое обоснование результатов (1,5-2 стр.)
В этом разделе курсовой работы студент должен на основе проведенного анализа динамических рядов и корреляционно-регрессионного анализа дать прогнозные значения исследуемого явления, при этом предварительно на основе выборочного метода оценить средние ошибки, предельные ошибки, обосновав достоверность получаемых прогнозных расчетов.
Заключение (1,5-2 стр.)
В этом разделе необходимо изложить итог всей курсовой работы. Выводы и предложения должны быть сформулированы четко, ясно и без повторения основного текста. Они должны отражать содержание всей работы, ее сущность теоретическое и практическое значение. Выводы и предложения излагаются в виде отдельных пунктов, одного абзаца.
Список литературы
Список литературы должен содержать не менее 30 наименований использованных литературных источников, с указанием фамилии автора, места и года издания, оформленных в порядке и последовательности, изложенных в разделе 7.
Приложение
В приложениях следует помещать вспомогательный материал (дополнительные расчеты, таблицы, материалы из предприятия и т.д.) с целью сокращения основной части работы. В тексте основных разделов необходимо сделать ссылки на соответствующие приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них.
Приведенная структура курсовой работы носит рекомендательный характер. Возможны и другие подходы при написании курсовых работ (при согласовании с научным руководителем).
Таблицы, иллюстрации, графики могут быть размещены по тексту работы или в виде приложений, если они обширные.
Выводы и предложения должны представлять собой результат анализа основного содержания темы в виде теоретических положений и практических рекомендаций. Они должны иметь четкие определения, а практические рекомендации способствовать улучшению инвестиционной деятельности и повышению эффективности использования инвестиций в хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций. Обоснованные выводы и предложения в значительной мере определяют качество выполненной работы.
План курсовой работы рекомендуется согласовать с преподавателем-руководителем курсовой работы. Примерный план курсовой работы в качестве образца приведен в приложении 6.